Александр Ткаченко: «Программа ТСН – очень образовательная, учит не ходить где попало по ночам»
Вчера руководитель группы 1+1 Media провел мастер-класс для потенциальных участников второго питчинга идей, объявленного Плюсами по окончании первого. Встречу группы «120 минут счастья», Александр Ткаченко начал с рассказа о форматах, приобретенных Плюсами на недавнем рынке MIPCOM – игровое шоу Celebrity Splash и кулинарное The Taste, на примере которых объяснил, какие именно идеи подходят каналу, как их прописывать, и зачем все это вообще нужно.
Мастер-класс проходил в кафе, спрятанном под лестницей во внутреннем дворике многоярусного здания. Чтобы его найти, желающим попасть на встречу пришлось долго блуждать задворками, отчего мероприятие прозвали «тайной масонской ложей»
Кулуарное название тут же оправдало себя – Ткаченко начал с формата Jewish Mum of the Year, который ему нравится, но который Плюсы делать не будут
Помещение маленькое, поэтому аншлаг
Даже кофеварка не выдержала
Как видите, Ткаченко пошел от противного – начал с шоу, которые Плюсам не подходят:
- У нас шел израильский формат «Снять все»: на практике оказалось, что украинский зритель не готов воспринимать жизнь своих сограждан без приукрашений, принимать ее сложности, брать какую-то часть ответственности на себя. Нам проект понравился с артистической и эстетической точки зрения, но зритель его не оценил. То же касается и формата о мамах: все знают, что еврейские мамы – лучшие мамы в мире, и лично мне этот формат нравится очень сильно. Но в наших условиях адаптация такого формата вряд ли будет воспринята зрителем – в силу разных, в том числе и культурных причин.
Ведущим мастер-класса был Никита Добрынин
Руководитель PR-департамента Группы 1+1 Светлана Павелецкая внимательно наблюдала за реакциями в зале
Реагировали по-разному
И даже так
Или так
Но, в основном, с энтузиазмом
В качестве примера форматов, которые должны сработать на украинской территории, Ткаченко показал промо тех самых Celebrity Splash и The Taste (о каждом из них я вам уже рассказывала). Кулинарное шоу не вызвало у слушателей особого энтузиазма, поэтому гендиректор Плюсов ограничился аргументацией «Шоу нам показалось очень интересным и забавным». А вот об игровом формате, участники которого – медийные лица – учатся у спортсменов прыжкам в воду, говорили долго.
Поначалу слушатели не могли оценить потенциала шоу, из всех его преимуществ отметив лишь музыку, брызги и падения. Ткаченко объяснил:
- Формат уникален тем, что звезд ставят в уникальные обстоятельства. А зрителям очень нравится на это смотреть. Формат был, наверное, самым горячим на рынке, но нам удалось его взять. Премьеру вы увидите в следующем году на канале «1+1».
Из зала послышались обвинения в неоригинальности: мол, чем этот формат отличается от «Танцев со звездами» или «Звезд на льду» - те же звезды в уникальных обстоятельствах, только лед заменили бассейном.
- Можно также взять звезд в коровнике или звезд в спальне, - парировал Александр. – В принципе можно взять много звезд и поставить их в разные позы, разные ситуации. А уникальность этой истории заключается в том, что очень интересно наблюдать, как звезды будут преодолевать обстоятельства: они, с одной стороны, должны себя показать, а с другой стороны, это – очень интересное, яркое и эмоциональное зрелище. Поэтому мы и выбрали этот формат. Звезд всегда и везде хватает, но если в формате нет изюминки, нет интереса зрителя к самой форме, к тому, что там внутри происходит, если нет эмоций, никакие звезды не помогут.
Ткаченко безапелляционно заявил: «Формат будет успешным»
Вышеизложенная тирада не убедила слушателя: «Зачем было ехать во Францию и тратить бешенные деньги на формат, если можно было придумать свой, поставив тех же звезд в определенные обстоятельства?», - не унимался он.
- Канны – прикольное место, там можно потусить, приятно провести время – это главная причина, вы же понимаете, - улыбнулся Александр. – А если серьезно, формат должен не просто зажечь продюсера, он должен быть детально прописан: нужно объяснить все взаимосвязи, прописать, на каком моменте и почему возникает интерес у зрителя, почему именно на этом этапе выбывает столько участников, а не иное количество, отбор какого типа участников нужно сделать, какими будут их взаимоотношения, какое количество камер. По поводу Celebrity Splash, который вас так сильно задел, могу сказать, что там проблема с картинкой воот такая (разводит руками): подводные съемки, съемки с камерой, которая должна сопровождать участника – куча проблем, потому что снимают, по сути, по олимпийской системе. Именно поэтому люди съезжаются на рынок и охотятся за форматами: это не просто идея, а прописанное ноу-хау того, как эту идею воплотить в жизнь. Что касается денег, которые платятся за форматы, - это не столь драматичная сумма по сравнению с тем, сколько шоу будет стоить в производстве.
Тогда Ткаченко напомнили о шоу «Магия», стартовавшем на Плюсах летом – там, мол, звезды также были поставлены в уникальные обстоятельства, но проект не вызвал у зрителя интереса, и его пришлось завершить на середине сезона.
- Здесь моя совесть чиста: это связано с тем, что формат производили не мы.
Слушатели подобрались подготовленные
Говоря о проектах, на которые Плюсам хотелось бы сделать ставку, Александр показал промо-ролики двух американских сериалов – Modern Family (история трех семей – классической, разновозрастной и гей-пары) и Revenge.
- Это, пожалуй, самые успешные американские сериалы последних лет. Все мы понимаем, что современная украинская или российская семья – не такая, как была 10 лет назад. То есть, стандарты внутри семьи поменялись, но интересного продукта на эту тему никто пока не предложил. Revenge – вечная история, это месть, причем женская, связанная с любовной интригой – можно было бы создать очень интересный продукт. Это примеры удачных западных сериалов, которые не просто взять в работу, даже если у вас есть права на адаптацию. Лично мне они очень нравятся, поэтому предлагаю большую премию тому, кто найдет, как их можно адаптировать у нас. Если не адаптировать, то сделать похожий сериал в украинских реалиях. Прошу обратить внимание на то, что мы снимаем и для российского рынка – сериал должен быть интересен и на этой территории. А вообще, мы крайне заинтересованы в синопсисах, сценариях, поэпизодниках – всем, что касается сериалов.
- Сесть можно? – поинтересовался Ткаченко у публики. - Присесть! – задорно поправили из зала
После этого встреча проходила в формате вопросов-ответов. Процитирую вам несколько самых интересных или смешных:
- Не считаете ли вы, что зрителя нужно не только развлекать, но и насаждать, прививать моральные ценности?
- Насаждать, принуждать, заставлять, обучать не хочется. Есть вещи, в которые каждый из нас верит, которые мы пытаемся в той или иной степени передавать через программу. Это может звучать высокопарно, но в каждом проекте есть частичка этических и человеческих ценностей, в которые мы верим. Не больше.
Ничего насаждать мы не собираемся
- На одном из каналов прошло шоу «Богатые тоже плачут».
- На «1+1» (улыбается).
- Был ли он успешным?
- Проект «Богатые тоже плачут» имел относительный успех с точки зрения рейтингов, но достаточно серьезный имиджевый успех и пиар-успех, если хотите. Относительно обеспеченные или, скажем, очень обеспеченные дамы решают открыто показать – абсолютно без постановок, без прикрас – как они живут, как относятся к разного рода обстоятельствам, какие у них ценности. Суть этой программы была не в самих звездах, а в том, как зритель оценивает происходящее – сопереживает, плачет вместе с ними или смеется над ними, интересно ли ему это.
- Планирует ли канал делать публицистические передачи?
- Публицистика – это наше все. У нас есть «ТСН», есть программа «Грошi», «Особлива тема», и мы это направление еще будем развивать. Скоро вы увидите на канале ряд новых программ публицистического характера, потому что мы считаем это направление одной из сильных сторон канала.
"Публицистика - наше все. В документальных фильмах мы также крайне заинтересованы"
А нет ли у вас передачки для животных?..
- Аудитория телевидения стареет: его смотрят дети и бабушки-дедушки, все остальные – в интернете. Во что все это превратится?
- Тенденция следующая: много зрителей до 14 лет, а потом зритель возвращается к телевизору где-то к 45 годам. Причем, даже то поколение, которое уже знает, что такое интернет. Что касается зрительского интереса в мире, тенденция такая: аудитория проводит у экрана на час больше, чем проводила несколько лет назад. Просто экран становится другим – это гаджеты, интернет, что угодно. В любом случае, они смотрят изображение, видеоконтент, который и будет делаться. В Украине в силу конкуренции и других погодных причин тенденция еще круче: количество людей у экранов телевизора за последние несколько лет выросло. Мы делаем из этого определенные выводы и позиционируем себя, как компания, которая производит контент, а не занимается телевидением – способ доставки продукта вторичен. Взять, к примеру, проект «Дурнев +1» на канале ТЕТ: он может не давать феноменальных результатов в телевизоре, зато дает замечательные результаты в интернете.
- Что смотрят дети? Опишите детскую нишу.
- Недавно мы запустили канал «ПлюсПлюс»: в том числе потому, что для детской аудитории в современном мире нужен другой теледиалог. На этом канале, помимо купленных мультфильмов и фильмов, будет много продуктов собственного производства. Эти проекты рассчитаны на интерактив, на коммуникацию с молодыми семьями, и идеи, которые мы обсуждаем, поверьте, вызывают настоящий восторг. Один из проектов, который сейчас делают ребята на «ПлюсПлюс», - это сказка с отцом: нарисована анимация, а известные личности мужским голосом начитывают сказку. Согласно исследованиям, отцы в Европе проводят с детьми 45-50 минут в день, а в Украине – 5-10 минут. Сам факт того, что известные папы будут начитывать сказки, подаст пример другим папам, как можно налаживать коммуникацию с детьми. Для нас это серьезный и интересный опыт.
- Почему вы продлили питчинг – все еще не появилась идея, которая вас зацепила?
- К концу питчинга количество заявок увеличилось: мы понимаем, что если сейчас остановим набор, можем чего-то потерять.
- Почему питчинг идей так важен? Кто отбирает идеи?
- Нам эта история не просто интересна, а важна с точки зрения бизнеса. Покупной формат можно использовать один или два раза, а собственный можно продавать. Все идеи, приходящие на питчинг, проходят через продюсеров творческих объединений, руководителей каналов и через меня лично – есть специально обученные люди, которые заставят меня это прочитать (улыбается). Так что здесь действует принцип единого окна.
- Проводите ли вы фокус-группы зрителей на этапе отбора идей?
- Процесс принятия решения коллективный, но субъективный: последнее слово – за профессионалами. Проект тестируется на фокус-группах, когда производство уже запущено. Но поверьте, это такая обманчивая история: например, на проекте «Снять все» мы получили самые замечательные оценки... Поэтому идеи лучше всего оценивать экспертным путем.
- Вернется ли программа tkachenko.ua в эфир?
- Мы ее временно заморозили, поэтому, скорее всего, она будет носить другой формат, более блоговый.
- Каков бюджет одной серии для «1+1»?
- Чем меньше, тем лучше.
Чем меньше бюджет - тем лучше
- Есть ли на «1+1» место для чего-то образовательного, чего-то здорового, вроде Гордона или программы «Очевидное - невероятное»?
- Давайте будем точны в выражениях: я считаю, что программа «ТСН» очень образовательная, она, например, учит не ходить по ночам по каким-то переулкам. Ну а если серьезно, то вы говорите о разных форматах: Гордон рассказывает зрителю об артхаусном кино и предлагает дискуссию по этому поводу. Я бы не назвал эту программу образовательной – она заставляет смотреть художественное кино с другой точки зрения. И проект такого рода у нас в ближайшее время будет. «Очевидное - невероятное» - нет.
В конце Ткаченко пожелал зрителям: "Шоб вы были живы и здоровы"
В ходе мастер-класса Александр несколько раз упомянул о ярких премьерах, которые состоятся на «1+1» в ближайшее время. Каких именно, пока не разглашается (кроме «Голос. Дети» и «Просто шоу», о которых я вам уже рассказывала). Заинтриговал, в общем. Но ненадолго: уже на этой неделе завершились проекты «Богатые тоже плачут», «Мама, я женюсь?» и «На ножах», место которых должны занять новые шоу.
Фото - Евгений Бурляй