Одиннадцать друзей Шерлока. Сериалы конкурса Odesa IFF ScripTeast Series Project и скрининги Series Mania в рамках ОМКФ
Одесский международный кинофестиваль - это не только больше сотни полнометражных кинопоказов. Это еще и десяток-полтора телесериалов, посмотреть которые - дело чести для любого синефила, в том числе - и вашей покорной слуги.
В этом году в рамках ОМКФ сериальных премьер было столько же, сколько друзей у Оушена. Что любопытно, все они оказались детективами: мистическими, комедийными или драматическими - вопрос уже третий. А вот один из трендов сериальных проектов - полное воцарение на экранах криминальных историй - налицо.
Фестиваль сериалов Series Mania показал в рамках ОМКФ сборную солянку из украинского психологического детектива «Кто ты?» (режиссер Анатолий Матешко), французского триллера «Мама не права» (режиссер Франсуа Вель), израильской драмеди о жизни трех людей с аутизмом «На спектре» (режиссер Юваль Шафферман), бельгийского мистического детектива «День» (режиссеры Жиль Кулье и Дрис Вос) и норвежской криминальной драмы «Нефтяной фонд» (режиссер Гаралд Зварт).
Это уже третья в истории Одесского международного кинофестиваля секция «Сериалы!», и прошла она на ура - с полными аншлагами. Но гораздо любопытнее вторая часть сериальной программы фестиваля - питчинги.
С чего начинается любой сериал? Правильно, со сценария. При этом призовые $20 тыс. победитель питчинга сценариев сериалов получал на постпродакшен... Ну, зато стимул довести работу до конца.
Итак, на питчингах сценариев были представлены шесть проектов: два украинских (один из них – в копродукции), хорватский, македонский, венгерский и польский.
Первым питчинговался украинский копродукционный (заявлено соучастие Германии, Голландии, Польши, Израиля, Швеции и др.) проект «Квадрат» / The Square. Предполагаемый бюджет – 2,9 млн евро, количество эпизодов – 10. Создатели надеются, что сериал зайдет на все главные платформы мира, включая Netflix, Amazon и HBO, но как именно планируют продавать им свой проект, не уточнили.
«Квадрат» презентовали сценаристы Евгений Матвиенко и Владимир Тихий (он же - заявленный режиссер проекта). Судя по презентации, жанр у сериала будет непростым: смесь детектива, триллера и мистики. Многоплановым обещает быть и сюжет: в небольшом провинциальном городке в умеренно далеком прошлом дети играют в «квадрат» - игру на четверых, где трое выигрывают, а проигравший должен совершить незаметный для окружения суицид. В параллельной линии зрители будут наблюдать за любовной историей между девушкой по имени Мальвина и юным уголовником, который в какой-то момент проходит через некий портал и оказывается в Лондоне в наши дни.
«Концепция не будет очень прямой, только в конце все соберется в единую понятную картинку», - предупредили сценаристы. Досмотрит ли зритель до этого триумфального финала - вопрос открытый, но авторы признались, что многое для своего сериала взяли из собственного детства, из личных воспоминаний.
Жюри, в свою очередь, сравнило проект с «Диким западом» и «Странными вещами», что можно было расценить как зачет.
Сценарий македонского сериала «Любовь и ненависть» защищала его продюсер Эмилия Чочкова. Жанр проекта тоже непростой, но более понятный: политический детектив с элементами любовной драмы.
События сериала начинаются в 2015 году - в ночь, когда в ходе празднования победы правящей партии из-за столкновений на площади погиб человек. Естественно, власть пытается замять ситуацию, а журналистка Анна и борец за права человека Оливер пытаются вести расследование и о гибели человека, и о коррумпированности власти. «Проект основан на реальных событиях, мы с создателями сериала вместе были на тех уличных протестах. В сериале наша задача – найти баланс между линиями убийства и политики», - объяснила Эмилия. Пока в сериале заявлен один сезон общей стоимостью 800 тыс. евро.
Третий сериал – это тоже политическая и семейная драма, и тоже в некоторой степени основан на реальных событиях. Речь о хорватском проекте «Семейные архивы», главная героиня которого – успешная бизнес-вумен – баллотируется и выигрывает выборы. В процессе новой политической жизни ей придется противостоять не только новым врагам, но и старым семейным секретам, которые всплывают из коммунистических архивов и касаются ее отца – бывшего политзаключенного.
«Этот сериал отсылает нас к библейской истории о грехах отцов», - объясняют основной тезис проекта его создатели. Сейчас проект находится на ранней стадии девелопмента, написано только несколько эпизодов. Заявленный бюджет – 1,028 млн евро.
Четвертый проект – украинский сериал от FILM.UA «Прятки», автор сценария – Александр Процюк, заявленный бюджет – 1,6 млн евро.
Это криминальная драма об исчезновении детей. По словам создателей, они намеренно избегали временных и географических рамок, ведь проблема исчезновения детей актуальна везде и всегда. По ходу сериала по очереди пропадают трое детей, затем видео с ними появляется в интернете, причем каждый из детей держит в руках табличку с непонятными цифрами. Следствие ведут полицейские Варта и Максим, у каждого из которых – загадочное и непростое прошлое.
«Это история об ответственности детей, родителей и перед собой, перед прошлым и своими ошибками», - заявила команда. Жюри отметили качество презентации и ее хорошую структурированность, хотя с вопросами экспертов команда не всегда справлялась уверенно.
Пятый проект – снова историческая драма о революционных событиях, в этот раз родом из Венгрии. События «Тюремного госпиталя» происходят в двух временных параллелях: 1956 год, когда во время венгерского восстания в людях жила надежда на изменения, и 1957-й - когда этой надежды уже не осталось.
Место действия – больница в тюрьме, где работают главные герои – врач и медсестра, брат и сестра. Во время работы с пациентами они вспоминают события годичной давности и таким образом доносят их до зрителя. Авторы характеризуют сериал как семейную драму с медицинской историей. Они, кстати, были единственными на питчинге, кто прямо заявил, что помимо первого сезона рассчитывают сделать еще как минимум второй и третий. «Мотто сериала: оставайся человеком в нечеловеческих условиях. Жизнь одного человека важнее режима», - отметил сценарист Марсель Паткай.
Шестым питчинговался сериал Smokey Eyes из Польши, заявленный как трагикомедия. Несмотря на то, что представляла его лично автор сценария Малгоржата Пилачинська, понять сюжет и концепцию проекта оказалось не так просто.
В центре истории – пятеро подруг, женщин за 40, изолированных от всего мира в загородном доме. В сериале обещают и экзистенциальные моменты, и флешбеки в молодость главных героинь, и даже детективный элемент - благодаря некоему трупу в багажнике. «Одна моя подруга говорит, что если вечером у тебя крутой макияж, а утром он смазан как Smokey Eyes, значит, ты еще жива», - попыталась объяснить название сериала Малгоржата. В отличие от всех предыдущих проектов, этот оказался самым коротким: заявленный хронометраж серий – 25-30 минут, количество эпизодов – 6.
По результатам питчинга Odesa IFF ScriptEast Series Projects проект «Семейные архивы» получил от компании Star Media комплекс постпродакшен-услуг на суму $20 тыс., а проект Smokey Eyes - приглашение к участию в Series Mania Writers Campus, который пройдет в марте 2019 года в Лилле.
А какой сериал, как вы думаете, доберется до украинского эфира?
Фото пресс-службы ОМКФ и Натальи Кушнир