Facebook LiveJournal Twitter

Экономия должна быть экономной. Антикризисные лайфхаки от украинских телепродюсеров

13:04 17.03.2015 1

Голь хитра креативом, а на безрыбье и Бенкендорф - Бельмондо. Не так давно на мастер-классе в рамках образовательного проекта Skill Bill режиссер Сергей Буковский поделился приемами создания достойных телепроектов при мизерных бюджетах производства. Вдохновившись историями Сергея, в фильме которого вместо французского актера однажды сыграл Андрей Бенкендорф, я собрала примеры антикризисного опыта украинских телепродюсеров. Нестандартными эконом-решениями в производстве некоторых своих проектов поделились Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко и другие их коллеги. Приготовьтесь: вас ждут розы в глицерине, стены из ткани и другие креативные хитрости.

Инесса Соболева (ICTV)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- На съемках скетчкома «Путевая страна» у нас было около 20 смен в интерьерах и экстерьерах поездов. Кто работал с компанией «Укрзалiзниця», понимает, какие это бюджеты и аппетиты. На декорацию денег не было. Тогда мы просто по Google-карте нашли старый вагон, который рабочие на заводе использовали как бытовку. Он был ржавый и убитый, но внутри ничего. Мы его полностью отремонтировали, пристроили к вагону перрон, построили купе под себя... Получилось удобно для планирования, только жарко было, когда вагон на солнце нагревался.

Еще вспомнила один старый киношный трюк: мы строили декорацию французского городка. Нужны были фактуры старинной штукатурки и камня. Наши бутафоры долго колдовали и наносили всевозможные химические составы. Нужной фактуры не получалось, домики выглядели как новенькие, а нам нужен был XVII век. Тогда наш художник, француз, взял бутылку кока-колы и тряпкой начал втирать ее в штукатурку. Фактура «под старину» получилась выдающаяся!

«Утро в Большом Городе» мы задумывали уже в новых реалиях, требующих жесткой экономии. Поэтому сразу отказывались от дорогостоящих излишеств. Придумали формат, где будет уместно использовать видеоматериал из интернета, по максимуму эксплуатируем возможности прямого эфира в студии. Заранее заготовленных сюжетов у нас очень немного. В последнее время я стала практиковать объединение специальностей. Например, локейшн скаута и второго режиссера на подготовке или сценаристов и редактора на площадке, всегда приветствуются члены группы на своем транспорте. В штатном расписании съемочной группы случайных должностей нет, если выбрасываешь какие-то позиции - неизбежно страдает качество. Как показывает практика, люди с удовольствием берут на себя дополнительный объем за возможность заработка. Плюс группа становится компактнее, меньше порций на обед заказывать.

Оксана Кучерова (О.К.Media)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Статья, на которой можно поэкономить, - реквизит и одежда. А сейчас особенно: отсняли - продаем, ничего не храним «на потом».

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

Интересная история с кирпичами произошла. Для реализации одного челленджа (испытание-эксперимент) нужно было достать три тысячи кирпичей. Но так как его никто не дает в аренду, а стоит он нынче дорого (особенно для сцены в 5 минут эфира), мы заключили сделку с главным режиссером проекта. И после испытания весь кирпич он выкупил за полцены для своей стройки! И сцену сняли, и стена у режиссера появилась (улыбается).

А еще в проекте «Моя новая жизнь» вместо двух ведущих, которые предусмотрены форматом, мы ввели одну. Ну чем не экономия? И Наташа Ломоносова справляется - смотрите по воскресеньям в 16:00 на канале «Украина».

Алексей Гончаренко (Friends Production)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Сейчас есть одна большая экономия - практически все каналы отказались от русских звезд. А для некоторых проектов это была очень большая статья расходов - не секрет, что наши звезды просят намного меньше. Ну и райдеры [у украинских знаменитостей] поскромнее. Заслуги продюсеров в этой экономии, конечно, нет, но это новый тренд, очень приятный для бюджета. 

Также иногда можно сократить расходы, пригласив на проект универсальных людей. Режиссер-редактор, администратор-водитель, администратор-звукорежиссер, гример-парикмахер. Особенно это удачный вариант, если мы говорим о командировках. 

Что касается локаций, в целях экономии можно использовать для съемок свое жилье или дома друзей. У Friends Production нет собстенных съемочных павильонов, поэтому иногда мы так делаем. К примеру, Даниил Грачев и эксперты «Богини шопинга» комментировали участниц из моей квартиры. Психолога из «Любви онлайн» тоже у меня пишут. Я квартиру не сдаю, поэтому она служит нашим мини-павильоном. 

Зачастую на съемках используем наши машины - мою и моего партнера по бизнесу Александра Боднера. И не только в кадре - иногда звезду нужно встретить на машине представительского класса. С Дмитрием Шепелевым, к примеру, так было. 

Еще на кастингах нужно смотреть, есть ли у потенциальных участников проекта гардероб, машина…  (смеется). Хотя, если честно, обычно у тех людей, которые подходят для шоу по содержанию, нет ничего. Редко такое счастливое совпадение бывает. Вот на «Фабрике», например, все «блатные», мягко говоря, не были талантливыми. 

Виктория Бурдукова («Новый канал»)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Нам в плане бюджетов повезло - все проекты [нашего ТО] снимаются в Украине, и денег в принципе хватает на все. Забавная ситуация получается со «Страстями по Ревизору». Понятно, что денег хочется больше, но я вас уверяю: по картинке вы не почувствуете этого бюджетного голодания. Наши замечательные участники, которые приезжают на программу, понимают, что времена нынче тяжелые, и едут не с пустыми руками. «Страсти» превратились в «Поле чудес» - команду просто кормит вся Украина! Кто с пирiжечком, кто, простите, с бутылкой чего-то покрепче, кто с узваром. 

- Я так понимаю, обеды на съемочную группу можно не заказывать.

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Нам и так неплохо (смеется). Я сейчас на съемках, и сегодня вот такой улов. Ну а что там дальше будет - увидим. Мы сейчас считаем бюджеты на следующий сезон, будем закладывать все риски. По большому счету, мы пробежали между капельками. В «Ревизоре» в этом году не ездили по мегадорогим гостиницам, не снимали номера по 26 тысяч за ночь (а в прошлом сезоне такое было). Сейчас это не на часi, у людей другие проблемы. 

Денис Возович («Интер»)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Была история на записи первой программы «Позаочi». Через час до прихода гостя на съемки выясняется, что вместо трех кресел (ведущей Юлии Литвиненко, герою и гостю в студии) есть только два. Найти точно такое же за час нереально - они специфические, соответствующие цветовой гамме декораций. 

Принимается решение искать три одинаковых кресла на канале. Находим в проекте «Утро с Интером», но они ярко красного цвета - совсем не вписываются. Приходит в голову идея срочно купить три куска материи бежевого цвета. Хорошо, что магазин «Ткани» в пяти минутах ходьбы от нашего офиса. Накрываем кресла тканью и… о чудо, мы имеем стильные, новые, необычные кресла - три штуки. Немного их доработали - стянули ткань хомутами на ножках кресел и получили готовый элемент декорации. Кстати, после той записи было принято решение так все и оставить.  

Вторая история: проект «Позаочi», запись первых программ. Суббота, 15:00 или 16:00, к нам приезжает очень известный герой. Все в порядке, все идет по плану, приехали вовремя, провели на грим. Стандартное предложение от гостевого редактора: «Чего желаете? Чай? Кофе? Вода?». Нужно уточнить, что бытовой райдер нам накануне не предоставляли. И тут наш герой сообщает: «Желаю воду» и называет конкретную известную марку, которой, я понимаю, у нас нет и купить ее в ближайшие 20 минут точно не получится. Но тем не менее отправляю администратора за заказом.

Лучше поздно, чем никогда. А герой, начинает нервничать. Испытывать его гнев никому не хочется, особенно перед съемкой. Я начинаю обходить открытые в выходной день кабинеты и искать на «а вдруг» нужную воду. И вот, обойдя 5 кабинетов, вижу на подоконнике так необходимую мне бутылку, но… пустую. Действовать нужно было быстро. Обдаю бутылку кипятком, набираю из кулера воду, закручиваю крышку, захожу в гримерку, и со словами: «Ну, вот, наконец-то нашел, извините за задержку», открываю бутылку с водой и наливаю в стакан. Должен сказать, что подмену никто не обнаружил, а я в тот момент подумал: «Хорошо, что попросили воду без газа».

После этого случая, у нас всегда в запасе было несколько бутылок воды разных марок. И с тех пор мы очень настоятельно просили бытовой райдер, даже если концертный директор говорил: «Ничего не надо, у нас будет всего 45 минут и приедем мы в гриме». 

Виталия Форманчук («Интер», экс-«Украина»)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Экономическая ситуация в стране существенно повлияла на всех нас, и, конечно же, на производство программы «Готовим вместе». Мы же напрямую зависим от стоимости продуктов питания и покупательских возможностей наших телезрителей! В процессе составления меню мы уже не ориентируемся на профессиональные и творческие способности нашего шеф-повара Андрея Дромова, который владеет в том числе и молекулярной кухней, а исходим из перечня продуктов, которые доступны широкому кругу потребителей. 

Например, мы почти совсем не используем морепродукты, дорогие сыры, мясные изделия, ограничили использование несезонных овощей и фруктов. А количество продуктов для приготовления блюд сокращаем, предлагая нашим кулинарам фантазировать и импровизировать. Например, для соуса болоньезе нашему шеф-повару нужны были 150 г панчеты, 300 г свиного фарша, 300 г говяжьего фарша, 200 мл вина, 3 больших свежих помидора. В итоге, ему пришлось ограничиться 150 г свиного фарша, 150 г говяжьего фарша и 100 г вина. А вместо свежих помидор использовать томатную пасту… Нашему прекрасному шеф-повару Андрею Дромову, конечно, не особенно нравится, что вместо высокой кухни нужно «варить кашу из топора». Вместо сыра маскарпоне он должен использовать домашний творог, вместо пармезана – голландский сыр, вместо бальзамического уксуса – яблочный, вместо ягод – яблоки, микс салатов и его любимые помидоры черри мы замещаем томатной пастой и зеленью петрушки (или консервированными овощами). Раньше готовили много, хватало накормить всю съемочную группу. Теперь – только для Андрея Доманского и для презентации блюда. Съемочная группа не доедает, но это неплохо. Скоро весна. Лишние килограммы ни к чему!

Раньше на других проектах были еще случаи, когда не хватало денег на актеров и моделей, поэтому все эти роли выполняли сами члены съемочной группы. Например, в заставке одного из шоу снялись все наши администраторы в нижнем белье (улыбается). А я когда-то снималась полностью обнаженной. Мы делали проект «Брама часу» на «Интере» и там была история про Адама и Еву. Найти модель, которая согласится сниматься почти обнаженной, было практически нереально. Вот мне, шеф-редактору этого эпизода, и пришлось самой выступать в такой роли.

Алла Липовецкая (Mama`s production)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Я считаю, что главная экономия - это правильно составленный бюджет и календарно-постановочный план. Если логистика расходов, занятости людей, количества съемочных смен соответствует возможностям, бюджету, то это и есть основная экономия. Все остальное - незначительная. Можно принести актрисе свою дорогую сумочку, чтобы она была в кадре. Но это не экономия, а просто выход из ситуации. 

Поскольку мы в большинстве случаев работаем со сценарными проектами, а не реалити, нам очень важно правильно составить график съемок и использования локаций. Грубо говоря, если по сценарию в кадре должен быть загородный дом и лужайка перед ним, то логично снять в этом доме еще все 62 комнаты на все 62 эпизода. Если съемка в павильоне, то иногда при правильном расчете проще построить одну универсальную локацию и, условно, каждый день ее перекрашивать или вносить/выносить мебель, чем искать под каждую творческую задачу отдельную локацию. 

И, конечно, сейчас в условиях экономии мы работаем на пределе человеческого ресурса - выработка очень большая. Это - главная проблема такого периода. 

Артем Марчевский («ГОСТ-медиа», экс-«Теле Про»)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Нужно экономить всегда и на всем – это, собственно, одна из главных задач продюсера. Если говорить о конкретных случаях, в проекте «Один за 100 годин» ведущие во время съемок ездили на моей машине – в каждом выпуске показывали, как они приезжали на локацию знакомиться с героями программы. На продакт-плейсмент не было времени, на аренду машины – лишних денег. Что касается декораций, мы старались их делать максимально универсальными, чтобы потом можно было просто поменять фасад и запустить на новый проект. К примеру, во время съемок шоу «Страсти на паркете» мы использовали декорации проекта «Моя лучшая половинка», который так и не вышел в эфир. Для работы нам нужно было 5 или 6 танцевальных залов, и найти их все оказалось большой проблемой. Поэтому мы решили построить декорацию одного зала. Денег на это особо не было, и мы внутри декорации «Моей лучшей половинки» построили мобильный танцевальный зал. Стен там почти не было - только натянутая ткань с принтами. Выглядело как кирпичная стена, но она в любой момент могла переехать на другой этаж. Это идея нашего подрядчика по декорациям Маши Кобылецкой - молодец, сэкономила нам денег. 

Саша Ткаченко (Front Сinema)

Саша Ткаченко, Виктория Бурдукова, Оксана Кучерова, Алексей Гончаренко, Инесса Соболева, Алла Липовецкая, Артем Марчевский, Денис Возович, Виталия Форманчук

- Моя первая история касается исходящего реквизита, на который обычно тратится много денег. Цветы, еда, напитки, временами животные (улыбается). Самое дорогое из этого - цветы, а если снимаешь историю про свадьбы/похороны, их понадобится много. Искусственные цветы - тоже недешево, поэтому можно научиться делать их вечными. Покупаете много цветов и кладете их в глицерин. Все - можете использовать годами. Еще однажды нам для съемок нужен был букет из 25 черных роз. Одна штука на тот момент стоила 300 грн. Денег не было, и мы решили сделать это розы самостоятельно - поставили цветы в воду с тремя бочонками черной гуаши. Через 15-20 часов у нас был необходимый букет.

Вторая история о декорациях. Чтобы сэкономить на стенах декорации, мы решили натянуть на каркас из дерева ткань. У нас есть сеты, на которых стен, по сути, нет. В кадре это не видно, но, конечно, их нельзя использовать везде - все комнаты из ткани будут смотреться странно. Ткань не должна быть глянцевой. Мы использовали материал для обивки диванов - она очень крепкая, не изнашивается, не бликует и, чаще всего, недорогая. Нам удавалось находит ее по 50-60 грн за метр.

Еще вспомнила: многие наши продюсеры забывают, что мы все еще вещаем в PAL, и предлагают снимать на дорогие крутые камеры типа ALEXA и Red, которые покупаются за доллары. Но есть же огромное количество камер подешевле, которые дают картинку не хуже! Это серьезно сэкономит бюджет.

Если лайфхаки у каждого продюсера свои, то отвечая на вопрос, на чем наоборот экономить нельзя, спикеры были единогласны - на людях. Надеюсь, даже в сегодняшнее непростое время медийщики будут следовать этому гуманному принципу. 

Фото - Кирилл Авраменко, facebook.comvk.com,

пресс-служба телеканала «Интер»,

личные архивы Виктории Бурдуковой и Оксаны Кучеровой

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...
''