«ТВі. Перезагрузка»: тайный инвестор, хозяйственный Басович и «серый кардинал» Гарнаев
Скандал на ТВі разразился всего несколько месяцев назад, но за это время канал претерпел множество изменений, начиная сменой руководства и заканчивая появлением новых проектов. «Переходной период», о котором в мае говорил автор концепции ТВі Михаил Крупиевский, плавно подходит к концу, и, согласно наполеоновским планам верхушки канала, «куколка» с долей 0,3% уже должна превращаться в бабочку с долей 10%. Но на данный момент эти цифры – только туманная перспектива, на деле же ТВі может похвастаться только непрекращающимися кадровыми перестановками, спорными нововведениями вроде «эмоциональных новостей», ну и, конечно, целой обоймой новых программ.
Чем забивают сетку ТВі я вам периодически рассказываю, а пока не произошло полное эфирное обновление, я заинтересовалась «перезагрузкой» на другом уровне – в руководстве канала.
Сначала расскажу о материальном положении ТВi. Александр Альтман, который в конце апреля назвал себя инвестором телеканала, недавно заявил в Верховном суде Великобритании, что был бы рад содействовать Суду в том, чтобы нивелировать его роль как директора Balmore Invest Limited (лондонская компания, владеющая 95% «Медиа Инфо» - стопроцентного владельца компании «ТелеРадиоСвит» (канал ТВi). Грубо говоря, господин Альтман открещивается от своей роли в развитии ТВi. Более того, он утверждает, что не вкладывал деньги в канал. Возникают логические вопросы: на чьи деньги работал ТВi с апреля и кто является инвестором сейчас?
- ТВі був і залишається практично єдиним опозиційним телеканалом на всьому вітчизняному телевізійному просторі. Саме тому, а також з огляду на непросту політичну ситуацію в Україні напередодні старту президентської кампанії 2015 року, інвестор каналу воліє не оприлюднювати своє ім’я перед громадськістю, - ответили мне в пресс-службе ТВi. - Однак ТВі, як і всі без виключення телеканали в Україні і в світі – комерційне підприємство. Тому, як і перед будь-яким комерційним підприємством, перед ТВі поставлено завдання стати прибутковим. Хоча вже зараз можна сказати, що канал заробляє гроші, в його подальших планах – вийти на такі рейтинги, які б дозволили каналу стати фінансово самостійним підприємством.
Чтобы выйти на цифры, которые позволят каналу самостоятельно зарабатывать, нужно идти не только под надежным парусом в виде состоятельного инвестора, но и с верным и мудрым капитаном. На эту роль сначала взяли Артема Шевченко, но через три месяца вернули его, так сказать, на родину - в программу «Знак оклику», а на его место взяли Вячеслава Басовича. О новом гендиректоре ТВі известно очень мало, еще меньше известно о его опыте работы на должности телеменеджера. В общем, я снова обратилась с вопросами к пресс-службе канала. Кто принимал решение о смене гендиректора канала? Кто такой Вячеслав Басович? Есть ли у него опыт работы телеменеджера? Почему именно его кандидатуру утвердили на должность гендиректора ТВі?
На канале ответили очень лаконично:
- Посада генерального директора, котру віднедавна займає В’ячеслав Басович – виключно фінансово-господарська, не пов’язана ані з креативним розвитком каналу, ані з його ідеологічним спрямуванням, - рассказали в пресс-службе. - У зв’язку з цим хочемо ще раз наголосити, що генеральним продюсером ТВі, тобто людиною, яка відповідає за контент, нову ефірну сітку та, в цілому, за розвиток каналу, є Вадим Гарнаєв. Саме він – керівник проекту ТВі в найширшому сенсі. Саме Вадим Гарнаєв відповідає за всі нововведення креативного характеру, в тому числі – за зміну формату новин на телеканалі та за нові проекти, які канал готує до старту нового сезону.
Итак, у нас получилось уравнение с тремя неизвестными. Имя инвестора не разглашают, какие функции будет выполнять Вячеслав Басович - непонятно (исходя из ответа пресс-службы, гендиректор на ТВi - это что-то среднее между завхозом и главным бухгалтером), зато у генпродюсера Вадима Гарнаева работы просто завались - сам принимает решения, сам отвечает за сетку, сам разрабатывает стратегию развития... Дело ясное, что дело темное?
Прокомментировать последние изменения на ТВі — и эфирные, и те, которые остаются за кадром, - я попросила экс-гендиректора канала Наталью Катеринчук:
- Наталья, смотрите ли вы ТВі после скандала, который произошел в апреле? Как вы, как экс-гендиректор, оцениваете работу канала?
- Ні, не дивлюся, не дивилась жодного разу.
- А слышали о нововведениях, кадровых перестановках на канале?
- Ні, я за кордоном. Я не слідкую за цією ситуацією, оскільки канал вкрадено. І поки він не повернеться законному власнику, я мови про це вести не буду. Яка різниця, що роблять з украденим майном? Уявіть, що у вас вкрали квартиру і в ній переставляють меблі. Ви будете це коментувати?
В какой-то степени понять Наталью можно — в ближайшее время ждать от нее беспристрастной оценки работы ТВі не придется.
С аналогичными вопросами я обратилась к бывшим сотрудникам канала. Экс-редактор новостей на ТВі Роман Недзельский, который еще в апреле уволился вместе с большей частью коллектива канала, отвечал на мои вопросы менее эмоционально и тактично объяснял после каждого предложения, что, с его стороны, давать оценку работе ТВі неэтично:
- Роман, смотрите ли вы ТВі после скандала, который произошел в апреле? Как вы оцениваете работу канала с позиции экс-редактора новостей?
- Я смотрю его очень редко и, думаю, оценивать работу канала будет некорректно. История с ТВі для меня закончилась, а дальше это уже ответственность тех людей, которые там работают, это их творческие идеи, их эксперименты... То, что касалось ситуации с человеком, который пришел и назвал себя новым инвестором, я комментировал и говорил, что это — рейдерский захват, который сейчас подтверждается. А то, что касается работы руководителей службы новостей, изменений в формате... Ну, я видел, комментировать пока не хочу.
- Вы знаете о том, что Артем Шевченко больше не является гендиректором канала?
- Да. Думаю, это какие-то закулисные игры, в которых мне не хочется разбираться.
- Вы общаетесь с экс-коллегами?
- Нет. Я знаю, что Денис Бигус делает журналистское расследование по этому поводу, и как только он найдет подтверждение информации, которую мы имеем, о том, кто же на самом деле владеет сейчас телеканалом, он это где-то опубликует. История с ТВі для меня закончилась, и, знаете, я уже начал другую.
- Кстати, как с вашей другой историей (недавно Роман Недзельский устроился работать на «Интер» в ток-шоу «Касается каждого»)? Кем вы работаете в проекте Дорофеева?
- Старшим редактором... Я понимаю, что вы хотели услышать от меня комментарии по поводу переформатирования и творческих экспериментов на ТВі. Что сказать? Пусть экспериментируют с формой, если важна она, а не содержание.
И напоследок — пару слов о новом формате новостей на ТВі. Недавно я рассказывала вам, что с августа канал меняет подачу новостей: теперь журналисты будут рассказывать о своих впечатлениях, эмоциях и «выкладывать» зрителю свое субъективное отношение к событию. Как сообщили мне в пресс-службе канала, за это нововведение тоже отвечает генпродюсер Вадим Гарнаев. Насколько удачным окажется такое обновление новостных выпусков - судить зрителю, я же поинтересовалась, что об этом думает человек, который на протяжении нескольких лет готовил сюжеты на ТВі. Экс-журналистка канала Настя Станко, как и Недзельский, уволилась в апреле и сейчас работает над проектом hromadske.tv:
- Я вже давно не дивлюся ТВі — з того часу, як ми звідти пішли. Звичайно, до мене доходить інформація про події на каналі, про нові проекти... В останній раз, пам`ятаю, вони опублікували на сайті щось про святкування 70 річниці Волинської трагедії. Після того я зрозуміла, що все зовсім погано.
- На ТВі вы работали в новостях. Сейчас канал меняет формат подачи новостей — теперь журналисты будут делиться своими впечатлениями от событий...
- Так, я знаю. Розумієте, з одного боку — це цікава подача, яка багато де запроваджується, на «Дожде» було щось схоже. Але я не думаю, що ті люди, які зараз працюють на ТВі, зможуть належним чином це робити. Наскільки фаховими будуть ці коментарі? Не хочу розхвалювати команду, яка була, але у нас в ньюз-румі було багато харизматичних людей, які не перший день в журналістиці, які добре робили свою справу, вони були компетентні в певних темах, які «вели» протягом довгого часу, вони мали авторитет... Одне діло — просто трохи більше пояснити глядачеві з того, що знає журналіст, бо він був на місці подій, а інша справа — говорити свою думку з приводу цієї події. Я не думаю, що вона буде цікава глядачам — вони самі можуть зробити висновок, їм не потрібні коментарі людини, яка, до того ж, не є для них авторитетом.
- Вы слышали о том, что вместо Артема Шевченко руководителем канала стал Вячеслав Басович?
- Мені все одно. Шкода лише, що ТВі був хорошим брендом, на який було комфортно працювати, а люди, які прийшли після нас або які колись були на каналі (я маю на увазі народного депутата, наприклад), вони зробили все для того, щоб цей канал не просто розвалити, а й зробити так, щоб іменем ТВі лякали студентів факультету журналістики.
Безусловно, о том, что Артем Шевченко будет «временным директором», многие догадывались уже в первые дни его пребывания на должности. Но знал ли об этом сам журналист? 26 июля, когда я рассказывала вам, что в Едином государственном регистре вместо Шевченко в графе «Руководитель юрлица ООО "Телерадіосвіт" (телеканал Тві)» значится Вячеслав Басович, дозвониться Артему мне не удалось. Экс-гендиректор ответил на звонок моих коллег и сказал, что находится в отпуске за границей, а об изменениях в руководстве канала ничего не слышал. С логичным вопросом — знал ли Шевченко о том, что его собираются уволить — я обратилась в пресс-службу ТВі и к самому Артему. На канале мне ответили следующее:
- Iнформація про те, що Шевченка звільнили в той час, коли він перебував у відпустці, не відповідає дійсності, оскільки відпустка у Артема розпочалася 29 липня, а звільнений з посади він був 24 липня.
Сам Шевченко комментировать ситуацию не спешит — он до сих пор за границей.
Такое несовпадение здесь выступает в роли лакмусовой бумажки — можно сделать вывод, что в «прозрачности закулисья» за три месяца на канале ничего не изменилось. Гендиректоров меняют без их ведома, информацию об инвесторах держат за семью печатями, у руля стоит один человек, а отвечает за канал другой... ТВі обзавелся новыми лицами, новыми проектами, новым гендиректором и инвестором... Осталось избавиться от скелетов в шкафу и, наконец, обнародовать, на чьи же деньги развивается канал. Думаю, оппозиционному вещателю в преддверии выборов это не помешает.
Фото Иванны Зубович
Главное фото - kinopark.net