Новый сезон у Шустера и Киселева: Богдан Ступка, политический бокс и лажи в эфире
Несмотря на то, что один из ведущих собирался начать новый сезон своего ток-шоу пораньше, 31 августа, в последнюю пятницу лета, из отпуска вышли обе программы – и «Шустер. LIVE», и «Большая политика с Евгением Киселевым». Последняя, кстати, теперь выходит в 21.00, что лишает чересчур прытких политиков возможности быстренько отрапортовать у Шустера, а потом перебежать к Киселеву, и еще там попудрить зрителям мозги. Впрочем, пятничный круговорот политиков по студиям мы, думается, еще увидим, ведь для них началась самая горячая пора – всего два месяца до выборов. Меня же интересовало, как создатели обеих программ подготовились к баталиям нового сезона.
Первую после отпуска программу Савик Шустер и его команда посвятили ушедшему летом Богдану Ступке, поэтому в контексте подготовки и нововведений этот эфир не был показательным. «Первой программой мы обычно подводим итоги лета, - объяснил ведущий. - Главным событием ушедшего лета я считаю не Евро-2012, не начало предвыборной кампании, не Олимпийские игры в Лондоне, а уход великого украинца. В 2008 году на телеканале Интер мы осуществили большой проект «Великие украинцы» – страна сама выбирала своих героев. Остап… простите, Богдан Ступка выбрал Тараса Шевченко. И вот, что в фильме о Тарасе Шевченко он сказал о поэте… Простите, этого видео у нас еще нет почему-то, но я примерно процитирую, потому что очень много раз смотрел этот фрагмент».
Студию оформили соответствующим образом
Ступке, по словам Шустера, не нравилось, что из Шевченко сделали бездушную икону и забыли, кем он был на самом деле и что сделал. Ну а самому Савику не хотелось бы, чтобы с Богданом Сильвестровичем произошло подобное. Поэтому в студии в этот вечер говорили не столько о Ступке-актере, сколько о человеке. Были приглашены: Ада Роговцева, Полина Лозовая, Руслана Писанка, Кшиштоф Занусси, Сергей Проскурня, Роберт Стуруа, Лесь Заднепровский, Владимир Лерт, Михаил Швыдкой, Михаил Захаревич (генеральный директор театра им. Франко), Остап Ступка, Орест Ступка (двоюродный брат) и Леонид Школьник (близкий друг). По телемосту их Москвы к беседе присоединился и Роман Виктюк, а чуть позже – по телефону из Польши – Ежи Гоффман.
Роман Виктюк вспоминал далекое прошлое, когда они со Ступкой еще жили во Львове
Остап Ступка признался, что не успел поговорить с отцом о многом
Ада Роговцева говорила о Ступке так, что у зрителей наворачивались слезы
Кшиштоф Занусси выступил в финальном блоке, а режиссеру Владимиру Лерту так и не дали ничего сказать
В зале присутствовали только рожденные в Украине, а аппараты для голосования были выключены – реагировать на сказанное в студии можно было только эмоциями и аплодисментами. «Мы будем рассказывать молодому поколению, как становятся великими украинцами», - сказал Савик.
Дальнейшее происходило в произвольной форме: Шустер, хоть и задавал наводящие вопросы, разговор особенно не модерировал – воспоминания о Ступке лились сами собой. Но в этом, с другой стороны, заключалась сложность эфира: следящему за временем ведущему порой было непросто перебить пожилого собеседника, увлекшегося рассказом. «Вы меня простите, очень сложно перебивать великих людей, но телевидение – есть телевидение», - вежливо говорил Савик.
Несмотря на некоторые технические сбои (заранее подготовленное видео, иллюстрирующее слова гостей, периодически не выводилось на экран), передача получилась очень теплой, берущей за душу: гости Шустера успели рассказать множество интересных историй, зрителям показали фрагменты разных фильмов и спектаклей Ступки, демонстрирующих многогранность его таланта. Думается, запись этого эфира еще не раз будет пересмотрена в интернете и, поверьте, она того стоит: политические баталии от Шустера никуда не денутся, а о Ступке стоило поговорить именно сейчас и именно в присутствии молодого поколения.
За время передачи вспомнили и показали ключевые роли Ступки в театре и кино
В финале музыканты исполнили любимую песню Богдана Сильвестровича
О нововведениях этого сезона Савик упомянул кратко: со следующего эфира участвовать в программе смогут не только зрители студии, но и интернет-пользователи. «Установив приложение на Facebook, вы сможете смотреть программу онлайн, голосовать, а в конце программы мы подведем итоги не только с гостями в студии, но и со всей Украиной», - призвал Шустер. Как это будет работать, увидим уже 7 сентября.
В «Большой политике с Евгением Киселевым» придумали забаву под названием Политический ринг. «Давние соперники сойдутся в словесных поединках. Цена победы – депутатские мандаты», - проанонсировал нововведение Киселев, по такому случаю появившийся в бабочке вместо привычного цветного галстука.
Теперь каждый эфир "Большой политики" будет начинаться словесным боем
После ринга Киселев сменил бабочку на галстук
Правила для спарринг-партнеров установили следующие: бой состоит из 8 раундов, каждый раунд - один вопрос, на который политики отвечают по очереди. Кто первый, определяет жребий, брошенный до начала программы. Каждому на ответ дается минута, после – дополнительные вопросы ведущего и журналистов, приглашенных в студию.
Чтобы отслеживать зрительский фидбэк, к работе над передачей подключили сотрудников Киевского международного института социологии, которые прямо во время эфира обзванивали зрителей и выясняли, кто из политиков, находящихся в ринге, говорит убедительнее, и какой вопрос ведущего вызвал наибольший резонанс. На те же вопросы отвечали журналисты в студии, которых в первой же передаче удалось спровоцировать на довольно резкие высказывания в адрес одного из политиков.
Включения из института социологии велись в режиме реального времени
Перепалка началась после того, как представитель Партии регионов Олег Зарубинский, постоянно вспоминающий прошлое, упрекнул журналистов в том, что нынешнюю власть они критикуют, а предыдущую нет – мол, так им было приказано сверху. Главред «Комментариев» Вадим Денисенко, политобозреватель «Корреспондента» Ирина Соломко, главред «Коммерсанта» Валерий Калныш и другие представители прессы возмутились – мол, вы только что обвинили нас в многолетней джинсе. Политик парировал, что знает, кому принадлежат представленные издания, на что журналисты засыпали Зарубинского справедливыми обвинениями, главным из которых было отсутствие подготовки к эфиру. Представитель ПР вышел в ринг с Виктором Пинзеником, представляющим партию «Удар». Но все его слова сводились к обвинению «папередников» - Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и их команды. «Вы сегодня напоминаете анекдотического студента, выучившего только билет про блоху и пытающегося вставить его в качестве ответа на все вопросы», - справедливо резюмировала госпожа Соломко.
Главреда "Коммерсанта" Валерия Калныша представили замом главного редактора
В перерывах между раундами «Большая политика» показывала видеосюжеты, отражающие главные события ушедшего лета: о запрете в российских СМИ слов «гей» и «геморрой», о российском законе «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» и о решении украинской Нацкомиссии по морали относительно мультфильмов «Губка Боб», «Маша и Медведь», «Лунтик» и т.д. По окончании ринга в студии говорили о президентской гонке в США, суде над Pussy Riot и недавней выходке Femen. Две последние темы, объединенные в один блок, обсуждались интересными гостями: о действиях российской панк-группы и РПЦ крайне резко, но убедительно высказался Александр Невзоров, подключившийся к дискуссии по периодически исчезающему телемосту, поступок украинок пыталась оправдать Александра Шевченко, оппонентом которой выступила юрист Татьяна Монтян.
Шевченко выглядела прекрасно, но говорила не убедительно
В следующем блоке обсуждали предвыборную гонку в США, олицетворять которую пришлось барышне, переодетой в Статую свободы. Затем зрителям показали документальный фильм «Кто убил Диану», к которому привязали длинный и бесполезный разговор о теории заговоров, в котором приняли участие Михаил Погребинский, Александр Чаленко и Олесь Бузина.
Режиссер фильма сделал вывод, что Диана погибла в результате трагедии, а не заговора
Что ж, к новому сезону и Шустер, и Киселев подготовились неплохо: обе передачи, невзирая на технические неполадки, получились интересными, а в «Большой политике», благодаря рингу, появилась недостающая динамика. В том, что горячий предвыборный сезон будет отработан на должном уровне, я не сомневаюсь. Интересно другое – как наши ведущие будут делить гостей в условиях изменившегося тайминга?
Фото - politika.inter.ua, 3s.tv