]
Facebook LiveJournal Twitter

Больше расследований, хороших и разных! Чем новый проект канала ZIK «Последняя инстанция» отличается от других

14:00 21.03.2017 7

Наверняка у вас есть свои соображения о том, что могдо бы сделать понедельник лучше, чем он бывает обычно. Но пока можете оставить их при себе: телеканал ZIK в погоне за свежей зрительской кровью придумал, чем развлечь аудиторию перед тем, как она отправится в кровать. Это мог быть какой-угодно проект на любую тематику, но все определил приход на канал Дарины Шевченко - раз уж человек возглавил отдел журналистских расследований, то и соответствующего контента там обязательно должно прибавиться.

Открою вам небольшой секрет: я давно жду чего-нибудь нового в этом направлении, и главную ставку делала на анонсированную, но так и не показанную премьеру канала ICTV «Очная ставка», уж простите за каламбур. К счастью, пока Ирина Ионова и Роман Бочкала готовятся, мне скучать не пришлось - анонс «Последней инстанции» на ZIK обещал увлекательнейшие полчаса со срывом покровов, установлением справедливости, раскрытием коррупционных схем и другими коврижками, которыми обычно богаты подобные программы. А чтобы проект хоть как-то отличался от десятков собратьев, создатели решили снабдить его «фишкой»: после каждого сюжета зрителям обещали экспертный разбор полетов с советами, которые можно воплотить в жизнь, тем самым ее улучшив. В общем, заинтригованная прочитанным и услышанным, в назначенное время я включила ZIK и приготовилась удивляться.

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Первое, что видит зритель любого проекта - графика, и в «Последней инстанции» ее тоже есть. Лично я от этой составляющей на нашем телевидении давно ничего не жду - графика себе и графика

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

А вот Данила Мокрик в роли ведущего выглядит очень даже гармонично. Судя по дебютному выпуску, его долго (и не безрезультатно) тренировали делать то грустные, то тревожные глаза

В первые же секунды проекта он изящно дал понять, откуда взялось название «Последняя инстанция» - украинцы, мол, судам не доверяют, но мы-то не суд, нам можно! Отличный сценарный ход, я считаю.

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Завершая беглый обзор визуальной составляющей, нужно сказать что-нибудь о студии проекта. Но сделать это нелегко: нет ничего, что бы отличало ее от других и запоминалось. Внимания заслуживают разве что одиноко стоящие стулья, которые позже займут эксперты, но пока Мокрик в студии один, мебель кажется не просто лишней, но инородной

Впрочем, это все частности: программы журналистских расследований ценны не мелочами, а поднимаемыми темами, на рассмотрении которых я и предлагаю остановиться. Учитывая небольшой хронометраж, таковых в один выпуск «Последней инстанции» помещается всего две, и здравый смысл подсказывает, что показатели по критериям «важность» и «актуальность» должны зашкаливать. Но аудиторию проекта в моем лице здесь ждало разочарование.

Первая поднятая тема - трагедия на шахте Степовой. Не буду спорить, что угледобывающая отрасль в нашей стране стоит общественного внимания и обсуждения, но говорить о событии спустя три недели, да еще и в расследовательском ключе, - как минимум нелогично.

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Впрочем, расследования как такового в сюжете почти нет - журналист ходит по местам, которые украинскому зрителю уже не раз показывали в выпусках новостей всех каналов, говорит со спикерами, мелькавшими там же, безуспешно звонит министру и демонстрирует кадры заседаний правительства «по теме»

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

На какую-никакую аналитику намекает лишь заботливо подготовленная инфографика

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

А за драматизм отвечают съемки травмированных шахтеров и членов семей их погибших коллег

Понаблюдав за всем этим, мне оставалось лишь ждать откровений от экспертов в студии.

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Данила честно признался, что авторы проекта долго думали, кого бы пригласить для разговора об угледобыче, и после этого в кадре внезапно появился нардеп Сергей Тарута - он-де в этом понимает, так что пусть говорит

Вряд ли кто-то требовал от политика быть оригинальным, так что занялся обычным для себя делом и в течение пяти минут перечислял все беды и тяготы отечественного шахтерства. Мокрик, помня о заявленной миссии проекта, попытался свернуть разговор в более практичное русло, но вместо советов по улучшению жизни среднестатистического угледобытчика мы получили рассуждения о смене ментальности и уважении к человеческой жизни. Ну а что, это тоже надо.

Я бы очень хотела сказать, что только первый блин вышел комом, но вторая часть выпуска унаследовала те же проблемы. Во-первых, обрушение моста на Шулявке - а именно ему был посвящен сюжет №2 - по меркам телевидения случилось очень давно, а во-вторых, не говорил об этом с экранов разве что ленивый.

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Но есть и хорошие новости: половина сюжета была посвящена не избитой теме Шулявки, а плачевному состоянию моста Метро, снабженная красивыми съемками с квадрокоптера

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Здесь же зрителей ждал еще один сюрприз - документ, согласно которому киевлян ждет скорое и внезапное обрушение одной из главных транспортных артерий города. Правда, журналист так и не озвучил, что это за выводы такие и кем они были сделаны, но это уже мелочи, не так ли?

ZIK, Последняя инстанция, Дарина Шевченко, Данила Мокрик

Второй эксперт - заместитель мэра Киева Илья Сагайдак - как и Тарута, дал советы по решению проблемы в стиле Капитана Очевидность: передать наблюдение за состоянием дорог в частные руки

Подбивая итоги, вынуждена констатировать, что моих ожиданий «Последняя инстанция» не оправдала. Во-первых, проект ничем не отличается от того, что уже давно обосновалось на рынке - при должном внимании, здесь можно найти те же ходы, которые используют «Гроші», «Схеми», «Больше, чем правда», «Достало!» и иже с ними. Во-вторых, даже ступив на проторенную другими дорогу, покорить зрительские сердца возможно, но только при условии наличия свежести и новизны. Ни того, ни другого в поднятых в первом выпуске темах я не увидела.

Хочется верить, что дело действительно в дебютном блине, и следующие эпизоды исправят ситуацию. Во всяком случае, Дарина Шевченко анонсировала готовность к критике, так что теперь осталось только прислушаться к ней.  

А остальных продюсеров, которые подумывают о запуске чего-нибудь эдакого, я призываю хорошенько задуматься вот о чем. В мире сегодня существуют сотни необкатанных форматов и жанров, еще столько же идей витает в воздухе. Так неужели украинский зритель не заслуживает чего-то большего, чем очередной проект журналистских «расследований», от которых на отечественном телевидении скоро будет не протолкнуться?

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...