Лейбл против победителя - кто виноват, и что делать?
Проблема с рекординговой компанией, с которой столкнулся Алексей Кузнецов, победитель шоу Х-фактор, заставила меня задуматься об отношениях между лейблами и выпускниками талант-шоу. На многих форматных талант-шоу - подписание участниками контракта с крупными лейблами является не столько призом, сколько прописанным в библии формата обязательным условием продолжения участия в шоу.
На Х-факторе участники обязаны подписывать контракт с Sony Music Entertainment. Каким-то образом его подписали не все, а только четыре финалиста программы. А на шоу «Голос країни» («1+1») контракт с Universal Music Group – является вообще единственным призом победителю. Приз ли это? И не вылезет ли он победителю боком, как случилось с Алексеем Кузнецовым?
Разберемся по порядку. Слово юристам: "Звукозаписывающих компаний такого масштаба, как на Западе, в Украине нет, поэтому обычно это - компания, имеющая в штате от 4 до 20 человек, у которой есть небольшой локальный каталог местных артистов и которая живет за счет сборов за материал с западного каталога.
Обычно функция продюсера на Западе возложена как раз на плечи лейбла, звукозаписывающей компании. Обычно у них есть свой штат авторов, пиарщиков, стилистов, концертных агентов, аранжировщиков, студий, дизайнеров и т.д. Когда молодой артист с перспективой заключает контракт с крупной компанией, компания сама придумывает стратегию продвижения артиста на музыкальный рынок.
В обязанность лейбла обычно входит:
- разработка образа артиста, его сценического имени;
- подбор и покупка репертуара;
- наем и оплата команды и подрядных организаций для концертов;
- персональный менеджер артиста;
- аренда студии для записи альбома;
- аранжировка, саунпродюсирование;
- оплата услуг стилистов и имиджмейкеров;
- наем музыкантов для записи альбома и концертов и т.д.;
- продвижение альбома в СМИ - съемка и размещение видеоклипов, организация участия в тв-шоу, покупка рекламного времени и площадей для продвижения альбома и т.д.;
- заключение контрактов с концертными агентствами, организация концертов.
Когда компания тратит средства на все это, она рассчитывает на то, что отобьет все деньги и заработает. Артист получает разовую сумму или процент от всего, что зарабатывается, прописанный в контракте. Главная проблема в отношениях артист-лейбл заключается в том, что артисты бывают неопытные и подписывают контракты, связывающие их по рукам и ногам. Исполнители не понимают, что такое авторские права, чем отличаются авторские от смежных прав, и что они на самом деле отдают, подписывая такие документы.
И когда оказывается, что его продюсер и не собирается вкладывать средства в его проект (потому что так было прописано в контракте) или работает не так, как того ожидал артист, появляются проблемы. Исполнитель хочет заключить контракт с кем-то другим, или заниматься своими делами сам, но он может столкнуться с тем, что он не имеет права ни на использование собственного сценического имени, ни на выполнение своих хитов, ни на средства за рекламный ролик в котором он снялся и т.д.»
Практически так и случилось с Алексеем Кузнецовым. Лейбл, по словам победителя Х-фактора, никак не способствует его развитию, как артиста, а только требует от него.
Когда-то похожая история случилась с тогда еще молодой группой «Крихітка Цахес». Саша Кольцова, фронт-вумен группы, подробно рассказала мне о о том, как ей с коллегами пришлось преодолевать возникшие тогда проблемы:
«Зараз ми "Крихітка" і самі по собі. А до цього у нас була угода між продюсером-артистом (групою "Крихіткою Цахес") і компанією, що займається виробництвом і тиражуванням дисків.
Це не була ситуація як в талант-шоу, де беруть талановиту людину майже з вулиці, створюють їй образ-репертуар-позиціонування, забезпечують промо і дають їй шанс. Нас ніхто не придумував - ми вже були затребуваною київською групою, з концертами, власним репертуаром, на той момент ніхто нічого ні на запис, ні на інструменти, ні на стилістів-візажистів, звичайно, не давав, це були персональні вкладення групи. У нас був записаний за наш кошт альбом "На першому місці" і знятий кліп "Вменеємен", дизайн, рекламний ролик і т д. Ї ми шукали де б надрукувати диск.
Компанія взялась надрукувати та розповсюдити альбом і запропонувала нам контракт на випуск і розповсюдження 5-ти альбомів, який ми підписали, особливо не вдаючись в деталі.
Саша Кольцова судилась с рекординговой компанией не один год
У них не було грошей і компетентних менеджерів на цільове просування альбому, і все, що вони могли нам запропонувати - бартерне розміщення кліпів на музичних каналах. Двічі протягом року нам позичали 50% суми на кліп, яку потім забрали собі з нашої частини роялті з продажу за диски.
З 2006 року ми почали знімати кліпи самі за власний кошт, зароблений концертами, які організовували самі чи через незалежних агентів. Тобто на 2007 рік ми не були їм нічого винні, альбом при їх нульових вливаннях продався хорошим тиражем, і вони були задоволені.
Після того, як помер наш гітарист у 2007 році, і ми попрощались з барабанщиком, групи "Крихітка Цахес" не стало. У нас не було ніяких фінансових забов'язань перед компанією - ні боргів, ні авансу від них на новий запис, ні бази, ні оплаченої студії.
Після паузи ми подумали, що хочемо продовжувати займатись музикою, зібрали нових співавторів-музикантів, почали накопичувати новий матеріал для нової групи "Крихітка", (ми думали назватись інакше, але вирішили, що це відлякає нашу концертну публіку), усно повідомивши компанію, що навряд чи будемо випускати альбом з ними.
Після чого вони, маючи суміжні права на трансляцію аудіо існуючого альбому "На першому місці", почали шкодити групі: припинили друк дисків, просили ЗМІ зняти нас з ефірів радіо і ТБ - тиснули на музичні канали, навіть на ті, що на той момент крутили наші кліпи не в рамках бартеру з ними, а з власної ініціативи. Що власне також порушувало наші права в рамках договору.
Ми відкрили договір, найняли юристів, і з'ясувалось, що у ньому вони зі свого боку опустили всі свої забов'язання щодо групи (простіше кажучи, за їх ідеальною схемою, вони вкладають у створення альбомів і группу нуль, і забирають максимум прав, при цьому не гарантуючи, що будуть займатись промоушном артиста і альбому).
Ми взяли в кредит кошти на запис альбому і зйомки кліпів в інвестиційному шоу "Акули Бізнеса", найняли студію, продюсерів, дизайнерів, і записали платівку "Рецепт" нової групи "Крихітка".
Компанія подала на нас в суд, вимагаючи визнати право на альбом "Рецепт" їхнім, так як у старої групи був заключений контракт з ними на 5 альбомів. З тим, що вони не мали жодного стосунку до нової групи, не фінансували попередню і тим більше не мали відношення до фінансування створення "Рецепту".
Ми, звичайно, відмовились виконувати їх вимоги і запропонували мирову угоду, вони відмовились.
Після чого почали перешкоджати розповсюдженню нашому диску "Рецепт", тиснучи на своїх партнерів-дистриб`юторів, жалілись на виробників дисків у комітет прав споживачів та ініціювали перевірки СБУ в компанії, у якої ми замовляли друк диску.
На сьогоднішній день - завдяки сильній правовій позиції групи і кваліфікованим юристам (компанія "Гелон" та Дмитро Гузій) ми виграли суд, що тривав протягом двох років у всіх трьох інстанціях. Всі права на альбом "Рецепт" належать групі. Також ми є власниками ТМ "Крихітка Цахес", але так як ми новий колектив, виступаємо як "Крихітка".»
Саша дала выпускникам талант-шоу несколько советов:
«Відволіктись від слова лейбл. Воно голосно звучить, але мало що означає. Це просто юридична особа, яка дає вам шанс, але якій ви збираєтесь довірити свою творчу біографію.
Проконсультуйтесь з колегами, що працюють в рамках контрактів. Найміть юриста обов’язково з музичної - телевізійної сфери, який не лише вичитає контракт на коректність, а й розкаже вам, чим кожен пункт може обернутись проти вас на практиці.
Визначте обсяг прав, які хочете передати. Пропишіть гарантії і максимально конкретизуйте свої обов'язки та обов'язки телеканалу, лейблу, продюсеру по відношенню до вас.
Зареєструйте ваше сценічне ім`я як ТМ у відповідному класі, якщо плануєте користуватись ним надалі. Контракт може вам дуже допомогти, а може дуже нашкодити».
Олег Собчук доволен своим лейблом
А вот лидер группы «СКАЙ», которая когда-то победила в шоу «Свежая кровь» на М1, и подписала контракт с Lavina Music, на свой лейбл не жалуется. Олег Собчук сказал, что проблемы между артистом и звукозаписывающей компанией есть всегда, но их всегда можно решить. Собчук отказался конкретнее рассказывать о проблемах, сказал только, что обе стороны часто бывают недовольны, особенно, если артист хочет разорвать контракт. Музыканту приходится отдавать много денег.
Я обратилась за комментариями к двум каналам, которые являются партнерами двух мировых лейблов.
Напомню, на телеканале "1+1" запустилось шоу "Голос страны". Победитель получает приз - контракт с лейблом Universal Music Group.
В пресс-службе так комментируют эту награду:
"Получить контракт с Universal Music, крупнейшей музыкальной компанией в мире, для молодого исполнителя и есть синоним приза, поощрения и денег. Контракт с ними – уникальный шанс стать звездой Украины и, вполне возможно, всего мира!"
Еще, по словам пресс-службы канала, полноценный контракт подписывается только с победителем, но финалисты получат возможность выпустить сингл.
У лейбла есть обязанности: "Universal Music Group записывает и издает альбом победителя шоу, выпускает 2 сингла, берет на себя организацию гастролей и PR-поддержку исполнителя. Относительно телеканала Universal Music Group имеет партнерские обязанности".
Будут ли у финалиста шоу проблемы с лейблом, узнаем по окончанию проекта. Пока что на канале об этом контракте говорят, как о манне небесной, которая свалится на победителя.
Участники Х-фактор на СТБ подписывают контракт с другим мировым лейблом - Sony Music Entertainment.
"Контракт с лейблом - это не пункт формата, а условие покупки формата от его правообладателей, - говорят в пресс-службе СТБ, - И это не являлось закрытой информацией. Sony Music Entertainment является официальным партнером программы «The X-factor» во всем мире и имеет право подписать договора с любым из финалистов любой версии программы во всем мире. Это условие продажи формата шоу в ту или иную страну".
В формате шоу 'The X-factor' прописано, что победитель в качестве вознаграждения получает контракт с данной рекординговой компанией.
"Наш победитель, - говорят на СТБ, - помимо этого, получает еще и денежное вознаграждение в 2 млн. грн, непосредственно от телеканала СТБ. Которыми победитель распоряжается по своему усмотрению".
Интересная особенность. Если участник отказывается от подписания контракта, тогда он теряет право на дальнейшее участие в проекте, а его место занимает участник из предыдущего этапа отбора на шоу.
На вопрос, сложно ли артисту разорвать контракт с лейблом, и может ли на этот процесс повлиять телеканал СТБ, я получила такой ответ:
"Это зависит от условий контракта, а так как СТБ не является его стороной – он подписан между СОНИ и Алексеем, мы не знаем его условий. Сони привезли контракты и лично общались с участниками перед и в процессе его подписания, а также организовали встречу с независимыми юристами, чтобы участники могли задать все свои вопросы".
Ажиотаж, в центре которого находятся участники различных талант-шоу, не дает им возможности трезво и спокойно оценить условия предлагаемых контрактов. Кроме того, отказавшись их подписывать, потенциальные звезды лишаются всего. Какой же выход? СТБ предлагает денежный приз, который хоть как-то гарантирует победителю независимость - деньги, все-таки. Плюсы предлагают контракт с лейблом в качестве приза. В этом случае, думаю, победив в шоу, можно заиметь звание победителя, но не подписывать контракт. Хотя, не факт, что контракты не подписываются заранее. Но, если и не подписываются, и победитель имеет возможность отказаться от такого приза, он, победив в форматном шоу, остается ни с чем. Так, где же выход?
Мне кажется, все просто. Вы - простой участник, против вас - махина - канал+лейбл. Понимая это, проявите выдержку и в момент предложения вам подписать контракт, вспомните все советы Саши Кольцовой и прислушайтесь к ним. Если вам предлагают подписать контракт "прямо сейчас и прямо здесь", не давая возможности и времени познакомиться с ним подробнее и осознать каждый пункт, это значит - что-то не так в Датском королевстве. Думайте.
Фото Андрей Божок, images.google.com