]
Facebook LiveJournal Twitter

Марк Гатисс: «Не Холмс смешон, не Ватсон, а то, как взаимодействуют гениальный психопат и обычный человек»

11:40 28.02.2013 1

За плечами актера, сценариста и продюсера Марка Гатисса - десятки проектов: сериалы «Доктор Кто» и «Пуаро Агаты Кристи», скетч-шоу «Лига Джентльменов», телефильм «Первые люди на Луне»... Но настоящий успех и признание ему принес «Шерлок» - культовый сериал ВВС, который Гатисс и придумал вместе со Стивеном Моффатом. В интервью изданию Cinemotion_lab Марк рассказал, в чем заключалась основная трудность в адаптации романов Конана Дойла, какие сценарные приемы лучше всего работают в детективном жанре, и почему Шерлок Холмс никогда не потеряет актуальность.

- Как появилась идея сериала «Шерлок»?

- Идея возникла, когда мы с моим соавтором и другом Стивеном Моффатом писали серии для «Доктора Кто». Я люблю детективные истории, часто их пишу. Честно говоря, почти во всех проектах, в которых я принимал участие, есть хотя бы несколько эпизодов, связанных с расследованием. Просто тема мне близка, и еще я думаю, что нет ничего интересней качественного детектива. 

Марк Гатисс, Марк Гейтисс, Шерлок, сценарист Шерлока, Стивен Моффат

И вот мы со Стивеном Моффатом сидели в поезде. Речь зашла о Шерлоке Холмсе, и нам тогда показалось, что главное в рассказах Конан Дойла не разгадывание тайн, а истории, которые стоят за этими тайнами. Мы представили себе, как здорово было бы увидеть фильм, где на переднем плане будут отношения между двумя разными людьми – Холмсом и Ватсоном. Кто, если не мы, это сделает?!

Эта идея дала толчок нашей последующей работе. Конечно, тогда, в поезде, мы не помнили наизусть рассказы Конан Дойла. Это потом пришлось прочитать почти все из них. Но самое главное мы сделали – решили сесть и начать! Позже выяснилось, что наша история сработала: уже через год мы сняли пилотную серию, а еще через год сериал вышел в эфир. Вот такая скорость у современного телевидения!

- Не страшно было переносить историю в наши дни?

- Помните оригинал? Там доктор Ватсон возвращается из Афганистана, где тогда шла война... Ничего с тех пор не изменилось. В моем представлении – в этом и есть весь смысл в новой версии «Шерлока». А если вы хотите увидеть кэбы и смог, окутывающий Лондон, посмотрите старые варианты истории или почитайте оригинал. С другой стороны, когда уже шли съемки пилота, мы окончательно убедились, что без Лондона у нас ничего не получится. Это особенный город, и он лучше всего подходит нашим героям. Поэтому мы отошли от прописанных в сценарии мест съемки и дали больше общих планов. Даже если вы никогда не были в Лондоне, вы узнаете его. По крайней мере, мы пытались добиться такого эффекта.

Еще нас часто обвиняют в том, что Холмс в нашей версии слишком молод. Ну конечно, ему 30 лет! А сколько, по-вашему, должно быть Холмсу?! Мы просто привыкли, что его всегда показывают в возрасте. И это не совсем правильно, ведь истории с его участием растянуты на 30 лет. Вот и получается, что в последних главах ему уже должно быть под 80… Поэтому, с точки зрения возраста, наш Холмс – самый настоящий!

- И все же, как вы поняли, что нужно убрать из новой версии, а что – оставить?

- Мы немногое себе позволили. Скажем так, кое-что, конечно, пришлось «осовременить»: герои обращаются друг к другу по имени, поскольку это теперь стало традицией. И второе – мы не стали «заигрывать» с тем, что Шерлок употреблял героин. Упоминание о его пагубной привычке встречается раз 5 или 6 во всей серии книг, и то в более ранних главах, когда Холмс не стал еще достоянием широкой общественности. Тем не менее, это чуть ли ни самый известный факт из его биографии. Но если подумать, почему Шерлок употреблял наркотики? Было такое время, когда практически все, кто мог себе это позволить, употребляли наркотики. А Шерлоку было просто скучно.

Но эти два нюанса, на мой взгляд, незначительны. В целом, мы достаточно буквально подошли к экранизации. Чтобы сделать современную версию «Шерлока», на самом деле, не нужно многое менять. Это один из тех немногих случаев, когда произведение существует вне временных рамок. То же самое можно сказать и о «Казино Рояль»: один из последних фильмов о Джеймсе Бонде был снят по мотивам книги 50-х годов. И что, хоть кто-нибудь это заметил?!

Произведения Конан Дойла (особенно это касается «Шерлок Холмса» - невероятно интригующие, смешные, какие угодно, но не скучные. А когда их пытаются загнать в рамки Викторианской эпохи, своего рода «мужской Джейн Остин», и сюжет, и персонажи теряют практически все. Поэтому некоторые адаптации «Шерлока» невозможно смотреть. Я могу себе представить, какой интерес вызывали книги Конан Дойла в свое время, на фоне прочей «монотонной» литературы.

- Получается, когда вы работали над концепцией новой версии, вы не обращались к другим успешным адаптациям?

- Мы старались не думать о других адаптациях, с ними вообще трудно работать. Это как играть в испорченный телефон: во-первых, не все попадает в сценарий, далеко не все, а во-вторых, даже не все ключевые качества персонажа переносятся из оригинала на экран. Поэтому всегда лучше открыть книгу и начать работу с чистого листа.

Основная трудность в адаптации книги заключалась в юморе, который отлично передан в оригинале. Это не сам Холмс смешной, не Ватсон, а то, как они взаимодействуют: гениальный психопат и не гениальный, обычный человек. Посмотрите старые фильмы – в большинстве из них герои очень редко смеются. Тем, кто не читал книгу, может даже показаться, что Холмс – зануда. Наш Холмс тоже редко улыбается.

Марк Гатисс, Марк Гейтисс, Шерлок, сценарист Шерлока, Стивен Моффат

- Для какой аудитории вы писали?

- Я считаю, что этот фильм интересно смотреть даже детям. Даже уверен, поскольку показал готовые серии моему девятилетнему сыну. Ему больше всего понравились сцены, где Холмс использует свой знаменитый метод дедукции. Я могу представить, почему даже сам Конан Дойл не так тщательно прописывал эти эпизоды, ведь их очень сложно придумывать.

- В чем заключается сложность?

- Сложно передать метод работы Холмса, ведь он не простой детектив, который сопоставляет факты и ведет расследование. Мы сразу поняли, что должны показать, как именно Холмс видит наш мир обычных людей. Таким образом, и у зрителей сложилось впечатление, что их пригласили на мастер-класс настоящего профессионала со своими странностями.

Представьте, насколько это сложно: вот есть одна улика, вот – вторая. Но как провести параллель между ними? Вот это и было самой трудной задачей. Ведь, по сути, Холмс изобрел свой собственный метод, который применяется и поныне. А как интересно написать о том, что активно используется?

Марк Гатисс, Марк Гейтисс, Шерлок, сценарист Шерлока, Стивен Моффат

Современная полиция гораздо лучше собирает улики, но по-прежнему нужен гений, который будет знать, что с этими уликами сделать, как их сопоставить! И что более важно – зритель должен почувствовать себя таким гением. Если вы пишете для «C.S.I. Место преступления» или для другого сериала, в котором ведут хай-тек расследования, зритель никогда не почувствует свою сопричастность к событиям, вовлеченность в процесс. Не будет ощущения, что «сейчас вот пойду и распутаю это преступление». А в нашем «Шерлоке» такое ощущение есть, ведь дело не в устройствах, которыми обладают герои, а в том, как здорово они используют свой интеллект.

- Сейчас у зрителя огромный выбор: есть масса детективов, которые сняты не менее интересно. Почему, на ваш взгляд, «Шерлок» вызвал такой интерес?

- У других детективов – нераскрытые дела, рутина, а у Шерлока – приключения. Трудно представить, что он потащит Ватсона расследовать какое-нибудь нашумевшее дело. Нет, его интересуют только загадочные случаи. Вторая причина – мы использовали некоторые старые сценарные приемы, которые до сих пор широко применяются и прекрасно работают. Вот, например, почти все сцены позже начинаются и раньше заканчиваются. Это позволяет зрителю почувствовать себя одним из участников действия. Более того, сцен, где герои просто сидят и думают, в сериале нет. Это может показаться странным, но многие детективные сюжеты построены таким образом, что 30% времени мы смотрим, как герои пытаются докопаться до истины. Это, на мой взгляд, убивает весь интерес от просмотра, и в «Шерлоке» мы сохраняли динамику - «раздумий и догадок» нет даже в сценарии. И третья причина – самая банальная: Холмс и Ватсон сами по себе очень интересные персонажи. Ведь не просто так эти персонажи столько лет вызывают такой ажиотаж. Взять хотя бы недавний фильм Гая Ричи.

Марк Гатисс, Марк Гейтисс, Шерлок, сценарист Шерлока, Стивен Моффат

- В чем, на ваш взгляд, основное отличие в подходе к работе над фильмом и сериалом?

- В «Шерлоке», например, у нас изначально было намерение сделать шесть серий по 60 минут, а получилось три серии по 90. Это очень много, практически полноценный фильм. Но на сценарий это не отложило отпечатка: мы просто сели и придумали несколько новых сюжетных поворотов, переделали концовки.

Я работал в разных условиях и могу сказать одно – основная разница в бюджетах. Это только в последнее время у нас появились сериалы, чей бюджет сопоставим с бюджетом фильма. Раньше это было просто невозможно: отличные сценарии – были, профессиональные съемочные группы – были, но больших денег не было никогда.

Лично я убежден, что даже с небольшим бюджетом проект может выстрелить. Это не значит, что стоит работать исключительно в «лоу-баджете». Не скажу ничего оригинального, но у проекта будет такой бюджет, какой подойдет ему лучше всего. Я общался с большим количеством продюсеров и почти все они готовы работать хоть с 200 долларами, хоть с двумя миллионами. Больше денег – больше риска, но не в этом и суть нашей профессии. Бюджет всегда будет логичным, иначе индустрия давно бы развалилась. Вот, например, я работал над «Первым человеком на луне»: бюджет был крошечный, но от просмотра фильма такого ощущения не складывается.

- Вы собираетесь работать над новой версией еще какой-нибудь старой истории?

- Меня вдохновляет произведение Чарльза Диккенса «Тяжелые времена», но я пока не знаю, как подступиться к этому роману. Больше всего на свете я не хочу снять очередной «музейный экспонат», который будет пропитан пылью веков и который забудут сразу же после выхода в прокат. Старые, классические романы нужно так переводить на современный лад, чтобы они не теряли первоначальный замысел, но и не превращались в парад древних костюмов – без истории, без персонажей.

Надеюсь эти нехитрые, но реально работающие рецепты с кухни «Шерлока» будут вам полезны. 

По материалам cinemotionlab.com

Фото - torrentino.com, goliaf.tv, afisha.ru

liveinternet.ru, 1tv.ru, domrebenok.ru

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...