Вечное возвращение. Кому постоянно уходят деньги Госкино, и где в итоге все украинские фильмы?
Уже в обозримом будущем - возможно, даже завтра - законопроект №3081-д о государственной поддержке кинематографа, о котором мы с вами говорим регулярно, будет рассмотрен Верховной Радой во втором чтении и в целом. А это значит многое - и реанимацию инвестиционного климата в киноиндустрии в первую очередь.
Потому как, если вы не замечали, то долгое время главным и едва ли не единственным инвестором в украинский кинематограф было государство. Частный инвестор снимал кино только из любви к искусству и на энтузиазме, потому что ни один бизнес-проект «украинский прокатный фильм» не мог показать реалистичной самоокупаемости, что уж говорить о прибыли. При этом из государственного бюджета ежегодно выделялись средства Государственному агентству по вопросам кинематографа, а оно, в свою очередь, финансировало те или иные кинопроекты. Первое время - просто те, которые нравились, после реформы 2010 года - победителей творческого конкурса кинопроектов, второй тур которого и называется модным словом питчинг.
Уже на следующей неделе, с 12 по 15 сентября, Госкино проведет девятый такой конкурс. Питчинговаться будут более 80 кинопроектов. На первый взгляд - все такие разные и интересные, но я решила присмотреться повнимательнее. Потом - еще внимательнее. И, руководствуясь правилом из старого анекдота «актив слева - пассив справа», решила подбить баланс работы Госкино. А в чем-то - всей индустрии. Что получилось, предлагаю посмотреть вместе, и выводы делать уже самостоятельно.
Во-первых, проведя в обнимку с Excel и калькулятором несколько бессонных ночей, я подсчитала, что с 2007 года общий объем финансирования государством кинопроектов составил почти миллиард грн - точнее, 937 млн 267 тыс 422 грн. Из них 669 тыс. 555 грн - в 2007 году, затем, после долгой заморозки, 4 млн в 2011-м, уже после реформы. И в возрастающей прогрессии - 109 млн в 2012-м, 210 млн в 2013-м. В первый год войны, после того, как Кабинет министров Украины заморозил «культурные и гуманитарные» расходные статьи бюджета, индустрия получила меньше 60 млн грн. Но в 2015-м - уже 192 млн грн, а в 2016-м - 363 млн грн.
Впрочем, как мы все прекрасно понимаем, 100 млн грн в 2012 году и в 2016 году - совершенно разные суммы, так как национальная валюта обесценилась более чем в три раза
В наполеоновских планах Госкино на 2017 год - невероятный запрос Минкульту на 961 млн 991,5 тыс. грн, из них на производство и распространение фильмов – 944 млн 241,5 тыс. грн. Еще раз напоминаю, что практически столько же - 937 млн 267 тыс 422 грн на кинопроизводствло - государство выделило за предыдущие 10 лет. Будет ли выделен миллиард бюджетных средств - большой вопрос, так как министерство культуры уже заявило, что готово выделить лишь 103 млн 400 тыс. грн – лишь 11% от потребности. И такой же бюджет прогнозирует на 2018-2019 годы. Конечно, я даже не пытаюсь оспорить тезис о том, что размер бюджета имеет значение, то, как он используется - имеет не меньшее.
Если закон «О государственной поддержке кинематографа» будет принят в срок, чтобы вписаться в бюджетное планирование 2017 года, средства будут распределяться весьма и весьма интересным образом. Но чтобы понять, кто - основные претенденты то ли на миллиард, то ли на сто миллионов бюджетных средств, имеет смысл проанализировать, кто успешно получал свою долю от пирога налогоплательщиков в прошлом. Напоминаю, мы рассматриваем предыдущие 10 лет работы системы госфинансирования.
Давайте временно абстрагируемся от творческой стороны вопроса и оставим за скобками сценаристов, режиссеров и исполнителей главных ролей. В конце концов, договор с Госкино подписывает продюсер, а деньги Казначество перечисляет киностудии или продакшену. Поэтому логично посмотреть именно на них. Всего за последние 10 лет работы Госкино финансирование получили ровно 65 студий/продакшенов - более чем внушительный список.
Но если присмотреться повнимательнее, то 61% пирога, то есть больше половины, получили всего 10 продакшенов. А если еще внимательнее, то 40% от всего объема финансирования, то есть 377 млн грн, получили всего пять студий:
Остальные 60 продакшенов за десять лет получили примерно столько же, сколько эти пять
Вероятно, секрет феноменального успеха этих компаний - в исключительных проектах?
ООО «Пронто Фильм» (продюсер проектов - Максим Асадчий) получило от Госкино 108 млн 348 тыс. грн на производство 10 фильмов: «Гав-Рик», «Ворожі іноземці», «До дідька», «Гестхаус Нірвана», «З Бабиного Яру на свободу», «Життя. Останнє питання», «Кров'янка», «Головна роль», а также «Брати. Остання сповідь» и «Поводир». Почему-то мне кажется, что даже ценители украинского кино хорошо знают только последние два проекта.
Между тем, я не включила в список еще одну ленту «Пронто Фильм» - многострадального «Максима Осу». Изначально это был проект Киностудии детских и юношеских фильмов им. О.Ханжонкова, и 19 млн из государственного бюджета под этот проект выделялись именно им. Сейчас же над проектом работает (и получает финансирование) именно продакшен Максима Асадчего. Поэтому «Пронто Фильм» можно считать ответственными не за 12% всех государственных трат на кинематограф, а за 15%.
Второе место среди вечных победителей государственных конкурсов занимает ООО «Инсайтмедиа», компания с когнитивным диссонансом. Андрей Суярко уверяет, что Владимир Филиппов не имеет к продакшену отношения и вообще не продюсер, однако это не мешает Филиппову быть продюсером и подписывать договоры с Госкино от имени ООО «Инсайтмедиа». Творческие люди такие творческие...
Итак, в случае «Инсайтмедиа» речь идет о 12 проектах общей суммой на 78,5 млн грн. Среди них - «Таразі. Прощання з пустелею», «Іван Сила», «Варіант Марконі», «Червоний», «Гніздо горлиці», «Міцна та ніжна», трилогия «Українська символика. Гімн. Герб. Прапор», «Лист з минулого», «Олександр Довженко: Одеський світанок» и «Подорож».
Не вошел в этот список, и не учтен в финальной сумме проект «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» режиссера Михаила Ильенко. Несмотря на то, что государство выделило на него в несколько этапов около 9 млн грн, финансирование началось до кинореформы 2010 года, и точные данные по платежам мне обнаружить не удалось.
К слову, и с этим продакшеном не все прямолинейно: как вы помните, студия «ТатоФильм» Елены Ершовой была замешана в небольшом коррупционном скандале, и два проекта компании - «Иней» и «Стрімголов» (общей суммой на 38 млн грн) - взяла под крылышко именно студия «Инсайтмедиа». Так что вместо 8% от всего государственного финансирования можно читать 12%.
Тройку лидеров замыкает ООО «Директория кино» Игоря Савиченко - 7% госфинансирования и 68 млн грн. Речь в данном случае о 20 проектах. Самые высокобюджетные из них - фильмы «Нина», «Коли падають дерева», «Троє», «Шлях мерця» и «Баба Пріся». На каждый Госкино выделило около 10 млн грн.
Любопытно, что 4 место с 64 млн грн государственных денег занимает продакшен «Евромедиа», в портфолио которого всего три проекта: «Казка старого мельника», «Джура-Королевич» и «Операція Карпатський капкан». Вот что значит стратегическое мышление: продюсер Роман Климпуш предлагает на суд Госкино заявки, которые будут финансироваться в полном объеме (детские и тематические фильмы).
Замыкает «золотую пятерку» Киностудия им. Довженко. Хотя по-хорошему не должна бы, так как по правилам Госкино в питчингах не может участвовать компания, имеющая задолженности по зарплате или невыполненные обязательства перед государством. Тем не менее, студия под управлением Олеся Янчука получила почти 60 млн грн на 11 проектов. Среди реализованых - «Загублене місто». Среди самых дорогих проектов - застрявший в анабиозе детский «Йом-Кипур, або судний день» (кстати, все забываю сказать Олесю Спиридоновичу, что ни один психически здоровый ребенок не заинтересуется фильмом с таким названием) и «Таємний щоденик Симона Петлюри».
Теперь рассмотрим следующие пять продакшенов - «ТатоФильм», «Кинороб», «Червоний собака», «ІДАС-ФІЛЬМ», «Гагарін медіа». Ситуацию с «Татофильм» я уже объяснила выше, в случае продакшенов «Кинороб» и «Червоний собака» речь идет о финансировании трех проектов: «Незламна», «Сторожова застава» и «Полина», а также «Віктор_робот», «Чудове чудовисько» и «Дівчинка з риб’ячим хвостом» соответственно. В первом случае речь о высокобюджетных проектах, во втором - об анимации (а все мультипликационные проекты высокобюджетны по определению). В той же категории - редко, но метко работает «Идас-фильм» Иванны Дядюры, снимающей фильмы своего супруга Ахтема Сеитаблаева: 34 млн грн компания получила на съемки фильмов «Ее сердце» и «Киборги». С другой стороны - проекты Юрия Карновского из «Гармата Фильм» или Дмитрия Томашпольского из «Гагарин медиа» не такие дорогие, зато выигрывают питчинги с завидной регулярностью.
Что ж, самое время поговорить о питчинге, который только грядет.
Напоминаю, с 12 по 15 сентября 4 дня Экспертная комиссия (питчинговая, не путать с прокатной - и прошу Госкино, переименуйте одну из комиссий, избавьте нас всех от головной боли) будет рассматривать проекты и решать, кто заслуживает финансирование в этот раз.
Сразу анонсирую вечное возвращение топ-5 киноиндустрии: ООО «Пронто фильм» представляет на суд экспертов два короткометражных проекта общей суммой на 3,5 млн грн; ООО «Инсайтмедиа» представит 5 проектов: «Необычные греческие похороны в Карпатах», «Інший шлях (Манівці)», «Антон», «Через океан» и «Зазеркалье», прося у государства на все про все 44,2 млн грн; ООО «Директория кино» рассчитывает на 36 млн грн для 6 проектов: «Пофарбоване пташеня», «Щоб чорту стало тошно», «З тим шо йо, хіба би ні», «Недотепа», «Хто тільки не ходить по вулиці…» и «Дівчисько і змій»; Олесь Янчук и Киностудия им. Довженко претендуют на 13 млн грн для работы над проектом «Скільки коштують мільйонери».
Я буду очень внимательно наблюдать за каждым питчем, и по результатам четырех дней конкурса отчитаюсь, какие проекты получили финансирование, какие продакшены - «внезапно», а какие не очень заслужили государственное финансирование, и как изменится баланс сил после конкурса. В этом году на поддержку государства решили претендовать и новые игроки - например, «Квартал 95», который раньше обходился собственными силами, и Любомир Левицкий, который тоже почти всегда снимал за частные инвестиции, ООО «Ганзафильм» Геннадия Богука, заходящее с проектами сразу на 40 млн, а также возвращаются многие уже знакомые лица, которым ничего не перепало на прошлом конкурсе.
Так что вы не переключайтесь - впереди еще много неоднозначного.
Фото - pinterest.com