]
Facebook LiveJournal Twitter

Рыцари свободы VS призраки ГУЛАГа. Журналисты, изменившие мир. ОБЗОР

08:08 12.11.2010 0

 

Так уж сложилось, что в журналистской профессии не сложилось с любовью народной.   Между тем труженики СМИ зачастую рискуют собственным здоровьем и даже жизнью, чтобы донести до общественности правду. Последние события с Олегом Кашиным заставили вновь задуматься о роли журналистов в нашей жизни. А русскоязычное издание The Village решило рассказать об истинных самураях пера. Пока их только шестеро, но продолжение следует.

Джулиан Ассанж (Австралия)

Джулиан Ассанж, Анат Камм,  Ури Блау,  Эйнулла Фатуллаев, Ласанта Уикрематунге, Грегори Паласт  

В 2006 году 35-летний хакер Джулиан Ассанж основал сайт WikiLeaks для публикации закрытых сведений о преступлениях правительств и корпораций разных стран, в первую очередь Китая и России. Для удобства обмена информацией он выбрал движок wiki, позволяющий человеку в любой стране оперативно добавлять и редактировать информацию. На нем работает всемирно известная Интернет-энциклопедия Wikipedia.

Первый секретный документ появился на сайте в 2006 году: один из помощников Джулиана перехватил сообщение о том, что лидер сомалийских мятежников – Союза исламских судов – призвал нанять киллеров для убийства членов законного правительства Сомали. Ассанж выложил непроверенные сведения в общий доступ с пометкой: правдивость информации читатели могут оценить сами. Именно тогда о сайте заговорили в мировых СМИ.

В следующем году британская газета Guardian опубликовала со ссылкой на портал WikiLeaks статью о коррупции в семействе кенийского президента Дэниела Арап Мои. За этот материал Ассанж получил престижную журналистскую премию Amnesty International. В 2010 году на сайте Ассанжа появилось сразу несколько сенсационных материалов. В апреле был выложен видеоролик с обстрелом журналистов Reuters, которых американские военные приняли за террористов. В июле сайт дал 77 тысяч секретных полевых сводок о войне США в Афганистане, а в октябре более 400 000 записей из Ирака. Такой утечки информации не было в США с 1970-х (публикации «Бумаг Пентагона»).

Силовое ведомство США уже не раз выступало против обнародования американских секретных документов. По мнению военных, такая открытая информация может стать причиной убийства американских офицеров и лояльных к ним иракцев. В своем интервью «Русскому Репортеру» Ассанж резонно парирует: «Это они, помнится, уже говорили летом, когда мы рассекретили первые девяносто тысяч документов «афганского досье». Прошло много недель, а ни одного конкретного случая, когда наша информация причинила бы вред, Пентагон так и не назвал. У нас в запасе еще тонны неопубликованных секретных документов из разных стран, которые однажды непременно станут достоянием общественности».

А пока данные WikiLeaks наносят существенный урон репутации государств и военным. После публикации материалов у журналиста появилось много врагов. Неназванные участники WikiLeaks создали оппозиционную группу WikiLeaks Insider. В Швеции Ассанжу предъявили обвинение в изнасиловании двух женщин. Правда, почти сразу их сняли за недоказанностью. Американские спецслужбы начали за ним слежку, а некоторые аналитики решили, что его проект и есть дело рук самих спецслужб.

Сегодня Ассанж вынужден скрываться от своих врагов, постоянно переезжая из страны в страну. Недавно в новостях появилась информация о том, что Ассанж готовит к обнародованию архив секретных записей о России.

 

Анат Камм и Ури Блау (Израиль)

Джулиан Ассанж, Анат Камм,  Ури Блау,  Эйнулла Фатуллаев, Ласанта Уикрематунге, Грегори Паласт  

В 2007 году, несмотря на запреты Верховного суда Израиля, военная часть генерал-майора Яира Наве занималась точечными зачистками палестинцев. В том же подразделении служила будущая журналистка Анат Камм. Она и скопировала документы, подтверждающие незаконные действия командования, и отправила их журналисту либеральной газеты «Гаарец» Ури Блау.

Блау написал статью и, следуя государственному закону Израиля, отправил текст в органы цензуры. Статью пропустили, но к публикации он добавил те самые копии документов. После этого материалом заинтересовались военные. Началось расследование, Камм попала под домашний арест и санкционированную информационную блокаду. О ней самой ничего не должно было быть слышно, сама она не могла давать никаких комментариев, а любые статьи на эту тему запрещено было писать. Израильские газеты и журналы и поныне не имеют права даже перепечатывать цитаты из мировых источников.

Делом Камм занялись многие правозащитные организации. Встал вопрос: что важнее – госбезопасность или свобода слова. Французская организация «Репортеры без границ» заметила: «Оборона национальной безопасности является законной целью, но цензура не должна использоваться для того, чтобы израильские военные ушли от ответственности, если они нарушили закон».

Тем временем возмущенные СМИ в самом Израиле пытались прорвать блокаду. Ежедневное издание «Едиот Ахронот» опубликовало статью с заголовком «Весь мир пишет о том, что пытаются скрыть израильские спецслужбы». В ней был напечатан список иностранных СМИ, где читатель мог получить информацию. Чуть позже они напечатали статью об инциденте авторства американской журналистки, где все запрещенные израильской цензурой абзацы были закрашены черным. Дело Анат Камм продолжается до сих пор.

 

Эйнулла Фатуллаев (Азербайджан)

Джулиан Ассанж, Анат Камм,  Ури Блау,  Эйнулла Фатуллаев, Ласанта Уикрематунге, Грегори Паласт  

В 2001 году за критические публикации о правительстве Азербайджана на журналиста Эйнуллу Фатуллаева завели уголовное дело, обвинив в клевете. Фаттулаев был вынужден эмигрировать из страны, но под давлением Европейского совета президент страны помиловал репортера, и в 2002 году он вернулся домой. Вместе с Эльмаром Гусейновым Фатуллаев стал издавать журнал «Монитор». В 2004-м Фатуллаева избили на улице – за критику правительства, а позже обязали заплатить штраф в 25 000 евро – дескать, опорочил имя депутата правящей партии Сиявуша Новрузова. В 2005 году главного редактора «Монитора» Гусейнова убили.

Эйнулла Фатуллаев стал редактором двух азербайджанских газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» — на родном азербайджанском и русском языках. На страницах газет ежедневно появлялась острая критика в адрес правительства, обличались коррупционеры. В 2007 году Фатуллаева обвинили в клевете и приговорили к двум годам заключения. Чуть позже против Фатуллаева было возбуждено новое уголовное дело сразу по трем статьям: угроза терроризма, разжигание национальной, расовой и религиозной розни и уклонение от налогов, а срок увеличился до восьми лет. 

По мнению правозащитников, дело журналиста – следствие его расследования «Ходжалинской резни» – убийства мирных жителей города Ходжалы армянскими военными в 1992 году. Азербайджанская сторона утверждала, что для мирных жителей не было создано «коридора», по которому можно было покинуть города. В 2005 году Фатуллаев заявил: коридор был, и часть смертей – на совести Народного фронта Азербайджана. Солдаты Фронта расстреливали мирных жителей, чтобы дискредитировать неэффективные действия тогдашнего президента Азербайджана Аяза Муталибова.

Организация Amnesty International, выступающая за свободу слова в мире, наградила журналиста и сделала официальное заявление: обвинения против Фатуллаева были сфальсифицированы, а изолировали его, чтобы лишить возможности критиковать действия властей. Адвокаты обвиняемого подтверждают: большую часть томов дела составляет расследование по статье уклонения от налогов, с которыми до обвинения у журналиста никогда не бывало проблем.

Эйнулла Фатуллаев несколько раз сообщал об угрозе его жизни в «Репортеры без границ» и Amnesty International, но представитель пенитенциарной службы Азербайджана Мехман Садыхов, не моргнув глазом, ответил, что заявления журналиста о возможности его убийства несостоятельны.  

 

Ласанта Уикрематунге (Шри-Ланка)

Джулиан Ассанж, Анат Камм,  Ури Блау,  Эйнулла Фатуллаев, Ласанта Уикрематунге, Грегори Паласт  

Ласанта Уикрематунге получил юридическое образование, но вместо уголовной практики занялся политикой и журналистикой. Стал редактором газеты Sun и в 1972 году, оставаясь на этом посту, работал личным секретарем премьер-министра Сиримаво Бандаранаике. С 1994 года Ласанта в газете Sunday Leader он выступал против войны между армией и тамильскими повстанцами, боролся с коррупцией и беззаконием, активно критикуя правительство.

Параллельно Уикрематунге писал для журнала Time и работал на радио. В 2000 году он выиграл судебный процесс за отмену закона, позволявшего правительству контролировать прессу. Но резкие оппозиционные высказывания не прошли незамеченными. За время работы в Sunday Leader журналист несколько раз подвергался избиениям и покушениям на жизнь. В 1998 году неизвестные запустили по его дому противотанковый снаряд.

А 11 января 2006 года в доме журналиста раздался звонок. Представившись президентом Махиндой Раджапаксе, неизвестный угрожал Уикрематунге. Осознавая, что может погибнуть, Ласанта подготовил редакционную статью для публикации в случае его смерти. Этот текст и появился в Sunday Leader 11 января 2009 года – через три дня после его убийства. В нем были слова, косвенно указывавшие на причастность к нему правительства: «Убийство [в Шри-Ланке] стало основным инструментом, которым государство стремится контролировать органы свободы». В 2009 году Уикрематунге посмертно получил премию ЮНЕСКО за свободу печати.

 

Грегори Паласт (США, Великобритания)

Джулиан Ассанж, Анат Камм,  Ури Блау,  Эйнулла Фатуллаев, Ласанта Уикрематунге, Грегори Паласт  

Основное направление журналистской работы Грегори Паласта – выявление корпоративных должностных преступлений. Однако в своих колонках Паласт также затрагивает проблемы защиты прав избирателей. За свою карьеру он обнародовал не один факт мошенничества на выборах. Одним из самых громких дел по фальсификации выборов, расследованных Паластом, стали выборы 2001 и 2008 годов во Флориде. Тогдашний губернатор Джеб Буш и госсекретарь Кэтрин Харрис принудили местных руководителей убрать 58 тысяч избирателей из реестров. На том основании, что те были преступниками, которые не имеют права голоса во Флориде.

Как оказалось, лишь немногие из лишенцев были уголовниками: 54% вычеркнутых из реестра были афроамериканцами, остальные – белыми и латиноамериканскими демократами. Через три недели после выборов колонка Паласта о нарушениях появилась в английской газете Observer, но американская общественность ее не заметила. Документальный фильм с подробным расследованием нарушений во Флориде был показан на BBC в 2004 году перед очередными выборами. Тогда же Паласт выступил с заявлением, что на последних выборах в Мексике на самом деле выиграл Андрес Мануэль Лопес Обрадор, а не Фелипе Кальдерон.

В 2008 году Паласт совместно с Робертом Ф. Кеннеди-младшим опубликовал доклад в журнале Rolling Stone, раскрывавший факты подтасовки выборов 2008 года. По мнению журналистов, кандидата от республиканской партии Джона Маккейна было победить гораздо проще, чем показали результаты выборов. В настоящее время Грегори Паласт продолжает жить в США и Великобритании, расследуя новые правительственные нарушения.

 

 

МедиаНяня.

По материалам The Village

Фото images.google.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...