Почему Володька бросил SLM? Пять версий демарша Бородянского
Мир меняется буквально ежесекундно, но даже в этом водовороте есть островки стабильности. Например, солнце всегда всходит на востоке, луна ведет себя весьма предсказуемо, Алла Мазур каждое воскресенье сообщает нам итоги недели, а Владимир Бородянский знает, куда нужно вести канал СТБ (да и весь холдинг StarLightMedia), чтобы тот рано или поздно пришел к успеху. Так, по крайней мере, было до прошлой среды, пока Владимир не объявил, что покидает пост, который занимал еще с 2004 года.
Столь масштабные тектонические сдвиги не могли не вызвать цунами слухов, пересудов и догадок о том, почему, собственно, это случилось. Шутка ли: Бородянский, как он сам отметил в прощальном письме коллегам, руководил СТБ в течение почти 15 лет, и почти половину этого срока - 7 лет - отмотал в статусе СЕО в SLM. Наверняка для того, чтобы подобная, фигурально выражаясь, глыба сдвинулась с места, должно было произойти что-то из ряда вон.
Ошарашенная не меньше вашего, я решила как следует разобраться в тайне ухода Владимира Владимировича. Для этого мне пришлось достать с дальней полки скрипку, трубку и котелок в стиле Шерлока Холмса, вооружиться дедукцией и как следует проанализировать все возможные слухи, курсирующие в медийном пространстве уже почти целую неделю. Ну а что из этого вышло - смотрите сами.
Предупреждаю сразу: как это обычно бывает, версий случившегося в определенных кругах можно найти примерно миллион, причем одна будет фантастичнее другой. Будучи приличной женщиной, я не стала обращать внимания на откровенные небылицы, сосредоточившись лишь на том, что кажется наиболее реалистичным. В конце концов, только так можно будет добраться до истины и понять, почему ни СТБ, ни SLM, ни сам Бородянский больше никогда не будут прежними. Ну, поехали.
1. Бородянский возглавит Общественное
Начну, пожалуй, с самой маловероятной, но моей любимой версии: вместо того, чтобы и дальше заботиться о настоящем и будущем коммерческого вещателя, Владимир озаботился судьбой украинского Общественного, а потому скоро мы услышим о его назначении если не на место Зураба Аласании, то как минимум в члены правления НОТУ.
Как бы неправдоподобно это предположение ни звучало на первый взгляд, право на существование оно все же имеет по нескольким причинам. Первая, и, пожалуй, главная - плачевное положение, в котором сегодня оказалась НОТУ. То есть лично я бы не удивилась, если бы выяснилось, что нынешнее руководство телекомпании признает, что справиться с доверенной трансформацией государственного вещателя в общественный в существующих условиях ему не удалось, а потому без нового опытного, талантливого и находчивого медиаменеджера не обойтись. На роль последнего Владимир Владимирович подходит как никто: знаний и умений у него в достатке, а главное - он отлично умеет ими пользоваться. Кроме того, не стоит забывать, что именно СТБ под руководством Бородянского первым среди коммерческих каналов наладил сотрудничество с Общественным в вопросе сперва подготовки и проведения Нацотбора на «Евровидение», а позже - трансляции самого «Евровидения». Причем это далеко не единственный интересный проект НОТУ, из которого при должном подходе можно было бы сделать отличное рейтинговое шоу: представляете, какие показатели были бы у биатлона, если бы помимо народной любви у него было бы эффективное промо?
Но, как бы красиво ни звучали все эти слова, сбыться им вряд ли суждено. Во-первых, возможности появляются не столько там, где происходят перемены, сколько при условии их финансирования. У НОТУ с последним пунктом уже третий год подряд вырисовываются проблемы, а если не будет денег на контент, то не будет и контента. Кроме того, учитывая довольно теплые отношения Бородянского с Аласанией, последний наверняка не раз и не два жаловался первому на давление со стороны властей, а ни один здравомыслящий медийщик, еще и накануне выборов, не взвалит на себя такую ношу.
2. Бородянский устал
Если бы нужно было перечислить все достижения Владимира Владимировича в бытность главы СТБ, на это ушли бы дни, если не недели. Бородянский долго и упорно вел вещатель через тернии, чтобы в итоге он укоренился среди звезд, принимал рисковые и неожиданные решения, которые однажды позволили СТБ стать «главной кнопкой страны», формировал и воспитывал команду так, чтобы сегодня ее члены чувствовали себя больше семьей, чем коллегами.
Перечисляя все это, не стоит забывать, что Бородянский был и остается обычным живым человеком, которому свойственны все черты вида, включая банальную усталость. Повторюсь, свое дело он делал в течение последних 15 лет, за это время успели случиться два серьезных экономических кризиса (в 2008 и 2013 годах), а стабильности, увы, не прибавилось. Не устал бы в таких условиях только покойник.
Впрочем, все эти аргументы можно обернуть и против версии: вряд ли человек, который последние 15 лет вел бурную профессиональную деятельность, по причине банальной усталости решил бы все бросить и уйти в никуда. Да еще и в самом разгаре анонсированной им же «Трансформации», благодаря которой весь SLM мог бы преобразиться до неузнаваемости. В общем, в подобное развитие событий мне верится с трудом, а потому копаем дальше.
3. Бородянский угробил СТБ, а потому его «попросили» на выход
Может показаться странным, но мне не единожды попадалась и такая, довольно экзотичная, версия развития событий. Дело, мол, в том, что на самом деле Владимир Владимирович не сам решил уйти на покой, а его попросили это сделать акционеры из-за не очень бойких результатов последних лет.
Что ж, это вполне могло бы быть правдой, если бы речь шла о ком угодно, кроме человека, который за 15 лет превратил когда-то исключительно информационный канал с долей 3,7% (в 2004 году по аудитории 18+,50+) в один из лидеров развлекательного вещания с долей 9,07% (в 2017 году по той же аудитории). К тому же, именно в результате прихода Бородянского в 2004 году, СТБ удалось к 2011-му стать единственным украинским вещателем, показатели которого только росли: в 2005-м его доля составляла 5,2%, в 2006-м - 6,05%, 2007 - 6,7% , 2008 - 7,75%, 2009 - 8,27%, 2010 - 9,82%, 2011 - 9,9% (все данные - по аудитории 18+, 50+). Тогда же СТБ сумел занять третье место среди всех транслируемых в Украине телеканалов. В 2012-м доля слегка упала (до 9,8%), но уже в 2013-м она составила 10,6%, а СТБ выбился на первое место.
Действительно, с тех пор показатели немного упали (2014 - 8,71%, 2015 - 9,65%, 2016 - 9,94%, 2017 - 9,06%), однако под руководством Бородянского даже в этих условиях СТБ приобретал. Например, ему не составило труда признать, что будущее телевидения - за сериалами, а потому каналу в таких условиях нужно потихоньку отказываться от больших шоу и переходить на новый формат. Не менее любопытным проектом была его дружба с Александром Ткаченко, которая родилась из сентенции, что денег на рынке не очень много, так что конкурировать нужно в области интеллекта. Словом, можете смело смеяться в лицо и тем, кто вам будет говорить, что Бородянский превратил СТБ в нерейтинговый канал (потому что это неправда), и тем, что это стало причиной его увольнения (потому что это тоже неправда).
4. Бородянский переезжает в Россию
У нас есть давняя примета: если медийщик в Украине начинает добиваться хоть сколько-нибудь заметных результатов в работе, рано или поздно его позовут в Россию. За примерами далеко ходить не надо: здесь вам и воспитанница Бородянского Ксения Бугримова, которая нынче трудится на СТС, и Дарья Фиалко, прошедшая этот путь еще несколько лет назад, и из свеженького - Виктория Баранова (экс-Лезина), буквально месяц назад возглавившая российский «ЮТВ Холдинг».
В пользу версии говорит и внезапность, с которой Бородянский принял решение уволиться, хотя знающие люди (например, Виктория Бурдукова) отмечали, что для них объявление Владимира Владимировича сюрпризом не стало. Если продолжать фантазировать на эту тему, то можно вспомнить, что бизнес-отношения с российскими вещателями Бородянский наладил уже давно, продавая им как готовые программы, так и форматы. А еще Сергей Евдокимов, еще год назад занимавший пост генпродюсера «Нового канала», наверняка мог бы замолвить за Бородянского словечко на новом месте.
Опять же, версия правдоподобна, только если смотреть на нее поверхностно и не анализировать всю предыдущую деятельность Владимира Владимировича. Начнем с того, что теперь ему и въехать-то в Россию сложно из-за их санкционных списков, не говоря уже о том, чтобы там работать. Во-вторых, это в Украине Бородянского знают все и каждый, а там бы ему пришлось начинать карьеру с куда более скромных позиций, несмотря на то, что российский рынок в целом больше, богаче и масштабнее нашего. К тому же, не стоит сбрасывать со счетов патриотичность топа: вслух он, может, говорил об этом не часто, но неоднократно делом доказывал, что переживает за страну не меньше (а то и больше), чем политик в красивой вышиванке - одно его участие в инициативе #КіноКраїна чего стоит. Сомневаюсь, что с такими вводными Бородянскому было бы уютно на российском телевидении, по крайней мере, в его нынешнем состоянии.
5. Бородянский не хочет работать в новом формате, ради которого затеяли трансформацию холдинга
Эта версия имеет право на жизнь хотя бы потому, что на деле никто не знает, что и как говорили о трансформации SLM акционеры за закрытыми дверями. То есть вполне вероятен вариант, в котором Бородянскому не понравились либо цели процесса, либо методы, на которые готовы владельцы ради его воплощения, либо появившиеся в структуре новые люди, с которыми Владимиру Владимировичу, хочет он того или нет, пришлось бы работать.
Подобная теория, на мой взгляд, более вероятна, чем многие другие, но и контраргументы здесь тоже имеются. Во-первых, мне сложно представить ситуацию, в которой Бородянский 15 лет успешно находил общий язык с акционерами, пробирался через огонь, воду и медные трубы, держался в стороне от политики и скандалов, а потом все резко закончилось. Во-вторых, если речь о каких-то конкретных трудностях трансформации, то для человека, чьим слоганом много лет подряд было сакральное «Можливо все!», это вряд ли стало бы причиной разрыва крепких и счастливых отношений.
***
Как видите, вариантов причин, по которым заканчивается целая эпоха, много, и в каждом из них при желании можно отыскать намеки на правдоподобность. Впрочем, жизнь - штука весьма непредсказуемая, так что на всякий случай будьте готовы к тому, что все гораздо проще, и причину следовало бы искать в какой-нибудь женщине (классическое «шерше ля фам» еще никто не отменял!).
Единственное, что неоспоримо - любовь теперь уже почти экс-сотрудников к Бородянскому, которую они не устают демонстрировать по всем возможным фронтам:
Так с Владимиром Владимировичем прощается Тала Пристаецкая,
так - Виктория Волонтырец,
а так - Ирина Стороженко
Вы как хотите, а я верю, что для того, чтобы покинуть коллег, которые так к тебе относятся, нужна причина посерьезней, чем банальная усталость или ссора с акционерами. Надеюсь, когда-нибудь мы узнаем, в чем она заключалась.
Ну а напоследок, чтобы не было слишком грустно, покажу вам любопытную историю о Бородянском от Виктора Мирского, который помнит «как все начиналось» в далеком 2004 году:
А теперь, так и быть, доставайте свои платочки.
Фото - Андрей Полищук, thegentlemansjournal.com, radiosvoboda.org,
facebook.com, via-midgard.com, stb.ua