Страсти по УПУ: «ВОЛЯ» и «Телекомпалата» выступили против раскулачивания кабельщиков
На прошлой неделе депутаты приняли в первом чтении законопроект о новом составе Универсальной программной услуги. Документ предлагает уменьшить количество каналов, входящих в УПУ, исключив коммерческие вещатели четырех телегрупп, и оставить в «соцпакете» только общественные каналы («Перший», «Культура», сеть местных ТРК), канал «Рада», а также местные цифровые и аналоговые вещатели.
После принятия этого закона абоненты кабельного телевидения должны готовиться к росту месячной абонплаты. В противном случае уменьшение телеканалов УПУ угрожает информационной безопасности Украины, поскольку провайдеры не потянут расценки телегрупп и будут вынуждены отказаться от их каналов. Цена $1 или 25 грн за пакет из 23 телеканалов четырех телегрупп при среднем ARPU 36,9 грн неприемлема. Компания «ВОЛЯ» готова к переговорам с телегруппами, но сначала стоит подумать о том, нужно ли в принципе принимать закон об УПУ во втором чтении. Именно об этом говорили президент «ВОЛИ» Сергей Бойко и представители ассоциации «Телекомпалата» («ВОЛЯ», «Дата-групп», «Виасат» и Megogo) Татьяна Попова и Константин Грицак на состоявшейся в среду пресс-конференции.
Глава «Телекомпалаты» Константин Грицак рассказал об экономической подоплеке процесса и о том, как уменьшение УПУ скажется на абонентах кабельного телевидения: «Говорят, что роялти телегруппам – это незначительные средства, и кабельное ТВ не подорожает для абонентов. В ответ я хотел бы отметить, что телегруппы, по информации СМИ, хотят брать с провайдеров $1 доллар за абонента – это на сегодня 25-26 грн. К сведению: средний уровень ARPU за услуги кабельного ТВ, согласно данным IKS-Consulting, сегодня составляет 36,9 грн. То есть телегруппы хотят получать практически 100% по отношению к ARPU. Есть заявление телегрупп о том, что цена будет расти постепенно – с 5 до 10 грн для одного абонента за пакет из всех телеканалов. Но для абонента соцпакетов, куда входят все телеканалы УПУ, цена вырастет на 100%. Стоимость соцпакетов у кабельных провайдеров небольшая – 10, 15 или 20 грн для абонента. В условиях нынешней экономической ситуации новая цена будет неподъемной для многих абонентов. Они будут искать более дешевую альтернативу».
Учитывая сказанное выше, Константин видит три варианта развития сценария:
1) телегруппы заставят кабельщиков платить, из-за чего абонплата вырастет;
2) провайдеры заставят телеканалы платить, что отразится на их расходах;
3) телегруппы и провайдеры не договорятся, и телеканалы исчезнут из кабельной сети.
Кабельное телевидение смотрит около трети всех зрителей, поэтому в случае реализации первого и третьего сценариев, по словам Грицака, абоненты перейдут на альтернативные источники – спутниковое телевидение и интернет, где «есть контент, угрожающий информационной безопасности государства и являющийся элементом гибридной войны, которую ведет против Украины РФ».
С цифр начал и президент «ВОЛИ» Сергей Бойко. По его словам, провайдер платит каналам лицензионные отчисления вне зависимости от того, украинский это канал или зарубежный (но только тем, которые считаются платными). В общей сложности «ВОЛЯ» платит 60-ти каналам (а всего их 160), абонплата же в среднем занижена на 20-30%, хотя назвать ее нерыночной Бойко не готов, поскольку сумма все же регулируется конкуренцией, то есть рынком. В ближайших странах Евросоюза ARPU колеблется в пределах $12-25, а в США только соцпакет стоит $30. Средний ARPU внутри «ВОЛИ» чуть выше, чем по рынку (около 57 грн).
Себестоимость транспортировки сигнала каждому провайдеру константна последние 10 лет – $1,5-2 на одного абонента. Затраты на доставку электрического сигнала покрывает именно услуга соцпакета – там нет места для роялти. Кроме того, существуют услуги кол-центра, выезды на дом к абоненту, оплата офисов: «Цена за контент не может равняться цене чашки кофе, на приготовление которой затрачивается 5 минут... Я не буду говорить о провайдерах, у которых соцпакет стоит 15 грн, и они позволяют себе кросс-субсидировать пакеты: брать 15 грн за один, но 170 грн за другой, перебрасывая доходы. Это неправильно. У нас соцпакет стоит 32-36 грн», – отметил Бойко.
Отвечая на вопросы, президент «ВОЛИ» заверил, что провайдер – не монополист по Киеву, а затем призвал телегруппы поступать «по-партнерски»: «Через «Телекомпалату» мы предлагали договориться о запрете для провайдеров брать роялти с телеканалов и о запрете для телегрупп брать деньги с провайдеров. Делиться доходами от абонплаты кабельные провайдеры всегда готовы, но при условии, если телеканалы поделятся с нами доходами от рынка телерекламы».
Не обошлось без колкостей в сторону конкурентов из группы компаний «Триолан», которым Бойко припомнил абсолютный ноль для абонентов. Не забыл Сергей Юльевич и о собственнике «Медиа Группы Украина»: «Прошу отметить, что УПУ распространяется только на кабельных провайдеров. Кому принадлежат альтернативные технологические платформы, в частности эфирное цифровое телевидение («Зеонбуд»)? Кому принадлежит «Укртелеком», который вдруг предлагает альтернативную платформу интерактивного телевидения? Не случайно ли тому, кто владеет одной из медиагрупп? Зачем договариваться с кем-либо из кабельщиков, если можно, по большому счету, «нагнуть»? Ответы на эти вопросы объясняют, почему нет диалога с телегруппами, к которому не раз призывали все ассоциации кабельных провайдеров».
Когда слово передали главе совета «Телекомпалаты» Татьяне Поповой, она рассказала, что кабельные провайдеры, которых на рынке свыше 500, не имеют сверхприбыли, особенно в регионах: из-за высокой конкуренции они, мол, сводят концы с концами (почему же никто из них не закрывается?). Перед сокращением УПУ, по мнению Поповой, нужно отключить аналоговое вещание и закодировать спутниковый сигнал. А вот кто кому должен платить – телегруппы провайдерам или наоборот – большой вопрос. Ведь в конечном итоге платить будет телезритель, и вопрос лишь в том, как будут распределяться эти средства. Татьяна предложила отложить рассмотрение законопроекта до следующего года – чтобы успеть решить ряд вопросов на законодательном уровне.
Вообще-то, изначально мероприятие заявлялось как круглый стол и было открытым для каждого представителя рынка, но ни представители телегрупп, ни нардепы, писавшие злополучный законопроект, на него не явились. Как рассказал Константин Грицак, к публичности «Телекомпалату» подтолкнули «манипулятивные телесюжеты» об УПУ в новостях СТБ и «1+1» (СТБ, мол, не поинтересовался мнением кабельных провайдеров, а Плюсы уверяли, что абонплата не вырастет – провайдеры просто поделятся с телеканалами своими доходами). И если нардепы мероприятие «Телекомпалаты» проигнорировали (ушли на каникулы), то телегруппы накануне опубликовали ответное заявление через свою ассоциацию ИТК. Если коротко, то телехолдинги считают, что кабельные операторы лицемерят, поскольку зарабатывают именно на украинских эфирных телеканалах, но оплачивать роялти готовы только зарубежным вещателям. Кроме того, в личных беседах телевизионщики уверяют, что члены «Телекомпалаты» намеревались получить для себя особые условия: еще недавно они выступали за сокращение УПУ и за рыночные отношения, а сейчас отказываются от своих идей, и это дает основания полагать, что преференций добиться не удалось.
Что ж, я уже скупила весь попкорн. Жду ответа телегрупп «Телекомпалате» – похоже, намечаются серьезные баталии.