«Битва хоров»: все не как у людей
Главное преимущество любого хора: каждый может пустить петуха на свой лад, а в итоге все равно выйдет песня о родине. Так и «Битва хоров», купленная Плюсами: шоу продано в 18 стран, и почти в каждой оно сделано по-своему. Поди теперь разберись, о чем там пелось в оригинале. Но я попыталась.
Формат шведского продакшена Friday TV (созданный на основе идеи певицы Каролин Аф Угглас) подразумевает следующее: 8 знаменитостей возвращаются в город, в котором родились или выросли, чтобы провести в нем кастинг и собрать хор из 20 исполнителей любого пола, возраста и социального положения. Затем собранным хорам и их коучам дается месяц на репетиции и распевки, а также занятия с хореографом. После этого ансамбли соревнуются в восьми прямых эфирах в сопровождении живого оркестра. Как таковые эпизоды с кастингами форматом не предусмотрены, месяц подготовки укладывается в ознакомительный сюжет для презентации хоров во время первого прямого эфира. В конце каждого эпизода (за исключением первого) один из хоров выбывает из марафона путем зрительского голосования.
Но пока что единственное шоу, которое было снято строго по лекалам - это шведский Körslaget, который на родине пережил уже 7-й сезон со средней долей (по сведениям продакшена) 16,8%. Одной из главных фишек первых эпизодов зрители считают то, что селебрити, собирая хор, едут в город, в котором воспитывались. На кастинги обязательно приходят люди из прошлого звезд - первая учительница, человек, первая любовь, или кто-то, кому наставник в детстве отдавил ногу в трамвае.
Обратите внимание: судий либо жюри формат не предусматривает, поскольку голосуют за все зрители. Ну а наставникам отведена отдельная сцена, с которой они дирижируют каждое выступление своих подопечных. Некоторые, правда, под дирижированием понимают танцы вприсядку с бубном.
От своих соседей далеко ушли норвежцы: реализовав формат один в один и дав проекту почти аналогичное название - Det store korslaget, они слегка упростили себе задачу, сделав на два хора меньше - 6 соревнующихся ансамблей.
Поляки тоже не заморачивались с национальными особенностями хорового пения - всего лишь увеличили длительность шоу с полутора часов до двух. Оно и понятно: чем больше хронометраж, тем больше рекламы можно поставить. А заодно и растянули количество эпизодов с 8 до 10. Нововведения прижились: шоу с неплохими рейтингами пережило два сезона и с полным правом рассчитывает на третий.
Зато какая сцена!
Важное место посреди сцены отвели наставнику - всем сразу же понятно, кто в хоре главный. Жюри в этом проекте продолжает отсутствовать как класс, зато добавился второй ведущий. В польской версии решили ввести «репортажи» из закулисья, а так как ни один ведущий в способностях к телепортации пока не был замечен, пришлось продакшену разориться на вторую зарплату.
Испанская версия - La batalla de los coros - ушла не в ту степь: скучный первый эпизод о кастингах, показанный в записи, взял долю в 5%. Дальше, после небольшого скачка, показатели покатились вниз настолько стремительно, что канал сократил количество прямых эфиров с запланированных 6 до 4.
Во Франции формат тоже не прижился - с трудом продержался один сезон.
Закралось подозрение: чем меньше ступенек на сцене, тем хуже доля смотрения
В Китае шоу задержалось на два сезона, поэтому подозреваю, что показатели были не столь плачевными Больше, к сожалению, об этой адаптации узнать ничего не удалось.
Самое понятное в этом выступлении - туманность Андромеды на заднем плане
О вьетнамской версии известно и того меньше - она просуществовала всего сезон.
Вьетнамский хор так слаженно и искренне кричит «Гей!», будто их сама Руслана инструктировала
Самая странная адаптация была сделана в Австралии: их версия настолько отличалась от оригинального формата, что можно было его даже не покупать - ни один юрист бы не подкопался. Battle of the Choirs представлял собой соревнование 16 ранее существующих полупрофессиональных хоров. Но никаких звездных наставников. Строгое академическое жюри. Отбор из 16 хоров происходит по приципу футбольного чемпионата: группы по 4 коллектива, затем 1/4, полуфиналы и финал. В каждом эфире хор должен был представить основную песню и «битву за жизнь» в случае, если не пройдет дальше по результатам первого выступления.
Австралийская версия породила шоу ВВС Last Choir Standing, которое к «Битве хоров» отношения уже совсем не имело.
Ну а самое любопытное произошло с форматом в США. Еще в 2007 году NBC показал «первую ласточку» - Clash of the Choirs. Это мини-шоу (ну очень мини - всего 4 эпизода) стало первой настоящей адаптацией формата. Что планировали NBC, сейчас уже не поймешь. В том году профсоюз сценаристов забастовал, и все шоу и сериалы не добрали в сезоне в среднем по 5-6 эпизодов. А образовавшиеся черные дыры в эфире заполняли чем придется. У NBC же под рукой оказалась затычка в виде «Битвы хоров».
Clash of the Choirs начинали снимать по формату - отправили наставников в родные города, собрали хоры из просто талантливых и бывших одноклассников. Но показали их в итоге за четыре дня в конце декабря. Шоу спешно придали рождественский колорит, пятерых наставников нарядили в Санта-Клаусов - и на фоне повторов затертых до дыр фильмов на других каналах выиграли не столько битву хоров, сколько войну программирования, став лидерами слота на все четыре выпуска подряд.
Но ребятам не позавидуешь - четыре дня подряд такую махину в прямой эфир выводить...
Канал не успел даже придумать, что делать с проектом дальше - формат тут же перекупил FOX, ведь Райана Мерфи посетила гениальная мысль снять не реалити, а сериал. Ну а о «Хоре» вы и так все знаете.
Наши соседи в России реализовали «Битву хоров» на год раньше, чем мы, и с достаточно неплохими для канала «Россия 1» результатами. Правда, если в свой первый сезон проект брал долю около 13-15% (чем успешно уделал «Вечернего Урганта»), то сейчас его доля стремительно скатилась до 8,9%. Видимо, зрителям хватило дебютного сезона. Хотя в этом, возможно, виноваты и конкуренты - в этот раз шоу пытается тягаться с российской адаптацией «Голоса», а этот зубр успешно собирает долю свыше 26% (все цифры - по аудитории 4+, вся Россия).
Российская версия очень близка к оригинальному шведскому формату - наставники хоров по совместительству и члены жюри, которое, прочем, ничего не решает. Все зависит исключительно от зрительского голосования, которое, кстати, происходит не в перерыве между выступлениями и результатами, а все время прямого эфира. Таким образом, нет нужды устраивать перерыв.
Сцена в российской «Битве хоров» впечатляет не меньше польской:
Кстати, как и поляки, россияне посчитали необходимым снимать бэкстейдж, ради чего разорились даже не на двоих - на троих ведущих: Екатерину Варнаву (во втором сезоне ее заменил Потап), Валерия Меладзе и Наталью Стефаненко.
От себя в формат россияне добавили только общие штрихи, некоторые из которых можно считать спорными. В традиционное для шоу начало каждого эпизода, когда все хоры поют вместе, зачем-то добавили приглашенную звезду. Хор, вылетевший в результате зрительского голосования, обязали исполнить прощальную песню. И самое интересное - наставники могут выбрать, дирижировать хором или выступать с ними. А дважды за сезон - в первом эфире и после вылета из шоу - наставник обязан спеть со своим хором.
Отдельно хотелось бы отметить, что в российской адаптации делают особенный акцент на хореографии - к четвертому выпуску даже умеренно-деревянные хоры начинают синхронно двигаться. А вот в ноты попадают не всегда. Впрочем, в остальных адаптациях формата также работали над постановкой танцевальных номеров. Исключением не стала и Украина: в первом выступлении хор Винницы под руководством Олега Скрипки, например, отличился танцами с косой, более известными в мире как hairography.
Пошел ли на пользу Плюсам креатив, который внес в формат Sister`s Production, отказавшись от прямых эфиров и придумав четыре (впоследствии ставшие двумя) эпизода кастингов?..
Отборочные туры, которые обычно оказываются в шоу самыми рейтинговыми, в этом случае только испортили картину - ни представления об участниках толком не дали, ни такой необходимой первым эпизодам «комедии абсурда» не добавили. А отказавшись от идеи «вернуть» наставника домой, продакшен лишил шоу одной из самых интересных и эмоциональных составляющих, которая позволила бы сделать кастинги увлекательнее. Зрители со мной согласны - смотрели первые два эпизода плохо.
Теперь собственно о выступлениях. То ли ввиду несколько странного монтажа, то ли из-за дизайна сцены не совсем понятно, что украинские наставники тоже «дирижируют» своими хорами. Только из выступления львовского хора стало понятно, что наставник задействован где-то рядом со сценой - но я так и не выяснила, где именно.
Оно и к лучшему - не каждого наставника стоит выставлять в самый центр хора
Вопросы вызывает и введение в проект жюри. Все-таки судьи не заменят зрительского голосования. По шведской версии, выступления комментируют наставники других хоров. И прямые эфиры очень пошли бы проекту на пользу...
А вам какая песня о родине больше по душе?
Фото - photoclub.by