Джамала затмила Тимберлейка и победила сердцем. Как западные СМИ осмыслили победу Украины в «Евровидении»
Уже несколько дней мы живем в стране победившего «Евровидения». Объединенные высоким порывом, гордые триумфом Джамалы, обеспокоенные финансовой стороной проведения конкурса в 2017 году и недоумевающие по поводу выпадов со стороны партии «Свобода», украинцы говорят о «Евровидении» минимум несколько раз в день. Но, как ни странно, не только нас коснулся триумф Сусаны Джамаладиновой на главном песенном конкурсе Европы (и не только разочарованных третьим местом россиян, но о них чуть позже).
Ведущие европейские и даже американские СМИ тоже не прошли мимо удивительной победы украинской певицы на «Евровидении-2016». И это не удивляет в случае некоторых информационных ресурсов - новость есть новость, о ней нужно сообщить. Другое дело - серьезная аналитика, за которую взялись журналисты совсем не профильных изданий: поднимите руки, кто ожидал увидеть анализ выступления певицы на песенном конкурсе на страницах The Wall Street Journal, Financial Times или Bloomberg?
Кто, что и зачем говорит о Джамале, я и попыталась разобраться.
Для начала очевидное - сайт новостей «Евровидения» отслеживает теперь каждый шаг Джамалы.
И поэтически сообщает, что «луч солнечного света пролился на Украину с победой Джамалы». Сплошная романтика, но хотелось бы сказать отдельное спасибо бильд-редактору за кадрирование фото.
Французы France 24 не менее романтичны в своей подаче:
«Вопреки традиции треша и китча Джамала победила со сдержанной и почти трагичной песней. И хотя конкурс давно запятнан политическими голосованиями, сама песня - одна из первых, которая вплотную подошла к прямому политическому заявлению. Хотя и отсылает к глубоко личной для исполнительницы исторической трагедии».
Британцы из The Telegraph не обошлись одним материалом, а решили осмыслить победу Джамалы дважды, заявив, что она «победила сердцем»:
В этом материале журналист разобрал по косточкам «удивительно интересный вечер», назвал «веселеньким» номер Сусаны, но признал, что Джамала говорила сердцем с сердцами тех зрителей «Евровидения», которые смотрят шоу каждый год, не для того, чтобы «поиздеваться над трешевым конкурсом, как бы ни сложно было это понять нам, британцам, а услышать голоса других европейцев».
Намного любопытнее второй материал The Telegraph, «Они всех убивают. Почему песня «1944» так разозлила россиян». В нем автор проанализировал текст песни, рассказал читателю историю депортации крымскотатарского народа Сталиным и объяснил, как она соотносится с сегодняшним положением народа на аннексированном полуострове.
Интересные параллели между депортацией 1944 года и аннексией 2014-го проводит и автор The New York Times:
И упоминает, что номер Сергея Лазарева, менее спорный сам по себе, был не меньшим политическим заявлением, чем номер Джамалы.
Намного дальше пошли редакторы Times, написав колонку «Темная история, скрывающаяся за украинской песней на «Евровидении»:
Четкое и явно не украденное с Википедии описание событий Хайтармы, начиная с исторического контекста времен Екатерины II и заканчивая сегодняшним положением крымских татар в оккупации.
«Страшная история, стоящая за триумфом Джамалы» заинтересовала и шведов The Local:
Анализ истории депортации и судьбы крымскотатарского народа помог читателям разобраться, что к чему в песне «1944».
Любопытный анализ конкурса предложили австралийские ABC:
По мнению страны-материка, победа Украины усугубит военное напряжение. Более того, пока это единственные западные СМИ, которые вспомнили про выступление Украины на «Евровидении» группы «Грынджолы», не к ночи будут помянуты, с песней «Разом нас багато».
Победа Джамалы и появление Джастина Тимберлейка вынудили написать о конкурсе даже американский Entertainment Weekly:
С намеком, что «Евровидение» чем-то напоминает American Idol, а раз шоу закрылось, - вполне может заполнить зияющие пустоты в эфире.
В том же духе материал подали и на сайте-конкуренте E Online:
С уточнением, что номер Джамалы затмил даже выступление Джастина Тимберлейка. И что у Австралии никогда не будет шансов победить на «Евровидении» - у нее ведь нет стран-соседей.
Канадский The Globe and Mail воспользовался ресурсами корреспондентов Reuters:
И взял комментарии у представителей Меджлиса и украинцев (как в Украине, так и в диаспоре).
Британский таблоид The Mirror попытался разобраться, кто вообще такая Джамала:
Американские таблоиды, никогда раньше не уделявшие внимания конкурсу, тоже подошли к вопросу победы Джамалы творчески. The Hollywood Life подобрал «5 фактов, которые нужно знать о Джамале"_:
С таким же заголовком и почти таким же подходом разобрались «в Джамале» и журналисты The People:
А о политике и новой системе голосования напомнили в Variety:
Ну и прямо заявили о том, что не все довольны победой Джамалы, в US Weekly. Впрочем, таблоид, полгода угрожающий всему миру смертью Анжелины Джоли от истощения, в политику не вдавался.
Неудивительно, что политический аспект песни-победителя был интересен изданию Al Jazeera:
Который намекнул на особый интерес к судьбе крымскотатарского народа со стороны мусульманского мира.
BBC интересовались преимущественно тем, что об Украине и России думают европейские медиа:
The Guardian, который еще до конкурса вышел с Джамалой на обложке и подписью «Ты слушаешь, Путин?», акцентировал внимание читателей на современном конфликте Украины и России: «Конечно же, песня и о 1944-м, и о событиях 2014-го. Они происходят, эти события, что же певице делать - молчать и не петь о них?»
Подробнейший анализ конкурса предоставили американцы CNBC, из группы NBCUniversal. Как бы намекая, что не против в 2017 году задуматься о трансляции, а возможно, и участии США в конкурсе.
Но лично меня больше всего заинтересовали статьи в Financial Times, «Политически заряженная песня Украины выиграла «Евровидение», и The Wall Street Journal, «Украинка Джамала выиграла песенный конкурс «Евровидение».
Последние обошлись штатными авторами, а первые привлекли для анализа местного автора, но суть материалов в обоих случаях однозначна - проведению конкусе в Украине в 2017 году будут предшествовать серьезные финансовые и политические движения в регионе, которым будет посвящен весь 2016 год.
Тем временем по инициативе армянского зрителя «Евровидения» и при активной поддержке российских интернет-пользователей набирает обороты петиция к EBU о пересмотре результатов песенного конкурса - мол, пускай хоть Австралия, но лишь бы не Украина. Сбор подписей только подчеркивает, какое политическое значение в регионе имеет внешне невинный и «аполитичный» конкурс.
В общем, читайте СМИ и делайте выводы.
Фото - ua-today.com