Соцсети: мы общаемся в Facebook как первобытные
Мобильная связь, интернет, социальные сети – с появлением всего этого человеческое общение вышло на новый уровень. Причем не самый лучший. Смайлик заменил нам улыбку и поцелуй, словом "оке" мы смело завершаем едва начавшийся диалог. Но, как выяснилось, в человеческой дружбе много веков ничего не меняется, независимо от того, в каком сообществе дружат люди - в соцсетях или отсталом племени. Американские ученые доказали, что со времен каменного века система человеческой дружбы совершенно не изменилась.
Профессор Гарвардской медицинской школы Николас Кристакис, посвятивший изучению феномена соцсетей не один год, вместе с коллегами исследовал, как дружат танзанские дикари, отставшие от современных людей в развитии примерно на 10 тыс. лет. Для этого его ученица Корен Апичелла обошла 17 лагерей хадза – танзанских охотников и собирателей, живущих небольшими лагерями, в среднем по 30 человек, и каждые месяц-полтора переезжающих с места на место. Мужчины хадза охотятся с луком и стрелами, а женщины собирают плоды баобаба, дикий мед и ягоды – ну точно, как наши предки до зарождения цивилизации.
Так вот, Корен и ее ассистент, владеющие языком хадза, сфотографировали практически всех аборигенов, живущих вокруг озера Эяси. И, распечатав фотографии на больших листах, предлагали каждому встречному хадза выбрать изображение того, с кем хотели бы дружить.
Корен Апичелла со своими подопечными
Первое знакомство с соцсетями
Чтобы конкретизировать понятие «друг», ученая задавала два вопроса: «С кем ты хотел бы оказаться в следующем лагере?» (по традициям хадза, любой взрослый мужчина, чувствующий себя несчастным в своем сообществе, имеет право сменить лагерь) и «Кому ты подаришь три трубочки с медом, которые я сейчас тебе дам?» Ответы аборигенов на первый вопрос помогли ученым применить математический подход к разбору дружественных связей.
Хадза с удовольствием участвуют в эксперименте
Дружба и математика – вещи, казалось бы, несовместимые. Но тому, кто собрался создать популярную соцсеть, обратиться к науке не помешает. Для начала нужно ответить на ряд вопросов: насколько хорошо знакомы между собой друзья одного человека, с кем чаще дружат «звезды» (с такими же всеобщими любимцами или собирают вокруг себя маргиналов), и если один считает другого своим другом, то ответит ли этот другой ему взаимностью? А, ответив, выразить все это цифрами – таков, грубо говоря, алгоритм.
Как это работает, описал в своем блоге на snob.ru известный научный журналист Борислав Козловский: «За «точку отсчета», с которой сравнивают реальное положение дел, математики принимают случайную сеть, где связи между людьми наугад расставил компьютер. Она описывает ситуацию, когда дружба полностью иррациональна и не подчиняется никаким законам. В такой сети вероятность взаимной дружбы в 44,2 раза меньше, чем у хадза. А шансы, что дружат какие-нибудь двое друзей одного человека, составляют примерно один процент, тогда как у хадза – целых 17. Словом, дружбой управляет математический закон, а не случайность».
Самое интересное, что характеристики дружбы совпадают не только у танзанских аборигенов и, скажем, современных школьников. Такие же они и у крестьян из Гондураса, цивилизация которых находится примерно посередине между интернет-сообществом и племенем дикарей. Это подтверждает факт, что человеческая дружба с веками не меняется. И, кстати, объясняет, почему соцсети с высоким уровнем взаимности (таким, как у членов племени хадза) становятся популярнее своих конкурентов. Тот же Facebook, в котором нельзя зафрендить человека, который не зафрендит вас в ответ, давно выиграл у Livejournal, где можно было добавить пользователя в друзья без его согласия.
Кто не совсем понял, о чем я, посмотрите видеоотчет Корен Апичеллы:
В общем, заходите на мою страничку в Facebook – будем общаться, как первобытные. И не забудьте захватить трубочки с медом. А лучше – с ванильным кремом.
По материалам nature.com, snob.ru