Когда фешн – действительно профешн. Как «Новый канал» ищет будущих конкурентов Dior и Valentino
В стране, где слово фешн для многих до сих пор звучит как ругательство, а большая часть среднестатистического населения одевается по принципу «все лучшее сразу», запускать телепроект о дизайнерах - дело рискованное. Но одновременно и благородное: нужно же как-то прививать зрителю вкус и помогать зарождающейся индустрии встать на ноги. Вот «Новый канал» (полагаю, с подачи Алексея Гладушевского) и решил: Украине нужен еще один модный проект. Но на сей раз – не о моделях, а о тех, кто их одевает. А посему был закуплен заморский формат Project Runway, в котором за свое место под fashion-солнцем соревнуются молодые дизайнеры. Создавать шоу поручили Friends Production.
С самого начала я ожидала от «Подиума» не только развлекательной, но и образовательной составляющей. А удалось ли ее найти в двух выпусках, которые уже успел показать «Новый канал», - судите сами.
Чтобы не упустить ничего важного, давайте пройдемся по пунктам.
Эксперты
Постоянные эксперты шоу – стилист Ольга Слонь и имиджмейкер Иван Супрун. Приглашенным гостем в судейском составе на кастингах стала дизайнер Лилия Литковская (во втором выпуске судьбу участников уже решала Катя Сильченко). Кому-то решение не взять дизайнера в постоянные эксперты шоу о дизайнерах может показаться странным, мне же кажется, что в этом есть смысл: за 9 выпусков проекта зрители смогут узнать сразу 9 украинских дизайнеров, а участники - получить ценные советы не одного, а почти десятка профессионалов.
Но вернемся к Лилии. Со своей работой в проекте она справилась на отменно, особенно к концу выпуска, когда перестала снесняться комментировать работы участников. Еще один очевидный плюс Литковской - умение понимать участников и без слов. И сочувствовать им, иногда - со слезами на глазах. Ну а что ж до языка (Лилия – единственный русскоговорящий эксперт проекта), то напомню: дизайнер - гость, ей можно.
Иван Супрун совершенно неожиданно оказался отвечающим за юмор в судейском составе. Пока строгие женщины судили участников, он частенько разбавлял атмосферу, шутил и пытался снять напряжение. Однако твердость Иван тоже успел проявить: пока его коллеги (особенно Лилия) отстаивали откровенно слабую участницу, он не стеснялся говорить, что это абсолютно безвкусно и не стильно.
За другую девушку-дизайнера он, напротив, боролся, и, как показал второй выпуск, был абсолютно прав - она стала одной из лучших в главном конкурсе.
Что касается Ольги Слонь, то очевидно, что она и проект «Подиум» просто созданы друг для друга. Неудивительно, что в тройке экспертов она выглядит негласным лидером, беря на себя знакомство с участниками и оглашение вердикта, комментируя больше и судя строже всех. И, надо отдать должное, практически все замечания были по делу, на блицах подкрепляясь примерами и сравнениями, а потому вопросов к профессионализму и осведомленности Ольги в данной теме ни у участников, ни у зрителей возникнуть не должно.
Не могу не отметить, что из-за языкового момента комментарии Лилии, говорящей на русском, поначалу выглядели гораздо естественнее. По Ивану и Ольге же было заметно, что им нелегко говорить на чистом украинском. Однако практика решает все – к концу выпуска слушать их стало гораздо легче.
Ведущая
Конечно же, все мы прекрасно понимаем, что Украина ждала ее появления, как минимум, чтобы сравнить с Аллой Костромичевой. Наталья Гоций появилась лишь в конце выпуска, и сделала это очень эффектно, не менее впечатляюще, чем на любом показе.
И стало понятно, что сравнивать ее с ведущей «Топ-модель по-украински» как минимум странно – они совершенно непохожи, хотя обе хороши. В отличие от Аллы, Наталья не участвует в оценивании участников (по крайней мере, пока что),
в диалогах держится вполне естественно, демонстрируя хороший украинский. С подводками пока сложнее – они звучат немного наиграно, а в остальном – красивая, располагающая к себе девушка. Надеюсь, в следующих выпусках ей дадут проявить себя больше.
Ментор
Момент, в котором совершенно точно нельзя сравнить «Подиум» и «Топ-модель по-украински» – наличие ментора. В украинской версии это Жан Грицфельдт, один из самых успешных нынче украинских дизайнеров. С его кандидатурой, как по мне, создатели точно не ошиблись: молодой, известный и однозначно креативный – вы только вспомните форматы его показов на Ukrainian Fashion Week! В общем, его участники слушают.
На кастингах у Жана была скорее функция ведущего бэкстейджа, однако то ли из-за небольшого хронометража, то ли из-за еще чего-то, показывали его обрывками - так, что незнакомому с ним зрителю наверняка было сложно понять, кто он, какой он и зачем тут нужен.
Когда же начались задания, функция ментора стала понятнее – во время производства одежды он может помогать участникам советами, потому что знает толк в стильной одежде. Правда, не все посчитали его рекомендации уместными, за что (СПОЙЛЕР!) и поплатились – самоуверенный участник покинул шоу. Но нет, это не Жан нажаловался. Он всего лишь был прав – платье молодой дизайнер сшил очень слабое (мягко говоря).
Ну, а еще Жан знакомит участников со звездными экспертами.
Участники
Если рассматривать участников как набор персонажей, то тут за кастинг - твердая пятерка. Здесь вам и разные расы,
и религии, и социальные статусы, и профессии (не все участники решили быть дизайнерами прямо с пеленок) - от помощницы судьи до сотрудника студии Лилии Литковской.
Внешности участников здесь тоже уделили внимание - разве может фешн-шоу обойтись без фриков?
А без трансгендера?
На самом деле может. «Кажется, мы – первое шоу, в которое не пропустили трансгендера», - верно подметили судьи.
Одежду участники тоже, как вы понимаете, представляли разную. Тут тебе и концертные наряды, и свадебные платья, и вечерние, и повседневная одежда, и купальники, и нижнее белье,
и хиджабы (респект редакторам, поставить их сразу после нарезки о дизайнерах белья – отличная игра на контрасте),
и вполне себе готовые для показов моды луки.
Но были и оригинальные персонажи
Кажется, у Кати Осадчей появилась конкурентка
Придумывать что-то свое? Зачем, если можно заняться косплеем
Ну, и еще немножко креатива
Драматургия
Чего все ждут от участников реалити-шоу, чему бы оно ни было посвящено? Конечно же, горячих споров, а еще лучше - драк. В «Подиуме» этого то ли действительно маловато, то ли редакторы предусмотрительно не пускают подобные моменты в эфир. За два выпуска участники максимум группой накинулись на необходимые им инструменты для шитья, поспорили из-за комнат в доме (но не как это происходит у «пацанок»), и одна девушка укусила конкурента за руку.
Нецензурные слова редакторы монтажа прячут вот так
Также стоит отдать должное команде за решение отказаться от слезливых историй (или это пока что?). Всего один блиц о том, как участнице приходилось шить из того, что было, потому что «денег нет». И лишь парочка слезинок. А так можно было?
Эта участница плачет не из-за тяжелой судьбы, если что. Просто своим платьем недовольна
Из неуместного – синхроны Жана. Порой вполне можно было обойтись без них (хотя, тогда его вообще не было бы в программе), а порой – вставить в более подходящее место в выпуске. Например: «Нарешті цей лід розтанув» - после того, как жюри отправили домой одну участницу, а вторую взяли. Можно же было смонтировать после нарезки неудачников... Можно все списать на экономию хронометража (думаю, по той же причине в программе нет профайлов участников, как в форматной версии), но давайте все-таки не забывать о логичности действий.
Испытания
За два выпуска их показали не так много: перешить одежду конкурента во что-то свое, подготовить наряд для красной дорожки... Скажете, скучно? Ну, не сразу же заставлять новичков шить форму для стюардесс - дайте проекту немного раскачаться.
Еще один спорный момент – зачем, понимая, что будут сравнения с «Топ-модель по-украински», вводить участниц этого проекта во втором же выпуске «Подиума» (именно их нужно было одеть в платья для красной дорожки)? Не слишком ли рано для кросс-промо?
Хотя, конечно, свои плюсы это дало: одна из моделей обиделась на дизайнера, назвавшего ее куском мяса, вторая - опоздала, чем заставила участницу проявить фантазию и выкручиться. В общем, плюс один к динамичности шоу.
Кстати, у участников было еще одно неофициальное испытание – Катя Сильченко провела ревизии их шкафов. Все-таки дизайнер и сам должен выглядеть стильно! У «пацанок» при таких обысках изымали сигареты и алкоголь, у участников – старую или безвкусную одежду. Очень даже нужный момент.
Резюмируя все сказанное, должна признаться, что смотреть проект стало интересно только ближе к концу второго выпуска. Судя по всему, зритель премьеру тоже не оценил: первый выпуск собрал долю 5,7% по аудитории 18-54 (50+) и 6,2% по 14-29 (50+), второй – 4,5% и 5,1% соответственно (при средней доле канала за февраль 8% и 8,8%).
Но пресс-служба мне пообещала, что все интересности начнутся именно с третьего выпуска. А я, знаете ли, людям склонна верить. Так что всем, кто ждал чего-то большего, советую не пропустить следующий эпизод. А вдруг?