Кремлевское караоке на фоне Майдана. Российские каналы о событиях в Киеве
Когда сору накапливается критическая масса - пора выносить его из избы. И тут не миновать реакции соседей. Как события кровавой недели в Киеве трактуют СМИ в соседней России, и в какой обертке подают их своим зрителям? Вооружившись пультом, я проанализировала увиденное на главных российских каналах.
Режиссерам программы «Время» на «Первом канале» давно пора дать почетный «Оскар» за режиссуру сюжетов. Используя минимум выразительных средств, они выжимают из зрителя гамму чувств, сравнимую с эффектом Девятой симфонии Бетховена. Все, что нужно - семь нот, три струны и нехитрый русский размер. Под всеми событиями, произошедшими на Майдане и на улице Грушевского, они подвели черту: оппозиция потеряла контроль над ситуацией.
Но обо всем по порядку.
Сценаристы новостей – под стать режиссерам. Им тоже светит «Оскар» - за богатство словарного запаса. Для майдановцев, которые участвовали в стычках с «Беркутом» они придумали множество эпитетов: «погромщики», «провокаторы из лагеря оппозиции», «молодчики из Правого сектора», «агрессивные радикалы с булыжниками», «боевики Евромайдана», «майдановская свора». Проснись, товарищ Сталин - и возрадуйся!
А посольство России просит граждан удержаться от посещений центральных улиц киевской столицы. Почему? С места событий на Грушевского рассказывает корреспондент Илья Костин. И показывает, как окрестности стадиона «Динамо» переходят из рук в руки. Камера долго смаковала горящих милиционеров, затем показала «улов» активиста - то есть, простите, агрессивного радикала с булыжником - с которого доблестный милиционер срывает «свастику». Правда, активист утверждал, что это - оберег…
Следующий сюжет рассказывает о двух убитых - в свете «точки невозврата». И логичный вывод: оппозиция потеряла контроль над ситуацией и т.н. «провокаторами из своего лагеря». Но! Мудрая Власть дает шанс своим неразумным детям! Власть хочет идти на переговоры и власть кровь из носу хочет мира. И исключительно в мирных целях приняла закон Колесниченко-Олейника. Цитата: «Вступили в силу законы, которые запрещают участникам массовых акций закрывать лица масками и шлемами, использовать пиротехнику, взрывчатые и горючие вещества. Но далеко не все готовы выполнить требования нового закона». Эти слова сопровождаются кадрами горящих милиционеров.
Но Власть, как Мать Тереза, надеется решить исход противостояния мирным путем. Янукович встречается с оппозицией, после чего Костин троллит Кличко вопросами о потере контроля над ситуацией. Кличко на корявом суржике отвечает, что комментариев не будет. Ну, раз не будет комментариев, значит, будет Ляшко, который тоже оппозиционер и привез на своем «Лексусе» полный багажник бейсбольных бит.
Закончили лирикой: «Украинское правительство разрешило использовать водометы в мороз», - говорит голос за кадром. А в кадре – все те же «звериные» лица погромщиков. Невольно проникаешься материнской жалостью к нашему правительству… Не дают же людям работать!
Завершающий штрих - медный пятак от Жириновского. Зрителям вкратце показали, какие меры принимаются в России. Несколько комментариев лидеров госдумовских фракций. Жириновский: «На Майдане собраны все силы: националисты, экстремисты, зеваки, либералы, демократы и агрессивная молодежь. Поэтому такая анархия».
«И о событиях в Сирии»…
«Вести» на телеканале «Россия1» - младший брат программы «Время» на «Первом». Только менее утонченный, более прямолинейный и не морочащий себе голову языковыми изысками. Майдановцев тут именуют просто и понятно – «радикалы» (видимо, сказывается отсутствие Дмитрия Киселева). Черное – это черное (бывшее «оранжевое»), белое – это белое (если можно так назвать бойцов ВВ и «Беркута» в черных одеждах). «Вести» просто играют на контрастах, что не так-то и сложно, если умело вырывать некоторые моменты из контекста.
Схема повествования и очередность сюжетов в «Вестях» - та же: бои на Грушевского, убийства, новые законы, переговоры Януковича с оппозицией
Зато подача – своя, оригинальная: «Вот так оно выглядит, перемирие, обещанное оппозицией. Боевики выдержали ровно до полуночи, когда в силу вступил новый закон, запрещающий палаточные городки, блокировать улицы и закрывать лица масками. Штурмовики закончили мир и пошли в атаку. Беркут терпел, изредка отвечая шумовыми гранатами».
Это каким же единицам измерения соответствует кокетливое «изредка», если половина присутствовавших журналистов оказалась в больнице? Ну ладно, допустим, путаются под ногами.
А дальше - лучший друг Киселева, регионал Олег Царев с утверждением, что «Беркуту» противостоит хорошо обученная армия. И мнение спецкора, который считает, что это еще не конец противостояния. Цитата: «Оппозиция пытается вернуть ускользающую инициативу» и «На этом фоне Янукович призвал граждан не поддаваться на провокации». Не хватает только торжествующей точки: да приде Спаситель... Правда, ему «потребуется мудрость, чтобы не допустить дальнейших кровопролитий». Аллилуйя!
Затем россияне вспомнили про День украинской соборности и побывали в регионах: Львов объявил мобилизацию, везет на Майдан новую кровь, в Крыму «активистов не меньше» (камера мельком показывает ряды крымчан), а «Донецк и Харьков призвали президента навести порядок».
Снова Киев: «Националисты чувствуют себя в русскоязычном Киеве настоящими хозяевами», и некая женщина утверждает, что ее порицали за русский говор. И свежачок от Владимира Вольфовича: «Когда есть угроза жизни гражданам, это все надо пресекать с применением силы - полиция, армия, аресты. В первую очередь нужно арестовывать Кличко, Яценюка и Тягнибока».
Новостного выпуска РЕН-ТВ я ждала с особым нетерпением. Может, хоть здесь скажут, что на Грушевского планомерно отстреливают журналистов. Ведь спецкор программы «Новости 24» Станислав Григорьев сам пострадал от шумовой гранаты. Мои предположения начали опрадываться, когда ведущий употребил слово «революция», а не «погромы». Впрочем, он вложил его в уста оппозиционных СМИ - и на этом робком намеке объективность приказала долго жить. Начался боевичок.
Мелькнула лысая голова спецкора, который записывал стендап. Я подумала, украинским медикам удалось быстро залечить травму Григорьева, но в кадре оказался его брат-близнец Трошин. Который оказался не робкого десятка: российский журналист, рассказывая о событиях на улице Грушевского, без всяких средств защиты бегал под пулями. На чьей, собственно, он стороне - канал показал лишь однажды. «У бойцов «Беркута» под забралами видно глаза с поседевшими ресницами»... Зал рыдает и давится попкорном. Не исключено, что сценарий для ролика писал экс-сотрудник «Первого канала».
Взбодрить российского зрителя мало - его нужно удивить. Если вышеупомянутые каналы преподнесли смерть Нигояна, как неспособность оппозиции контролировать ситуацию, то РЕН-ТВ докопался до истины и выяснил: Нигоян – армянский экстремист... если верить его страничке «ВКонтакте».
О применение водометов при минусовой температуре диктор говорил на фоне панорамы побоищ. Ну а участников беспорядков 19-20 января будут, мол, судить по более мягким статьям. И на том спасибо.
Размялись товарищи, переходим к приседаниям, то есть – геополитике. Те же комментаторы, что и на предыдущих каналах. Только выводы РЕН-ТВ более радикальные: события в Украине ведут к расколу страны. И вскольз, между прочим - о встреча Януковича с лидерами оппозиции. С акцентом на то, что Яценюк, Кличко и Тягнибок пожали руку Януковичу. Красноречивая деталь.
Тем временм канал НТВ приготовил холодный душ для мазохистов. Вечерний новостной выпуск тоже начался с событий в Украине, которые назвали уличной войной, а протестующих – радикалами. При этом новости на НТВ, на мой взгляд, оказались самыми беспристрастными. В сжатой форме дикторы успели рассказать обо всем на свете: атаке «Беркута», который отбросил митингующих аж до Европейской площади, об отмене использования водометов на морозе («а сейчас на улице - минус 10»), о двух погибших и встрече Януковича с лидерами оппозиции. И кадры, кадры, кадры событий на Грушевского.
И - важно - о заседании Госдумы: Россия против вмешательства иностранных государств в украинские дела и поддерживает выделение Украине кредита. И… все.
Канал «Дождь» накапал с миру по нитке. И, тем не менее - дал наиболее полную картину происходящего в Украине. Главная особенность «дождливых новостей» - они почти не дают оценок. А «радикалов» называют «протестующими».
Много внимания уделили столкновению на Грушевского. Но вспомнили, почему-то, не о водометах, а о том, как приходил Луценко и обращался к «Беркуту» с призывом остановить насилие. И финал-апофеоз: «Оппозиция дала Януковичу 24 часа». Заметьте – не Янукович. Жириновского среди комментаторов не было, зато был украинский политолог Владимир Фесенко, который заявил, что ситуацию в Киеве уже никто не контролирует, и противостояние будет нарастать.
Самое же удивительное - в сюжете «Рука Москвы» впервые высказано предположение, что к событиям на Грушевского может быть причастен не только Госдеп, но и тень Старшего брата. Здесь же показали встречу Путина со студентами, правда, подали ее под тем соусом, что Путин последний раз о событиях в Украине говорил еще в декабре.
Резюме, пожалуй, не нужно - медийщики и сами все прекрасно понимают. К примеру, руководитель отдела бренд-маркетинга телеканала СТБ Виктория Волонтырец вчера также проанализировала один из новостных выпусков на российских каналах:
«Многие мои друзья и коллеги пишут, что российские СМИ врут. Нет, они не врут. Врут неверные мужья женам, врут дети о двойках в школе, врет ваша подруга, когда говорит, что будет через 5 мин, а сама только сушит голову феном))).
А российские СМИ не врут, нет. Они МАНИПУЛИРУЮТ. Манипулируют вашим сознанием, вашими мыслями. Они залезают вам в мозг чайной ложечкой и по капельке смакуют ваш мозжечок. А потом отрыгивают.
Поэтому, если вы все-таки дорожите своим сознанием – расширяйте его. Смотрите (хотя бы!) альтернативные каналы/СМИ.
Я никого ни в чем не убеждаю. Просто излагаю свои мысли. Решать все-равно только вам».