"Ржевский против Наполеона" или "Люблю и точка"? Кто первый в 3D?
Чтобы пересчитать все украинские фильмы в 3D, пока достаточно двух пальцев. Но и этого, по нашей традиции, хватило, чтобы возник спор: какое кино – более украинское? Идет разбор полетов: кто же снял первый украинский 3-D фильм?
В прошлом году, помнится, было много пафоса по поводу того, что в Украине снимается первый фильм в 3D формате. Фильм производства «Студии Квартал 95» и компании Leopolis под рабочим названием «Ржевский против Наполеона» начали снимать еще в середине 2010 года.
Действующие лица: режиссер Марюс Вайсберг; продюсеры Сергей Ливнев, Лев Николау и Георгий Малков; авторы сценария – «Студия Квартал-95»; оператор Ирек Хартович; музыкальный продюсер Федор Фомин. Для участия в картине пригласили, естественно, Владимира Зеленского, Евгения Кошевого, Павла Деревянко, а еще - Михаила Галустяна, Михаила Ефремова, Марата Башарова, Ксению Собчак, Руслану Писанку, Анфису Чехову, Светлану Лободу, Анну Семенович, и даже Жана Клода Ван Дамма. Бюджет фильма $5 000 000).
Сейчас съемки окончены и идет процесс пост-продакшна. Время премьеры, скорее всего – ближе к концу года и для каждой страны оно будет точно определено вместе с дистрибьютором. Главные сложности съемок заключались в работе с 3D техникой. Пришлось приглашать американских коллег. Почти вся техника была привезена из Голливуда, и большая часть ее не арендована, а, представьте, куплена. И парни обещают, что качество первого украинского 3D-кино будет не хуже голливудского.
Но оказалось, амбиции быть первыми роились не только в их головах. На арене появилась темная лошадка.
3 февраля на презентации Украинской кинофундации был представлен фильм «Люблю и точка». Романтическая история с элементами юмора и драмы происходит на яхте посреди Черного моря. Она и поедет на фестиваль «Берлинале-2011», угадайте-ка в каком качестве… Первого украинского фильма в формате 3D!
Действующие лица: режиссер: Валерий Ямбурский; сценарий – Константин Коновалов, Денис Замрий; актеры: Дмитрий Шаракоис, певица LILU, Павел Деревянко (играет, кстати, одну из главных ролей в «Наполеоне»), Александр Тютрюмов, Михаил Голубович. Производство: Ялта-Фильм, FILMPORT. Премьера фильма – 7 апреля.
Я в замешательстве: так кто же первый? Я связалась с Витой Разинковой, продюсером «Люблю и точка»:
- Авторы «Ржевского против Наполеона» заявляли, что они первые в 3D в Украине. Теперь, об этом заявляете вы…
- Я вам объясню. Когда речь идет о «Наполеоне», мы понимаем, что сценарий написала украинская сторона. Существует мощная команда «Студия Квартал-95», которая принимала участие в этом проекте. Но они работают с американским продакшном. Мы знаем, что в проекте принимает участие энное количество как и звезд, так и средств со стороны России. Поэтому надо быть честными: это совместный проект, который выполнялся силами трех стран. И американские специалисты делали им 3D.
Мы не говорим, что наше 3D какое-то особенное, а лишь уточняем, что мы делали его на национальной платформе, с национальными специалистами, украинскими. Наш проект вынашивался два года. Мы делали все собственными силами. Мы и раньше работали в кино и знаем, что полный метр снимается намного быстрее, чем это получилось у нас. Все было достаточно непросто, мы делали очень много проб. Начали съемки в октябре, но до этого два года вынашивали идею.
Певица Лилу и Павел Деревянко - актеры фильма "Люблю и точка"
- Где вы брали технику?
- Вся техника, все оборудование приобреталось здесь, в Украине. И адаптировалась под 3D в Украине. Вы, наверное, об этом не знали, но в Украине очень давно движутся в направлении 3D. У нас есть отечественные специалисты в этой области. В частности Леонид Радченко. Он и пробы делал непосредственно. Мы снимали на две камеры, это одна из технологий, с помощью которых можно снимать 3D. У нас не специальная 3D камера, у нас их просто две.
- А инвесторы у вас тоже украинские?
- Да, все украинское. Потому мы так себя и позиционируем.
А вот, что ответил на мой вопрос продюсер «Ржевского против Наполеона» Евгений Ефуни:
- В курсе ли вы, что помимо вашей картины в 3D делался фильм «Люблю и точка»? Как расцениваете его успехи на украинском рынке?
- Да, в курсе. Один из продюсеров фильма «Люблю и точка» приходил к нам еще летом 2010-го – пообщаться, «обменяться опытом». На меня лично он произвел очень приятное впечатление человека, который старается сделать что-то новое. Но из его описаний стало ясно, что работают они в условиях очень маленького бюджета, они делают 3D производство сами, без опыта и, к сожалению, без полного понимания, как сделать качественное 3D.
Их команда не имеет ни продюсерского, ни операторского, ни опыта постпродакшна в 3D. Но они решились сделать 3D кино. И молодцы! Уважаю за смелость и решительность. С их уровнем финансирования они и не могли позволить себе нанять настоящих профессионалов, так что их «украинский статус» – вынужденная для них ситуация. Зная, как они делают эту картину, и, увидев их трейлер, думаю, что их кинопрокатные успехи будут очень скромные. Зрители, к сожалению, сразу увидят любительщину.
- Наша команда делает первый 3D фильм в Украине, исходя из понятия именно профессионального кино. Давай копнем чуть глубже в прошлое: в 50-х и 60-х в мире и в Советском Союзе уже был целый ряд 3D фильмов, тогда еще на несовершенной анаглифной технологии. Было много надежд на 3D, но формат не прижился из-за очень низкого качества 3D изображения – и самой стереоскопии, и цветности кадра. В начале же 21 века накопились знания и опыт, выведшие технологию 3D на абсолютно новый качественный уровень.
Вот теперь эта новая и быстро развивающаяся технология станет частью стандартного кинопроизводства. Именно поэтому, заявляя сегодня, что наш «Наполеон» является первым 3D фильмом, снятым в Украине, мы исходим из того, что это первый качественный и профессиональный 3D фильм, снятый в Украине. Судя по тому, что мне известно о фильме «Люблю и точка», «Наполеон» был и остается первым профессиональным 3D фильмом, снятым на Украине в новый век 3D технологии.
- Создатели фильма «Любовь и точка» заявляют, что первые в этой категории именно они, т.к. у них полностью украинская команда, учились снимать объемное изображение они самостоятельно, а у вас сборная солянка из трех стран. Справедливо ли при таких раскладах считать «Наполеон» первым украинским 3D фильмом?
- То, что у нас совместная команда снимала, совершенно не делает фильм менее украинским. Мы не изобретаем велосипед – мы берем лучшее, обучаем украинскую команду этим пользоваться и делаем высокопрофессиональное кино. Именно мы и даем высококачественные знания современной технологии украинским кино-специалистам, именно мы даем украинским и мировым зрителям высококачественную картину, на 100% снятую в Украине. И мы не спешим со сроками успеть раньше того или другого.
Наоборот, мы берем на себя задачу-максимум: и по качеству фильма в целом и по количеству визуальных эффектов – их больше 700. И выпускаем фильм, когда он полностью будет готов на уровне с любым другим 3D фильмом, снятом в Голливуде. Международный подход в производстве не делает фильм менее украинским, но делает его более качественным.
Евгений Ефуни, продюсер "Ржевского против Наполеона", не считает фильм "Люблю и точка" конкурентом
- Возможно ли вообще, по-вашему, снять качественное 3D с помощью двух обычных камер?
- Съёмки в 3D обычно и делаются обычными цифровыми камерами. Но чтобы получить качественное, разноплановое 3D изображение для полнометражного фильма, нужно многое к этим камерам: линзы на камерах нужно подбирать в специальные стереоскопические пары, нужно иметь качественные риги и тонну электроники на этих ригах. Нужна и специальная команда профессионалов, которые умеют всем этим оборудованием грамотно пользоваться.
Практически невозможно сегодня сделать хорошую полнометражную картину в 3D без привлечения иностранных специалистов. Голливудского качества 3D- технологии и специалисты появились в результате десятилетий исследования компаний работающих с NASA, молекулярными биологами, и эти исследования стоили сотни и сотни миллионов. И теперь кто-то утверждает, что сделает качественную 3D картину за копейки, и запад и их специалисты и их технологии им не нужны... Когда это пробуют сделать и без опыта и без денег, мне не кажется возможным получение хорошего результата. Все это было у нас и многого из этого не было у них.
- Воспринимаете ли вы фильм «Люблю и точка» как прямого конкурента?
- Нет, я не воспринимаю. Все-таки, мы крупное высокотехнологическое производство, очень сложная картина с большим количеством локаций, массовки, эффектов, которая выйдет широким прокатом по всему СНГ с серьезной рекламной поддержкой. Есть к нам интерес по прокату и в других странах. Со мной только что связывались немецкие дистрибьюторы, чтобы начать переговоры по прокатным правам на немецком языке.
Это большой веселый, яркий, захватывающий спектакль в 3D. Та же картина – маленькое интимное не зрелищное кино, где 3D вряд ли качественное, и скорее используется как рекламный трюк. Вряд ли у них будет особенно широкий прокат даже в СНГ. Но я очень желаю им удачи, уважаю их, хоть и немного безрассудную, смелость. И надеюсь, их фильм окупится, и для дальнейших проектов будет достаточно фондов, чтобы делать кино на технически более профессиональном уровне.
Получается, Ржевский против Наполеона, но оба против любви. И точка… Сдается мне, что по кассе в этой патриотической дуэли выстрел авторов «Ржевского…» будет победным. Но на Берлинале-то от Украины выдвинули «Люблю…». А вы что скажете?
МедиаНяня.
Фото images.google.com, Юлии Николенко