Как Хорошковский у Киселева признался в том, что он плох
В пятницу гостем «Большой политики с Евгением Киселевым» стал владелец U.A. Inter Media Group Limited Валерий Хорошковский, назначенный 18 января министром финансов Украины. Сам Киселев присутствие собственника канала на ток-шоу объяснил так: «В минувшую вреду президент назначил новым министром финансов Украины Валерия Хорошковского, освободив его от должности руководителя СБУ. Это, как говорится, железный информационный повод для того, чтобы нарушить наше правило – не приглашать господина Хорошковского, имеющего непосредственное отношение к каналу «Интер», в наш эфир».
Постоянные зрители «Большой политики» знают, что передача, как правило, начинается с самой громкой темы недели, имеющей резонанс во всем мире, затем обсуждаются важные сугубо отечественные новости, а под конец – события других стран, исход которых может как-то повлиять на Украину. По традиции все темы эфира анонсируются (до появления ведущего в студии) в той очередности, в которой они будут обсуждаться. На этот раз анонс был таким: «Что ждет Украину и мир в новом году? Удастся ли, наконец, договориться с Россией по газу? И если удастся и появятся дополнительные деньги, как Украина ими распорядится? Об этом – разговор с главным переговорщиком с Москвой, министром энергетики Юрием Бойко и новым министром финансов Валерием Хорошковским. Каким окажется украинский парламент после выборов в октябре? Сумеет ли Барак Обама переизбраться на второй срок, а Владимир Путин – вернуться в президентское кресло? Как пройдет Евро-2012?» Как видите, приоритеты в расстановке новостей полностью соответствовали логике и информационной политике «Политики». Тем не менее, передача началась непосредственно с беседы с Хорошковским. Интересно, редакция ток-шоу в последний момент поняла, что назначение нового министра – главная новость недели? Или, вежливо шаркнув ножкой, решила не томить собственника канала в комнате ожиданий до полуночи?
На первый вопрос Киселелва, считает ли Хорошковский назначение на новую должность повышением, министр ответил двусмысленно: «Если считать, что деньги – это основное, двигатель всех реформ и прогресса, то министерство финансов – это наиболее силовое ведомство из всех силовых структур в нашей стране». Вслед за чем последовал весьма показательный диалог, в комментариях не нуждающийся:
- Ваше назначение вызвало вал комментариев. В том числе, и весьма критических. Говорят о том, что назначение случилось чуть ли не под давлением Москвы, и о том, что крупному бизнесмену негоже быть министром финансов. Как вы ко всему этому относитесь?
- Здесь нужно разбивать на кластеры, потому что те претензии, которые вы заявили…
- Нет, я цитирую…
- Я понимаю.
- Фиксирую, что говорят остальные…
- Говорить о давлении Москвы глупо – президент сам принимает решения. Что касается «бизнесмен и политик», то в моем случае трудно выделить, чего больше, потому что, начиная с 1996 года, я занимал различные должности. И если говорить в совокупности, то на госдолжностях я был больше, чем в бизнесе, хотя не отрицаю – безусловно, бизнес-составляющая у меня достаточно мощная.
Каждый последующий вопрос Киселев формулировал очень тщательно, это бросалось в глаза из-за многочисленных минипауз – практически после каждого слова ведущий на пару секунд останавливался, на ходу меняя только что сказанное на более благозвучное, вроде «упреки, звучащие в адрес вашего назначения» на «упреки по поводу назначения». Мелочь, но для людей, внимательно относящихся к словам, весьма показательная.
Неудобные вопросы Евгений Алексеевич задавал издалека: «Ну… Ммм… Вы же не будете отрицать, что вы – член команды Януковича? Вы, конечно же, не можете равнодушно относиться к тому, как партия власти выступит на предстоящих в октябре парламентских выборах?» Но как бы аккуратно Киселев ни подводил собеседника к каждой из тем, как бы тщательно ни формулировал вопросы, добиться от Хорошковского какой-то конкретики, выходящей за рамки очевидного, опытному ведущему так и не удалось. Министр держался уверенно, говорил быстро, но на все вопросы, смотря в одну точку – как бы сквозь Киселева, отвечал уклончиво. «Финансирование регионов – одна из главных задач правительства» или «Если партия власти справится со своими задачами, электорат ответит повышением рейтинга. Если не справится – понижением» и так далее в том же ключе.
В итоге, за 50 с лишним минут беседы, зрители узнали немного: что новый министр будет бороться с коррупцией («Правоохранительные органы по определению не могут быть лидерами в борьбе с коррупцией – это задача как раз правительства»), что «Минфин станет двигателем и созидателем реформ Януковича», что Валерий Иванович поедет на встречу с представителями ВМФ, «чтобы возобновить сотрудничество и по возможности получить кредит» и что его функция, как менеджера – «дать в этих неблагоприятных условиях наиболее благоприятный результат».
"Минфин станет двигателем и созидателем реформ Януковича"
Вот где у меня эти коррупционеры сидеть будут
Во втором блоке программы вопросы Хорошковскому задавали журналисты украинских и зарубежных изданий. Перед этим включили видеосюжет о главных новостях недели, в котором Киселев, рассказывая о «Золотом глобусе», назвал режиссера Мишеля Хазанавичуса актером-комиком. Но вернемся к Хорошковскому.
Заместитель главного редактора "Коммерсантъ Украина" Валерий Калныш нашел в интернете кое-что интересное
Заместитель главреда украинского «Коммерсанта» попросил своего тезку «предельно искренне рассказать», как возникла его кандидатура на пост министра финансов, и спросил, хотел ли бы Хорошковский возглавить украинское правительство. Гость ответил, что не хочет бежать впереди паровоза. Журналист позволил себе заметить, что министр все-таки не ответил на первый вопрос. Хорошковский принялся отвечать и снова не ответил. Когда вопрос прозвучал в третий раз – уже от Киселева – министр ответил, что хотел работать в финансовой сфере еще до назначения руководителем СБУ, учитывая свое образование и опыт. «Но президент сказал: «Ты нужен мне здесь» (в СБУ, - МН.) А нынешнее назначение совпало с тем, что Ярошенко ушел в отставку».
Как бы заставить министра ответить хотя бы на один вопрос и так, чтобы он не обиделся?
Представительница агентства «Франс Пресс», попросила вернуться к делу Тимошенко, на что Валерий Иванович широко заулыбался – впервые за полчаса эфира.Судя по всему, воспоминания об этом деле вызывают у него самые приятные эмоции:
- Почему СБУ отказало послу Франции по правам человека в посещении Тимошенко в колонии?
- Это нужно спросить у следователя.
Издание «Комментарии», спросив об откатах, получило исчерпывающий ответ: «Коррупция – это тормоз, мешающий всем процессам в стране. Я на предыдущей должности с этим боролся и могу привести массу примеров, что таких результатов, каких СБУ достигло за этот период, не достигал никто и никогда. Это объективная оценка моей деятельности». Примеров Хорошковский, правда, не привел. Зато, продемонстрировал знание гоголевского «Ревизора»: «Да, откаты иногда платятся борзыми щенками – это уже из области литературы». Убедительности ответам Хорошковского придавали не только глубокие литературные знания, но и его любимое слово, назвать которое "паразитом" у меня язык не поворачивается. Потому что это слово - "безусловно" - красивое и аристократичное, как и сам Валерий Иванович.
В перерыве на рекламу министры успели поделиться впечатлениями от эфира
Еще один гость "Большой политики" - отечественный сыр, от импорта которого хочет отказаться Россия
Российская «Новая газета» спросила об амбициях, вспомнив поговорку «Плох тот генерал, который не мечтает стать главнокомандующим». Хорошковский ответил коротко: «Я плох».
Когда Хорошковский в очередной раз ушел от ответа (на этот раз – о деньгах, которые могут освободиться после удачных переговоров по газу), Киселев, как бы в оправдание подобной краткости, заметил: «Наш гость предельно дисциплинированно соблюдает хронометраж ответов».
Напоследок Хорошковский сообщил: «Я – не член «Партии регионов» и не собираюсь им быть». Это, конечно, все объясняет, но, тем не менее, вопросы к министру у журналистов еще остались. И, несмотря на это, допрос с подобострастием пришлось окончить - такой, по-видимому, был у него хронометраж.
Фото - politika.inter.ua