Страйка сценаристов не будет - бастующие и студии договорились
Можно отставить в сторону валерьянку - все мои любимые шоу и сериалы в безопасности. Гильдия сценаристов США (WGA) и студии (представлены ассоциацией AMPTP) обошлись без масштабной забастовки и буквально в считанные минуты до истечения дедлайна подписали коллективный договор.
Вскоре после заключения соглашения WGA разослала членам Гильдии письмо, в котором уточнила, что оценивает договоренность как однозначную победу, а выгоду оценивает в $130 млн на макро-уровне - то есть что сценаристы получат на $130 млн больше, чем если бы согласились на предыдущие условия студий, а не угрожали страйком. Эта сделка компромиссная: еще в прошлую пятницу в WGA озвучивали, что цена вопроса - как минимум $156 млн. Но не обошлось без нескольких «но».
Оценить реальную выгоду от нового соглашения достаточно сложно, а откуда взялась сумма в $130 млн, вообще никто не может объяснить. Если же рассмотреть каждый из вопросов, заявлявшихся как причина для забастовки, то получается, что в безусловном, хотя и скромном выигрыше, остались авторы, пишущие для телевидения, а вот киносценаристы не получили с этого банкета ни одного объедка. Это при том, что сами же продюсеры оценивали потенциальный ущерб от страйка сценаристов в 2017 году в сумму $200 млн в неделю.
WGA заявили, что базовая ставка будет увеличиваться ежегодно на 3%, из которых 0,5%, правда, будут перечислены в пенсионный фонд Гильдии в первый же год (возможно, и ежегодно). Кроме того, коллективный договор предусматривает еще 0,5% отчислений в фонд медицинского страхования. Кроме того, студии разово перечислят в этот фонд дополнительные $90 млн в обмен на согласие WGA урезать премиумы по страховым услугам. Гильдия требовала существенного увеличения базовой ставки для нескольких отдельных категорий работ, но о том, сколько таких требований удовлетворили - одно или несколько, пока не сообщают.
Что касается главной претензии телесценаристов - о коротких сезонах, то проблему решили следующим образом. Если в коротком сезоне (14 и меньше эпизодов) сценарист работает над сценарием одного эпизода более 2,4 недель, то базовая ставка пересчитывается с учетом показаний рейтинга, если тот выше базового для платформы вещания (pro rata overage). Кроме того, продакшены теперь не имеют права требовать от сценаристов эксклюзивности, если не могут обеспечить их работой или компенсацией более 90 дней подряд, если их годовой заработок $280,5 тыс. или $285 тыс. (противоречивые данные) или меньше. Впервые условие «не-эксклюзивности» появилось в коллективном договоре в 2014 году, но касалось только авторов, получающих в год $210 тыс. и меньше.
Что же касается кинопроизводства, тут WGA не смогли добиться ни одной уступки по главному вопросу - проблеме так называемой одноступенчатой сделки (Single-Step Deal), которая предусматривает только оплату одного драфта сценария. Тритменты, «развернутые синопсисы» для питчингов и круглых столов, а также один или несколько рерайтов по такому договору часто не оплачивались, а иногда сценарий внезапно терял автора (свежий пример - автор концепции, тритмента и сценария мультфильма «Зоотрополис», который он питчил Disney именно под таким названием еще в 2005 году). На сайте Гильдии ранее был подробный разбор этой проблемы, но теперь статью можно найти только в кэше. Не благодарите.
Не удалось также достичь паритета по минимальной базовой ставке для всех сценариев вне зависимости от платформы или производственного бюджета. Гильдия заявляет, что достигла повышения residuals (отчислений от SVOD-просмотров), но в каком именно объеме, пока остается не сообщается. Что касается отчислений от AVOD (VOD с рекламой), то здесь повышения ставки добиться не удалось.
Зато отчисления Pay-TV residuals увеличатся на 15%. К сожалению, сценаристам это поможет мало. В то время как режиссеры получают сумму Pay-TV residuals (например, за «Игру престолов» в повторе и синдикации) в зависимости от количества подписчиков каждого отдельно взятого Pay-TV сервиса, а актеры - проценты от лицензирования, сценаристы вообще ничего не получают в течение года после премьерного показа, а затем - базовую ставку $7,2 тыс. со второго по четвертный годы и всего $1 тыс. все последующие, вне зависимости от количества повторов и популярности шоу. Кроме того, впервые в истории Гильдии «комедийные авторы» для Pay-TV начнут получать отчисления с повторов и цифровых просмотров (в первую очередь речь о комедийных variety-шоу на кабельных вещателях - например, проекты Джона Оливера, Конана О'Брайена, Билла Мейхью, Джона Стюарта-Тревора Ноа и т.д., которые собирают неплохие показатели в повторах).
Кроме того, базовая ставка отчислений сценаристам по международным продажам будет расти на 3% ежегодно, и добавится новая лицензионная выплата за право дублировать контент на другой язык (что, соответственно, увеличит расходны на и без того дорогой дубляж). Лицензирование субтитрования не предусматривается.
Большим достижением считается то, что Гильдия добилась 8-недельного декретного отпуска (не оплачиваемого). США одна из немногих стран первого мира, не обеспечивающая вообще никакого гарантированного декретного отпуска молодым родителям, даже безоплатного. Добились ли сценаристы права на больничный (которое не предусмотрено законами штата Калифорния), пока неизвестно.
В любом случае, у недовольных результатом переговоров есть время подготовиться и поднакопить жировую прослойку - коллективный договор был заключен всего на три года, так что в 2020-м нас ждет еще одно танго.
По материалам hollywoodreporter.com