«Бригада» по-украински и апокалипсис от Никитюк-Степанской-Алиева: что представили на конкурсе сериалов ОМКФ
Однажды, три года назад, Одесский международный кинофестиваль заинтересовался сериалами. С тех пор утекло немало воды, менялись конфигурация и партнеры, но интерес ОМКФ к телепродукту не иссяк, и в этом году утолить его были призваны показы в рамках секции «Сериалы!» и уже традиционный конкурс сериальных проектов EastSeries, организованый при поддержке фестиваля Series Mania в партнерстве с компанией Star Media и программой подготовки сценаристов ScripTeast. О последнем и поговорим подробнее.
Напомню, к участию в конкурсе допускаются проекты сериалов из Восточной и Центральной Европы с сильным международным потенциалом и оригинальным сценарием. Кроме того, немаловажный фактор отбора конкурсантов - предыдущий опыт сценаристов. В жюри конкурса на этот раз вошли глава European Project and Talent Forum на фестивале Series Mania Франческо Капурро (Франция), глава издательства и международных продаж в Arte France Адриана Фрежак (Франция), директор ZDFE.Drama Мирела Настасе (Румыния), президент Фонда независимого кино/ScripTeast Дариуш Яблонский (Польша) и генеральный продюсер Star Media Влад Ряшин (Украина).
Модерировала происходящее французская продюсер и тьютор питчинга ОМКФ Агате Берман.
«Карпатия» (Carpathia)
Производство: Украина, Австрия, Венгрия, Румыния, Германия, Франция.
Сценарий: Марыся Никитюк, Марина Степанская, Нариман Алиев; продюсеры: Марыся Никитюк, Марина Степанская.
Бюджет: 700 тыс. евро.
Не знаю, как у вас, но лично у меня каждая из вводных этого проекта вызывает огромный интерес. Когда сценарий пишут три сильнейших молодых кинорежиссера (и режиссеры же берутся за продюсирование), а в партнерах заявлено сразу пять европейских стран, сериал просто обязан получиться из ряда вон. И это мы еще не рассматривали синопсис!
«Карпатия» представляет собой альтернативную историю территории, объединяющей современную Украину и Европу. А еще название связывает ее с реально существовавшим судном Carpathia, принявшем сигнал бедствия с тонущего «Титаника». Базовый конфликт проекта - столкновение двух мировоззрений: религиозного мистицизма и рационализма.
Идея будущего сериала фокусируется на предпосылках катастроф. Перед каждой глобальной катастрофой люди видят некую аномалию. В начале проекта это покажут через историю обнаружения «Титаника» почтовым судном Carpathia в 1912-м.
Дальнейшие события будут разворачиваться в том же году, но уже на территории отдаленного карпатского села, жители которого обнаруживают у одного из мальчиков способность к самовоспламенению. Местный священник Григорий считает это знамением и всячески защищает мальчика. В поселке появляются ученые, которые узнают об этой аномалии. Начинается противостояние между религиозными взглядами местных и убеждениями ученых, выходящее далеко за рамки села. Персонажи столкнутся с вопросом: если уничтожить аномалию, удастся ли избежать катастрофы? И, чувствую, ответ ожидается негативный.
Как сообщила Марина Степанская, проект находится на стадии разработки сценария, консультантом выступает историк и писатель Евгений Монастырский. Авторы планируют 8 эпизодов по 52 минуты. Язык сериала - английский (для отечественного эфира - с украинским дубляжом).
У членов жюри проект вызвал много вопросов
А аудитория явно оценила
«Мертвы и женаты» (Dead and married)
Производство: Венгрия. Сценарий: Кристина Джилли. Бюджет: 700 тыс. евро.
Замужняя турчанка Далма заводит интрижку на одну ночь с загадочным малознакомым соседом, а уже на следующий день его находят мертвым. Выясняется, что случайный любовник Далмы был курдом. Она автоматически попадает под подозрение из-за своего турецкого происхождения. Подавшись в бега от спецслужб и преследователей-курдов, Далма раскрывает неожиданную правду о своей семье в Турции. Эта правда может либо спасти, либо окончательно разрушить ее брак, из-за кризиса которого все, в общем, и началось.
У сценаристки Кристины Джилли пока есть только первый драфт сценария. Автор ищет продюсера, копродюсеров и партнеров среди телеканалов.
Да, меня тоже удивило, что сопродюсеров этой чисто турецкой истории ищут в Украине
«Женское дело» (Distaff)
Производство: Хорватия.
Сценарий: Ивона Юка, Ненад Антолович; продюсер: Анита Юка.
Бюджет 350 тыс. евро.
Действие сериала происходит на Балканах, поскольку главные героини родом из Хорватии, Боснии и Сербии. У одной из них украли ребенка, вторая расследует торговлю людьми, третья - бизнесвумен, которая находит сына первой, четвертая - домохозяйка. Вместе им придется бороться с преступной группировкой, которая занимается контрабандой людей.
Помимо основной проблемы - торговли людьми, Ненад Антолович планирует поднять в проекте вопросы феминизма, подпольных абортов, домашнего насилия и преследований из-за сексуальной ориентации. Полагаю, где-нибудь в Центральной Европе у такого проекта точно должны найтись сопродюсеры.
«Счастливая нация» (Happy Nation)
Производство: Украина, Израиль.
Сценарий: Дмитрий Хрипун; продюсеры: Михаэль Катрих, Евгений Матвиенко, Алекс Осмоловский.
Бюджет 300 тыс. евро.
Как оказалось, отчаянная бандитская романтика постсоветского периода до сих пор вполне себе актуальна. Пример тому - украино-израильская копродукция «Счастливая нация», рассказывающая историю перспективного боксера Миши Молотова (он же Молот), который промышляет бандитизмом в Киеве начала 90-х, чтобы обеспечить семью. Вместе с тремя друзьями детства Молот погружается в мир организованной преступности и коррупции, проверяя на прочность свои страхи, ограничения и даже дружбу.
Усилия героев не напрасны: бедные мальчики становятся богатыми, но несчастными мужчинами. По ходу дела оставляя несчастными (а чаще мертвыми) многих других. В общем, тем, кто вдруг скучает по «лихим 90-м», должно понравиться. К производству запланировано 10 эпизодов по 52 минуты.
Продюсеры представляли проект в костюмах «серьезных пацанов из 90-х», и перформанс, судя по итогам питчинга, таки удался.
Ребята чувствуют хайп и рассчитывают на широкую аудиторию. А еще обещают в кадре галерею продакт-плейсмента того времени.
Влад Ряшин поинтересовался, чем этот проект будет отличаться от российской «Бригады». Продюсеры пообещали, что в «Счастливой нации» будет совсем другой подход - очевидно, более хипстерский. Другой вопрос, что сериал планируют на русском, и насколько правдоподобно все это будет выглядеть в украинском дубляже, пока представить сложно.
«Сальвия» (Salvia)
Производство: Румыния. Сценарий: Пека Стефан; продюсер: Тудор Реу. Бюджет 230 тыс. евро.
Сценарист Пека Стефан настолько вдохновился историей жизни своей подруги, что превратил ее в сценарий мини-сериала. Речь в нем идет о 33-летней героине, пережившей тяжелую автокатастрофу. В больнице она знакомится с парнем, с которым пробует курить сальвию. Сальвия Дивинорум - растение, содержащее психоактивный галлюциноген - помогает героине вспомнить важный момент, забытый в результате аварии.
Сальвия в сериале выступает метафорой путешествия сквозь различные идентичности. Так, покуривая ее, героиня путешествует по разным городам Европы, пытаясь встретить потерянных друзей и собрать осколки своей памяти.
«Подарок» (The Gift)
Производство: Польша. Сценарий: Ольга Чайдас, Марта Конажевская. Бюджет 400 тыс. евро.
Презентация проекта началась с реальной статистики: каждый пятый подросток в Польше хотел бы умереть, и одному из них это удается. Вдохновением для сериала послужила газетная статья о семнадцатилетней девушке, покончившей жизнь самоубийством.
История начинается с обычного дня девочки-подростка: школа, занятия по хоккею, дом. Но заканчивается этот обычный день навсегда оборвавшейся жизнью. Сериал поднимает вопросы одиночества, чувства вины, формирования психологической травмы. Каждый эпизод планируется как новая история: у авторов уже есть истории для всех серий и описания персонажей.
Как видите, ни один проект не обошелся без глубокой драмы - отличаются лишь жанры и формы подачи. Среди представленных историй нет развлекательных - скорее, их можно назвать формирующими мнение. Остается лишь надеяться, что воплощение проектов сможет захватить внимание зрителей настолько, чтобы нужное успело сформироваться.
Фото - Павел Шевчук