Камень преткновения. Что делят медийщики в судах
Если бы Иван Сергеевич Тургенев творил в наши дни, думаю, одним из его бестселлеров был бы роман «Истцы и ответчики» - настолько популярной стала практика решения всех вопросов друг к другу через суд. Более-менее свежих прецедентов накопилось немало, поэтому предлагаю рассмотреть использование системы правосудия в медийной сфере поближе.
Одним из самых продуктивных составителей исков в последнее время стал Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (по крайней мере, предыдущий его состав). Главный и самый резонансный в обществе процесс госрегулятор ведет против российского телевидения в целом и шести каналов в частности: «Первого канала. Всемирная сеть», «РТР-Планеты», «России-24» и «НТВ-Мир», а также Life News, Russia Today и REN-TV. Впрочем, Киевский окружной административный суд решать вопрос не спешит, так что органу с новообретенным кворумом не мешает побрейнстормить насчет альтернативных методов решения проблемы.
Нацсовет же совсем недавно выиграл суд у многострадального телеканала ТВi, который ухитрился вещать в аналоге без лицензии. Эта история гораздо запутаннее - тут и подковерные контракты с концерном РРТ, и попытки «порешать» все вопросы неортодоксальными методами. Но дела у канала и без суда совсем плохи (сотрудники массово покидают это судно), так что пожелаем вещателю удачи. Она пригодится.
Совсем другого масштаба судебные разбирательства ведет медиахолдинг UMH Group. Если судиться, то только на международном уровне, - посчитали сотрудники Сергея Курченко. Именно поэтому скандальный отзыв лицензии Forbes Media на издание украинского делового глянца решается третейским судом Нью-Йорка. Впрочем, пока вопрос рассматривается как-то вяло - то ли Forbes Media слишком заняты попытками продать свои активы, то ли юристы Курченко решают совсем другие проблемы.
Не менее интересное дело пока что находится на стадии досудебного расследования, однако опустить его было бы преступной небрежностью. Не каждый день спецслужбы ведут следствие против самого одиозного журналиста соседней страны, да еще и по обвинению в терроризме. Впрочем, Дмитрию Киселеву не стоит удивляться - как говорится, взявшийся за радиоактивный пепел от него же и расчихается.
А вот если бы существовал конкурс на самое политическое судебное разбирательство, которое при этом прошло самым незамеченным общественностью - его бы выиграло дело Жана Новосельцева против Арсена Авакова. Закономерно не стерпев в свой адрес обвинений «с элементами лжи» в расстреле Майдана в феврале этого года, Жан попросил суд пристыдить министра внутренних дел - в чем и преуспел.
В этом же деле с таким же результатом сработал и медиаменеджер, ранее известный как серый кардинал «112-Украина», Виктор Зубрицкий.
Многие из вас удивятся, но еще одно громкое разбирательство, совсем недавно бывшее чуть ли не самым резонансным в стране, сейчас, похоже, совсем забыто, и о нем не беспокоится даже потерпевшая. По крайней мере избитая еще зимой Татьяна Черновол совсем не вспоминает о преступлении против ее жизни и здоровья публично. Экстрадиция подозреваемого в избиении продолжает висеть в воздухе, но не похоже, чтобы это кого-то заботило.
Одно из наиболее долгоиграющих дел на наших просторах - судебное разбирательство Константина Меладзе и Дмитрия Костюка, которые до сих пор не поделили бренд «ВИА Гра».
Каждый раз, когда кажется, что суд принимает окончательное решение, находится либо новая инстанция, либо другой суд, либо разбирательство в другой стране, из-за которых пасьянс снова не складывается. Кому теперь в каких ситуациях принадлежит бренд, думаю, не знают уже даже сами Костюк и Меладзе.
Впрочем, не только эти продюсеры с трудом делят совместно нажитое - с аналогичной проблемой столкнулся Игорь Кондратюк, разорвавший деловые отношения с экс-подопечным Виталием Козловским.
Этот конфликт затянулся на долгие годы - и вроде бы, зимой окончательно исчерпал себя. Но судебные процессы - настолько благодатная почва для пиара, что обе стороны не готовы от нее отказаться. Буквально вчера пресс-служба продюсера сообщила мне, что Игорь Кондратюк подарил песню Виталия Козловского группе «Триода» - читайте, э-ге-гей, журналисты, напишите, что мы еще не помирились. Что ж, исполняю.
Мирно разойтись с бывшими партнерами сложно не только в шоу-бизе, но и в IT-гигантах. Например, Павел Дуров в поисках справедливости затаскал своих коллег по американским судам. Одно свое детище Павел уже потерял, а удастся ли ему удержать свой новый проект Telegram, покажет время - в США суд быстро не работает.
Еще одно сотрудничество, закончившееся взаимными исками и претензиями, случилось между издательским домом Sanoma Media и продакшеном FinalCut в лице Андрея Ногина. Компания, в собственности которой находится портал о светской жизни Jetsetter, отстояла свое авторское право на изображения, чем наверняка лишила работы - и сна - сразу нескольких бильд-редакторов. После разбирательства даже мне, всего лишь пост-фактум сообщившей о решении суда, перепало доброе словечко от обиженных издателей.
Хотя вряд ли какое-либо издание сможет сравниться с «Тайнами звезд» масштабами судебного бедствия, ведь украсть фотографии - это один вид нарушения, а придумать несуществующее интервью - совсем другой, имеющий отношение не столько к журналистике, сколько к психическому здоровью.
По результатам судебного дела Ирины Билык против «Тайн», издание лишилось реноме, главреда (уже, впрочем, трудоустроенного) и 20 000 грн.
В своем стремлении повоевать с журналистами в юридической плоскости украинская певица не одинока - ее российский коллега Стас Михайлов славится «любовью» к репортерам и папарацци. Думаю, ощутимая доля доходов артиста - это выигранные в суде дела против прокатчиков, журналистов и телеканалов.
Еще одна исполнительница, гастролирующая залами суда, - Елена Ваенга. В стремлении защитить свое доброе имя, честь и достоинство, певица уделала издание Андрея Малахова «СтарХит», лишила издание «Только звезды» 150 тыс. рублей, а у «Отдохни» отсудила 3 млн рублей. Приятная статья в семейном бюджете.
И только певица Валерия не смогла перенять у коллег опыт - вместо триумфального урожая в суде она потерпела крах. Балерина Анастасия Волочкова сумела защитить себя от инсинуаций исполнительницы решительным иском и оглушающей победой.
Еще менее удачливым в суде оказался самый скандальный украинский трололо-журналист. Виталия Седюка за нападение на Брэда Питта суд Лос-Анджелеса приговорил к трем годам условного заключения. Зато ни у одного другого украинского журналиста в резюме нет такой звучной строчки, как судебное разбирательство с самим Брэдом Питтом.
Да и вообще украинские журналисты везением в судах не отличаются. Осман Пашаев никак не может разойтись в узком корридоре «Вiкон» с телеканалом СТБ. Трудовое законодательство на то и трудовое, что без усилий в нем разобраться невозможно. Чем закончится история с трудовой книжкой Пашаева, и воздастся ли за труды праведные всем участникам разбирательства, покажет только время.
А вот компании GfK с выставленными ИТК счетами придется разобраться так или иначе - панельный скандал закончился оглушительной победой Индустриального телевизионного комитета. Утечка контактов семей, принимавших участие в телеисследованиях, не прошла для устанавливающей пиплометры немецкой компании даром. Осталось только надеяться, что Nielsen зарекомендует себя с другой стороны.
В завершение - пару слов о продакшенах, желающих воспользоваться без спроса и денежной компенсации результатами чужого труда. На рынке, где купля-продажа форматов является не только бизнесом, но и искусством, желание скрыть кражу продукта под «я художник, я так вижу» всегда велико. Благо, юристы бдят, и «Первому каналу» просто так с рук не сойдет откровенное заимствование Your face sounds familiar у Gestmusic Endemol и ЗАО «ВайТ Медиа». Правда, «Точь-в-точь», на скорую руку перекроенная версия «Один в один», в эфире спокойно выходит, так что потеряет ли канал в суде больше, чем заработает - вопрос.
Подобная история на украинском рынке - о заимствовании формата вместе с ведущей - до суда пока не дошла. «1+1» продолжает активно готовить к эфиру новое шоу Ольги Фреймут под говорящим (но, вроде, уже отмененным) названием «Ревизия», а юристы собственника формата «Нового канала» - иск к продакшну. Чувствую, лето обещает быть жарким.
Естественно, когда судебные процессы завершатся тем или иным решением, я вам обо всем доложу. Ну а пока хочу напомнить медийщикам, что жить дружно - не только приятно, но и выгодно. В определенной степени.
Фото - telegraf.com.ua, online-hd.tv, tsn.ua, Иванна Зубович