Нацсовет продлил лицензию провайдеру, работающему с технологией эфирного мобильного телевидения стандарта DVB-H
На вчерашнем заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания разразилась бурная дискуссия вокруг вопроса, стоит ли продевать лицензию провайдера «Етер» (ООО «Телерадіокомпанія «Етер»), работающего с технологией эфирного мобильного телевидения в общенациональной сети цифрового мультиплекса МХ-6 стандарта DVB-H. По мнению члена регулятора Олега Черныша, компания нарушила условия своей лицензии, технология, с которой она работает, давно устарела, а главное - провайдер уже 10 лет «сидит на частотах», не позволяя отдать их вещателям без цифровой лицензии, и ждет удобного момента, чтобы эти частоты продать - по примеру провайдера «ММДС».
Впрочем, обо всем по порядку.
Вопрос продления лицензии провайдера «Етер» должен был рассматриваться на заседании 18 апреля, но до него Нацсовет не дошел. 23 апреля, когда регулятор рассматривал вопросы, оставшиеся с 18-го, продление лицензии компании «Етер» также не рассматривалось - Олегу Чернышу нужно было срочно покинуть заседание. Соответственно, вопрос перенесли на 24 апреля, и Олег Николаевич со старта предложил снять его с повестки (потому что «этот стандарт не применяется, проверка компании не была проведена, в лицензии провайдера указано 9 программ, но какие именно программы - не определено, Нацсовет не проводил конкурс на вещание в этом мультиплексе, и компания не обращалась в ругулятор, чтобы такой конкурс был проведен. Кроме того, компания не предоставляла ежегодных отчетов, что предусмотрено условиями лицензии»), провести проверку, и уже потом принимать решение о продлении лицензии - тем более, что срок действия последней истек еще в январе, но лицензия действительна, пока регулятор не примет решения о ее (не)продлении. Другие члены Нацсовета предложение не поддержали, оставив вопрос в повестке дня.
В ходе обсуждения выяснилось, что «Етер» транслирует две программы, не имеющие лицензий на вещание в МХ-6. Также Черныш добавил, что принимать сигнал в этом стандарте не представляется возможным: операторы сотовой связи исключили его поддержку из мобильных устройств, а телевизоры оборудуются внутренней антенной для приема DVB-T и DVB-T2, либо же потребители сами покупают DVB-T-приставки. Проще говоря, каналы «Етера» смотреть не на чем, а сам провайдер не имеет права их показывать. По словам Олега Николаевича, все страны уже отказались от стандарта DVB-H, и «это тупиковая ветвь развития».
«В лицензии «Етера» указано 9 программ, - подчеркнул Черныш, - но они не определены лицензией. И, по сути, он их и не может вещать - Нацсовет не проводил конкурс на вещание в данном мультиплексе, и сама компания никогда не обращалась [к регулятору], чтобы такой конкурс провели».
Представители «Етера» – заместитель директора Виктор Гайворонский и юрист союза адвокатов Украины Роман Труш –отметили, что в лицензии действительно не указаны каналы, но конкурсов Нацсовета не было, а проводить их - обязанность регулятора. Во-вторых, если провайдер не будет вещать вообще, то получится, что «Етер» не выполняет требований лицензии и попадает под штрафные санкции.
«У нас из 81 цифровой зоны задействованы 79, - рассказал Гайворонский. - Пока в качестве эксперимента вещают два канала – ТРК «Киев» и ТРК «Украина». Предварительно договор подписан еще с шестью компаниями, но мы их не вещаем, потому что мощность передатчика всего 10 Вт. Зона приема не более 1,5 км от станции».
Что касается «тупиковой ветви», Гайворонский назвал стандарт DVB-H самым надежным для передачи сигнала мобильным объектам, поскольку у него наименьшая потеря качества для устройств со скоростью движения до 300 км/ч. «Только в Киеве потенциал – 1,5 млн [принимающих устройств]. И я не говорю уже обо всей Украине. Вопрос лишь в увеличении мощности и количества станций. Развитие технологии достаточно перспективно. За все время вещания вложено 24 млн грн, из которых 14 млн - оплата концерну РРТ и 4 млн - налоги. Пока это затраты инвесторов, но надеемся на коммерческий «плюс».
На вопрос Ольги Герасимьюк и Александра Ильяшенко, существует ли возможность принимать сигнал, у замдиректора компании также нашелся ответ: «Мобильные операторы отказываются от данной технологии, потому что они – конкуренты. Но решается это просто: практически каждый мобильный телефон имеет Blutooth или Wi-Fi. Создано устройство (и мы уже провели тесты), которое модулирует сигнал «Етера» и позволяет принимать DVB-H-сигнал в пределах 5 метров от него. Стоимость устройства – $4-5».
Олег Черныш по-прежнему настаивал на необходимости провести проверку работы провайдера, что член Нацсовета Сергей Костинский назвал это попыткой «подловить» поставщика услуги – мол, лицензиат ни в чем не виноват, поскольку проведение конкурсов – обязанность Нацсовета. Костинского поддержал Ильяшенко: «Мы думаем, что технология бесперспективна, а провайдер думает иначе. Кто вернет деньги, вложенные в развитие сети? Зачем лишать частот?» Глава регулятора Юрий Артеменко тем временем зашел в Википедию и вычитал, что «устаревший» стандарт используется в 50-ти странах мира: «Нужно давать пробовать. Помните, как мы дискутировали про цифровое радио – пойдет кто-то туда или нет? А в результате работают 14 радиостанций».
По словам Гайворонского, «Етер» готов работать и увеличивать мощность, но для этого нужно разрешение УГЦР. А там намерены рассмотреть вопрос только после полного отключения аналогового телесигнала. Черныш в ответ напомнил, что отключение ожидается уже 1 мая - соответственно, ничего не мешает провайдеру продолжать работать.
Признав, что проведение проверки относительно транслируемых программ бессмысленно, Черныш напомнил, что провайдер нарушил другие условия лицензии, не подавая в Нацсовет ежегодные отчеты о количестве домохозяйств (правда, на вопрос Костинского, кто конкретно из аппарата регулятора предоставил Олегу Николаевичу информацию об отсутствии отчетов, Черныш ответить не смог). И призвал все же провести проверку - чтобы разобраться с отчетами. Коллеги снова с ним не согласились, и напоминание о том, что провайдер «за 10 лет так и не запустил национальную сеть мобильного телевидения и просто сидит на частотах», не помогло. Пятью голосами лицензию «Етера» продлили на 10 лет (Олег Черныш и Ольга Герасимьюк проголосовали против), а затем решили провести мониторинг, на основании которого впоследствии можно назначить проверку.
Во время обсуждения вопроса члены регулятора обвинили Олега Черныша в бездеятельности (мол, почему он, зная, что провайдер не транслирует прописанные в лицензии 9 программ, не инициировал проведение конкурса, и почему вопрос «Етера» в принципе поднимается лишь сейчас, когда компания подала заявление на пробление лицензии). Я же напомню, что в 2014 году, когда регулятор назначал компании внеплановую проверку из-за отсутствия вещания, Черныш озвучивал информацию о том, что за 6 лет работы (на тот момент) компания так и не построила сеть, но на это никто не обратил внимания. Теперь же, по прошествии уже 10-ти лет, Нацсовет снова дает провайдеру возможность «пробовать». И это выглядит странно, учитывая, что члены регулятора четко понимают, что технология не работает (об этом, помимо Черныша, говорил и Валентин Коваль), устройств для приема сигнала нет, но законодательство не дает возможность прекратить деятельность компании, заставляя Нацсовет продлевать бессмысленную лицензию. Очевидно, что регулятору необходимо инициировать изменения законодательства (тем более, что Олег Черныш упоминал: без изменений «это как прецедент будет использовано таким же образом для продления лицензии «Зеонбуду»). Но будет ли это сделано - большой вопрос.
Фото - hellmeider.narod.ru