]
Facebook LiveJournal Twitter

РЯЖЕНЫЕ

10:12 03.05.2010 4

Ада Роговцева,Хотиненко,Поп,«12»,Михалков,Бортко,Идиот,«Тарас Бульба»,Мастер и Маргарита,«Сибирский цирюльник»,

 

Украинский кинематограф не балует нас большими премьерами. Он нас просто не балует. Зато российские премьеры идут в Украине широко и с размахом. И пока мы дискутируем о нашей «общей истории и судьбе», российские исторические парадигмы  входят в сознание украинца, как нож в масло. И поделом. Свято место пусто не бывает.

 

Главный выразитель уникальности русской нации, и ее роли в мировой истории, конечно, Никита Михалков. В случае с известным и талантливым человеком срабатывает, как ни странно, «школьная истина»: сначала ты работаешь на авторитет, потом он работает на тебя. Дескать, не пытайтесь даже, ребята, умом своим скудным понять Россию, ибо общим аршином ни ее, ни ее особенную стать не измерить. Под известную творческую биографию и модную идеологему немудрено загонять и самолюбование, и отсутствие вкуса, и откровенный шовинизм. Об этом много писали не только критики, но и блогеры, обсуждая режиссерские «удачи» последних лет - картины «Сибирский цирюльник» и «12».  Тех, кто знаком с публичными выступлениями и общественной деятельностью Михалкова, совсем не удивляет, что он с таким удовольствием изображает то царя-батюшку, то офицера ГРУ и резонера-присяжного по совместительству, ибо в реальной жизни страстно мечтает быть и тем, и другим. Пусть не де-юре, но в сердцах сограждан – непременно.  И обязательно найдет отклик в этих самых сердцах. Ибо о чем, если не о твердой руке мечтают соотечественники? А кроме того, всем известно, что чеченский (украинский, грузинский – далее повсюду) вопрос – больное место для всех россиян. В этом контексте, что бы ни случилось – «папа умер молодым в чужой семье», «как я стал кладбищенским коррупционером» и прочие сопливые истории из «12» - лишь отличный повод поискать виноватых вне российской ментальности. В процессе истерик особенно ярко проступает карикатурная национальная ментальность, живо и «капустно» представляемая известными актерами (картавый еврей Гафта, пародийное «вай-вай «грузина» Газарова),   а также некоторые социальные типажи - интеллигент- Маковецкий, работяга- Петренко, юрист-Арцыбашев. Отдельная песня - персонаж Стоянова,  прообразом которого является совершенно конкретный персонаж – известный телепродюсер Дмитрий Лесневский (родина – родиной, а почему ж по ходу раздумий о ней не свести личные счеты?). Формально Михалков ничего против евреев, грузин или работяг не имеет, но куражится над своими персонажами с явным удовольствием. Главный тренд этой картины: русскому человеку не нужен Закон, ему нужна справедливость и доброта. Притом такая справедливость и такая доброта, как ее понимает Никита Сергеевич. Так сказать, великое кино о великой доброте. В Газпроме подтвердили. В Венеции, что совсем не странно, - тоже. В финале Михалков в роли отставного офицера ГРУ сообщает со слезой зрителю: «Офицеры бывшими не бывают», враг не пройдет.

 

Не менее интересен в «патриотическом» контексте и фильм любимого ученика Михалкова Владимира Бортко«Тарас Бульба». В котором вся декоративная азиатская удаль и молодечество Запорожской Сечи не только не исключают, но подчеркивают безусловную принадлежность казачества и Сечи российской короне. Выпускник Киевского театрального института Бортко достаточно долго не проявлял интерес к исторической Родине, балуя зрителей спичами профессора Преображенского и «афганским изломом», в котором русского офицера почему-то изображал примороженный Микеле Плачидо. Затем Владимир Бортко законно рассудил, что классика (ау, Преображенский!) – все-таки более благодатна для сериальных изысканий. Так мы получили «Идиота» и «Мастера» с Маргаритой, снятых, как трейлеры для конфетной фабрики. Ну, а в канун президентских выборов в Украине настал черед Тараса Бульбы. Потому что кто, если не испытанный в попсово-сериальных боях Бортко, объяснит россиянам и украинцам, что «нам не жить друг без друга».  И если Никита Михалков не считает нужным снимать в своих фильмах украинцев («На данный момент наша актерская «биржа» переполнена. Поэтому нет особой нужды обращаться к украинской картотеке»), то Бортко на главную роль пригласил Богдана Ступку, уже много лет вместе с Адой Роговцевой представляющего в России украинских «митцив». Истории в фильме мало, попыток понять, как было на самом деле – еще меньше. В итоге мы получаем не историческую хронику, а патриотическую агитку, в соответствие с которой Тарас виновен в том, что еще в те времена пролегла трещина между двумя братскими народами. Основная масса казаков (онО кОнеШно!) тянется к российским братьям, а меньшая  (ущербная) косит лиловым глазом в сторону польских панов. Но главное-то в чем? В том, чтобы финальная речь Тараса о нерушимости славянского братства, щедро финансируемая российским телевидением, была услышана украинским зрителем.

 

Картину Владимира Хотиненко «Поп» финансировал Газпром. В зрительном зале кинотеатра Баттерфляй де Люкс на Горького при появлении сих сакраментальных титров  раздался молодой насмешливый голос: «А где же Сибнефть?». Хочется верить, что талантливейшего Хотиненко «с пантелыку» сбили вовсе не спонсоры с их деликатным заказом, а тот факт, что он так и не определился с главным вопросом – о чем картина? Это жесткая драма о непростом выборе каждого (в том числе и священника) в «час Ч» или конфетно-сахарная история о роли и значении Православной Церкви в России?

Со времен «Зеркала для героя» я отлично помню, что Хотиненко – «тончила», он просто не может «крупными мазками» примитивно делить мир на хороших и плохих, правильных-неправильных. И потому так удивительно, что в его новом фильме в лучших традициях совковых боевиков о войне немцы предаются античному разврату («Мамка! Курку давай!»),  сбивают на грузовиках коров, на ровном месте убивают девушку.  Разумеется,  народ негодует, и смело бросает в «освободителей» комья грязи, а отец Александр наивно резонерствует: «Большевиков обламывали! Колбасников не перехитрим что ли?!». В бытовой драме о «наших» и «фашистах» слишком много сусальных и искусственных символов: крупно ползают насекомые, летят облака и отражаются, как водится, в реках.  Все эти «красоты»  по идее должны вызывать вздохи и слезы у зрителя. (Кстати, и вызывают). Есть «символика» и более лобовая.  Скажем, когда один из партизан приходит убить отца Александра, то икона Богоматери берет пулю на себя. Священник не против быть убитым, но просит возможность отпустить грехи своему убийце. Партизан соглашается и преклоняет голову. Такого в картине много, перечислять нет смысла. И отличные актерские работы Сергея Маковецкого и Нины Усатовой не могут перекрыть душок «идеологического заказняка».

 

А о самом вкусном – напоследок. В апреле мы получили еще одно великое кино. Теперь уже о великой войне. Как ее понимает Никита Сергеевич. О специфических  политических взглядах Михалкова говорено-переговорено, так же как и о его «потомственной» фетишизации власти. Впитанной с младых ногтей, так сказать. О чем дискутировать, коль «общественный авторитет» требует, умоляет на коленях правителя пойти на третий срок? Или о барских замашках и привычке бить  ногой в голову, пока телохранители придерживают несчастных? Какой в этом смысл: дяденька, чай, не мальчик и о стишке «что такое хорошо и что такое плохо» даже думать забыл. Тем более, что не папенькой писано наставление. Можно только посетовать, что талант – не вечная индульгенция. Вопреки расхожему мнению, «пропивается». Разменивается на пятаки орденов и должностных привилегий. В «Предстоянии» фарсовые актерские «скетчи», перенесенные из «Цирюльника» и «12» (изменилась только тема, теперь она звучит, как «умрем за Родину!»)  дополнились топорными спецэффектами. Никита Сергеевич, хотел показать страшную правду войны, а выглядит большей частью комично: сталинские бюсты и оторванные ноги, Надя на мине с внезапным неловким стриптизом (увидев сиськи, танкист умирает – то ли от ран, то ли от восторга), пляшущие вокруг фрица цыгане.  В общем, сплошные ряженые. И само собой, мохнатый шмель на душистый хмель. Чтобы всем стало понятно: такой подвиг всенародный одним умом не совершить. Тут еще кое-что нужно. И «Предстояние» вот про это самое кое-что. И баннерами увешана вся Украина. Ибо нынешние учебники по истории – полное говно. Скоро их опять перепишут. А для закрепления материала будут показывать фильмы Никиты Сергеевича и К. Потому как на свои денег нет.

 

 

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...