"Молодость-43": русский кукиш, гады-дистрибьюторы и наполеоновские планы Халпахчи
Культурная жизнь страны переходит на осенний дресс-код, а значит близится время тряхнуть стариной - и вспомнить "Молодость". До открытия одноименного и, страшно сказать, уже 43-го по счету Международного кинофестиваля еще месяц. Но я, побывав на пресс-конференции, посвященной его международной конкурсной программе, разведала для вас подробности репертуара, а заодно и кухонные тайны фестиваля.
Спешу обрадовать синефилов благой вестью от организаторов: заявок пришло гораздо больше, даже по сравнению с предыдущим годом. Количество современного украинского кино растет, и качество его с каждым годом все выше – вот главный оптимистический посыл вчерашнего мероприятия для прессы.
Генеральный директор «Молодости» Андрей Халпахчи по традиции нагнал интриги, сообщив, что некоторые детали еще на стадии согласования и будут раскрыты чуть позже. А пока организаторы представили фильмы открытия и закрытия фестиваля, о чем я вам уже сообщила.
Первое слово предоставили "деньгам" – Владимиру Клименко, главе Наблюдательного совета Укринбанка, финансового партнера фестиваля. Господин Клименко сразу же похвастался недавним визитом на Берлинале, а также пообещал соответственно подтянуть уровень и статус самого старого, несмотря на название, кинофестиваля Украины.
- По-прежнему в рамках фестиваля будут проходить Дни украинского кино в областях нашей страны. В прошлом году мы посетили Тернопольскую область, в этом году мы будем на Востоке в Луганской, и снова поедем в Тернополь. В дальнейшем географию будем расширять. В частности, в регионах покажут премьеру украинского детского фильма «Иван-Сила» (дебютная картина Виктора Андриенко).
О международной конкурсной программе рассказал Денис Никитенко, программный директор фестиваля.
- Хочу сразу акцентировать ваше внимание на том, что наша конкурсная программа ориентирована на дебютные работы и фильмы начинающих режиссеров, - напомнил Денис. - Наши основные категории – студенческие работы, снятые в процессе обучения в киношколе, первые профессиональные полнометражные картины и первые профессиональные короткометражки. Пока что подтверждено пять наименований полнометражек: «Золотая клетка» Диего Кемада-Диаса, «Вес слонов» Дениела Боргмана, «Торе танцует» Катрин Геббе, «Ило Ило» Энтони Ченя и «Божья роса» Катарины Мюкштайн. Географический спектр нашего фестиваля очень широк – включает Латинскую Америку, Австралию и Океанию, Европу, Азию. Сейчас ожидаем предложение из Африки.
Что касается «Фестиваля фестивалей», нашей основной внеконкурсной программы, то удалось собрать весь цвет кинематографии этого года. Мы представим фильмы-победители Канн (фильмы «Хели» и «Поднебесная»), Берлина, Роттердама, мы попросили также самые свежие фильмы с фестивалей в Локарно и Венеции. Кроме того, у нас будут две специальные внеконкурсные секции – франкофонное кино (из Франции, Канады, Бельгии, африканских постколониальных стран) и германоязычное кино. В частности, в этом году очень развернуто австрийское присутствие на нашем фестивале, в силу того, что мы устраиваем первую полную ретроспективу фильмов Ульриха Зайдля. Ретроспектива будет сопровождаться большой фотовыставкой, которую мы планируем разместить в основных локациях фестиваля. Ульрих Зайдль проведет мастер-класс для слушателей нашего обучающего ворк-шопа.
Из специальных событий хотелось бы отметить фильм украинского режиссера Юрия Речинского «Хворісукалюди». Это полнометражная лента производства Австрии, которая в этом году прогремела на кинофестивале в Торонто. Режиссер представит картину на «Молодости» лично. Еще мы планируем и дальше развивать программу «Синергия», посвященную поиску альтернативного киноязыка, пересечению его с другими видами искусств. В этом году мы представим большую программу, которая называется «Галлюцинации в кино». В нее включены работы с начала прошлого века до сегодняшнего дня. Также совместно с German Films будет представлена подборка немецкого видеоискусства. Наконец, мы планируем ретроспективу короткометражек Криса Маркера. Режиссер уже приезжал на кинофестиваль, и полную его ретроспективу «Молодость» делала около 20 лет назад. Но сегодня есть совершенно новый зритель, который 20 лет назад и не подозревал о существовании Маркера. Программа не теряет актуальности, ведь этот человек сделал очень многое для развития нового киноязыка.
Также Денис отметил, что в программе «Неделя российского кино», которую «Молодость» делает совместно с Министерством культуры РФ, патриотического контента не будет – исключительно свежие фестивальные хиты, включая работы, премьера которых еще предстоит в конце сентября на фестивале в Сан-Себастьяне.
Генеральный директор кинофестиваля пирнял на себя огонь политических вопросов - кому, как не ему, отвечать перед политиками и дипломатами?
- Всех российских гостей, в том числе из Министерства культуры, обязательно будем кормить украинскими конфетами. В культурном пространстве, особенно в кинематографе, у нас очень крепкие отношения, - уверил Андрей Халпахчи. - У нас постоянные связи с кинофестивалями в России, наши коллеги из Министерства культуры РФ предлагают нам поддержку. Но по поводу программы возникают споры, да. Известно, что в политике российского кинопроизводства есть большая политическая составляющая - они занимаются пропагандой своей страны. Но антиукраинских фильмов у нас не будет точно! Мы хотели российскую ленту «Интимные места» включить в конкурсную программу, например – но прокатчики решили ее выпустить раньше. Какой смысл показывать ее на фестивале? С кем у нас не получается работа, так это с посольством Российской Федерации. К нам обращаются очень многие послы разных стран – не только европейских. Даже прессингуют иногда, чтобы мы взяли в программу какой-то фильм. Например, посол Палестины особенно любит киноискусство и всегда напоминает, чтобы мы пригласили его на фестиваль. Посол же России постоянно игнорирует свое приглашение. Зато с российскими коллегами по цеху отношения отличные, политика в них не вмешивается.
Покончив с политикой, Халпахчи снова заговорил о кино:
- В рамках «Молодости» пройдет ретроспективная программа «Столетие», посвященная мастерам культуры, которые празднуют столетний юбилей в этом году. Ретроспективы - важнейшая часть любого фестиваля, ведь именно на классике воспитывается зритель. В рамках программы «Столетие» мы покажем фильм «Корабль дураков» Стэнли Крамера, который стал последней работой великой Вивьен Ли в кино. В свое время «Корабль дураков» стал причиной конфликта Крамера с Московским кинофестивалем, из-за которого режиссер и попал в опалу у советской власти... Мы покажем такие фильмы, как «Женщина моей мечты», где главную роль исполнила любимая актриса Гитлера Марика Рйокк, «Молодые львы» по роману Ирвина Шоу. Чтобы проверить интерес к этой программе зрителей разного возраста, я показал «Женщину моей мечты» своей восьмилетней внучке, и она была в полном восторге.
Еще одно забытое на много лет имя режиссера, чья судьба очень напоминает судьбу Параджанова, - выдающийся хорват Лорден Зафранович. Его «Оккупация в 26 эпизодах», признанная мировым киносообществом как лучшая лента о Второй мировой войне, демонстрировалась в советские годы в кастрированном виде, урезанная цензурой до полной неузнаваемости. На фестиваль Зафранович лично привезет отреставрированный фильм, и украинский зритель впервые получит возможность увидеть «Оккупацию» полностью. Также будет показана документальная работа о жизни самого Лордена Зафрановича, и запланирован мастер-класс великого режиссера.
Как видите программа насыщенная. и это далеко не полный перечень запланированного. Кинофестиваль словно пытается объять необъятное и смешать несмешиваемое. Присутствующие на пресс-конференции были в замешательстве от такого количества и такой разношерстности. Наверное, поэтому вопросы Андрею начали задавать осторожно.
Об украинском присутствии:
- В каждой категории нашей международной конкурсной программы будут представлены украинские фильмы (помимо национальной конкурсной программы). Мы не специально затягиваем с объявлением украинских участников. До 3 октября состоится несколько запланированных украинских премьер в кинотеатрах. Сегодня и продюсеры, и дистрибьюторы думают о том, как украинский фильм, снятый за государственные или частные средства, может попасть на экраны. Кино – это не только культура, но и бизнес. И киноиндустрия в Украине возможна, только если зритель проголосует своими билетами и кошельками. Мы не можем помешать кому-то выйти в прокат и придержать их фильмы для фестивальной премьеры, если они нашли прокатчиков. Помимо этого есть целый ряд украинских фильмов, которые подали заявки на международные кинофестивали - Берлин или Канны, требующие абсолютной премьерности. Если фильм участвует в нашем фестивале, это закрывает ему двери в большинство международных конкурсных программ. На сегодня несколько фильмов ведут переговоры с отборочными комиссиями. Мы проведем закрытые показы для иностранных дистрибьюторов, но эти фильмы в официальную программу включить нельзя. И мы, и продюсеры отдаем предпочтение международному участию любого украинского продукта. Могу назвать фильм «Зеленая кофта», который уже согласован для участия на фестивале в Сан-Себастьяне, что я считаю настоящим признанием.
О том, какое впечатление оставил фильм-закрытие:
- Мои личные впечатления от фильмов я стараюсь не озвучивать без надобности. Вспоминаются в таких случаях слова Фаины Раневской… Когда в Москву привезли Мону Лизу, и один искусствовед пожаловался, что его «не впечатляет» картина, Раневская ответила: «Она столько веков впечатляла, что заслужила право сама выбирать, кого впечатлять, а кого нет». Так что если фильм мне не очень нравится, но это признанное произведение искусства – мое мнение не особо значимо, не так ли? Что касается фильма-закрытия, я не знаю, попадет ли он в украинский прокат… Российский дистрибьютор, как всегда, купил права «на СНГ», которого, как я надеюсь, давно не существует. Но, к сожалению, у них права на показ в Украине, и очень часто это мешает фильмам попасть на наши экраны. Российские дистрибьюторы часто считают, что тратить деньги на копии для показа на маленьком и незначительном (по их мнению) рынке, вроде Украины, нецелесообразно. Именно поэтому наши кинотеатры переполнены всякими «елками» и «палками». Бывает так, что мы договариваемся о показе какого-то французского кино с дистрибьюторами, а за две недели до фестиваля нам сообщают, что фильм уже продали такому-то российскому дистрибьютору, вместе с правами на показ в Украине. Нам приходится договариваться заново, и не всегда получается согласовать цены или условия.
О новой конкурсной программе кинофестиваля, посвященной детскому кино:
- Идея детской программы родилась давно. На сегодняшний день главная проблема в нашей киноиндустрии – не в производстве, не в деньгах, а в отсутствии зрителя. Та крохотная доля аудитории, которая приходят на фестивали – это то, что мы сохранили, но их недостаточно для полноценного проката фильмов… Совсем недавно прошел кинофестиваль в Гдыне, на котором Польский институт киноискусства награждает не актеров, режиссеров и сценаристов, а людей, которые занимаются пропагандой кинематографа. Призы получает лучший киноклуб, лучший артхаусный кинотеатр, лучшая телепередача о кино, лучшее издание о кино. Именно поэтому «Елена» Андрея Звягинцева собрала в Польше кассу больше, чем в России. На Берлинском кинофестивале много лет существует детский конкурс, так называемый «Киндерфест». Его судят два жюри – профессиональное и детское, состоящее из подростков. Мы колесо не изобретали, а просто переняли их опыт. В прошлом году детские фильмы мы показывали отдельными сеансами, а в этом году ориентируемся на учеников гуманитарных школ и лицеев - наших потенциальных зрителей. Все дневные сеансы для детей будут бесплатными. Мы как раз занимаемся формированием жюри, в него войдет 7 учеников.
Когда телевидение формирует свою программу, они ориентируются на ступеньку ниже, чтобы «зритель понял». Телевидение кормит своего зрителя «жуйкой», чем-то абсолютно доступным и недалеким. Мы же в детской программе хотим подтянуть аудиторию выше, заставить их задуматься. Я не верю в то, что у нас нет юных зрителей, готовых воспринимать серьезное кино. Зрителю нужно доверять, подтягивать его и давать ему даже больше, чем он готов воспринимать. Дети учатся читать на букварях и сказках, но в итоге доходят до серьезной классики и даже до постмодерна. Детская программа «Молодости» должна сделать то же в кино.
Денис Никитенко вернул разговор о воспитании зрителя в более прагматичную плоскость, рассказав о программе детского конкурса:
- Названия перечислять смысла не вижу, ведь кроме «Ивана-Силы» все детские фильмы до сих пор нигде громко не звучали. Мы отобрали десять картин, восемь из которых рассматриваем как конкурсные, которые и будет оценивать детское жюри. Еще два фильма будут показаны вне конкурса. Среди них - французский фильм «Детство», суть которого в детских историях и воспоминаниях семи крупнейших французских кинорежиссеров. География детской программы – Европа, Америка и Латинская Америка. Смысл этого конкурса в том, что мы будем говорить с детьми на взрослом языке. Не сюсюкать с ними и показывать исключительно анимацию, которая обычно идет в прокат. Дети оценят взрослый диалог, я думаю.
Обсужив детскую программу, организаторы вернулись к «взрослым» вопросам.
О мультимедийном сопровождении «Молодости» и голосованиях:
- С нами сотрудничает DIVAN.TV, который проводит мультимедийное сопровождение фестиваля. Но это не интернет-голосование, поскольку приз зрительских симпатий мы вручаем на основе традиционных методов - голосов людей, пришедших на сеанс. Так принято на всех основных фестивалях мира, это входит в международные стандарты.
Об именитых гостях:
- Конечно, прессе и зрителям было бы интереснее, если бы мы пригласили Брэда Питта или Анджелину Джоли. Но наш фестиваль другого направления. Из звучных имен, которые мы готовы назвать сейчас – Ульрих Зайдль, Лордан Зафранович, каннский лауреат Дени Коте. Согласовать планы достаточно сложно даже с режиссерами, а приглашать актеров еще сложнее. Если вы пригласили на фестиваль звезду, а Коппола вдруг предложил кинопробы, все срывается именно с фестивалем - Копполе не отказывают. С нами это происходило неоднократно, мы теряли на этом деньги, возвращались билеты.
После окончания пресс-конференции остались вопросы. Я решила уточнить некоторые имена у программного директора «Молодости» Дениса Никитенко, а заодно узнать, чего ожидать на фестивале киношникам и медийщикам, помимо просмотров.
- На данный момент мы формируем жюри, и у нас есть три подтвержденных имени. Это бельгийский режиссер, достаточно громкая фигура Марион Генцель, Виктория Тигипко, президент Одесского кинофестиваля – у нас такой своеобразный обмен и сотрудничество. Также в жюри будет греческий режиссер, лауреат Гран-при прошлого года Бабис Макридис. Что касается жюри национальной программы, я могу подтвердить двух украинских участников – продюсер и режиссер Максим Оноприенко и председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач. Мастер-классы пока в режиме переговоров. Помимо Ульриха Зайдля свою лекцию прочитают Дени Коте и Лордан Зафранович. Также у нас будет целая серия специализированных мастер-классов, посвященных копродукции - это что касается профессиональной секции. Еще мы планируем серьезно затронуть вопросы цензуры в кино.
О специализированых профессиональных мероприятиях подробнее рассказал Андрей Халпахчи.
- Да, в этом году у нас существенно расширяется список мероприятий, рассчитанных на кинопрофессионалов. В предыдущие годы они имели большой успех – многие украинские проекты нашли международную поддержку благодаря этой секции. Я уже упоминал, что участвовал в кинофестивале в Гдыне, где прошел успешный копродакшен-форум, в рамках которого была и секция, посвященная польско-украинскому сотрудничеству. Могу засвидетельствовать, что это очень эффективное мероприятие. В этом году на «Молодости» мы проведем питчинг-форум для проектов, над которыми уже ведется работа. То есть, это будет не питчинг концепций, а проекты с готовыми сценариями, с командой. Я пока не могу озвучить список лиц, задействованных в этом мероприятии, но могу обещать очень интересную секцию.
- Вы несколько раз упоминали о трудностях, с которыми сталкивается фестиваль при работе с дистрибьюторами.
- Скажу вам откровенно: «Молодость» не платит только за фильмы конкурсной программы. Это наш принцип: не хотите участвовать в конкурсе – не надо, но платить вам за участие в конкурсе мы никогда не будем. При этом абсолютно все работы, показанные вне конкурса, обходятся фестивалю в немалый бюджет. С каждым годом затраты на право показа становятся все выше. Еще лет 10-15 назад права на фестивальный показ, в отличие от прав на прокат в кинотеатрах, принадлежали в основном продюсерам. И фестивали большинство фильмов получали от продюсеров бесплатно, либо за сравнительно небольшие деньги. Но с тех пор ситуация изменилась. У фестивального кино часто нет иного пути к окупаемости, а дистрибьюторы не делают принципиального различия между кинопрокатом и фестивальным показом. Более того, если права на показ принадлежат европейским дистрибьюторам - например, французам, немцам или полякам – нам это обходится в одну сумму. Но если права на показ успели выкупить российские дистрибьюторы – сумма возрастает в разы. А уж если права принадлежат украинцам, то физы (fees) и того выше. Правда, между украинскими и российскими дистрибьюторами есть существенная разница, не имеющая отношения к финансам. Украинцы не считают наш рынок незначительным и маленьким, а россияне часто полностью пренебрегают Украиной и ее фестивалями. То есть, даже при наличии денег мы не всегда можем договориться о показе или прокате фильма, если дистрибьютору принадлежат те самые права «на СНГ».
Журналисты, естественно, попытались выпытать больше, но оргкомитет держался как плененный колчаковцами матрос. Однако 3 октября пообещал раскрыть подробности национального конкурса, а окончательную программу представить 10 октября. Ждем.
Фото - Иванна Зубович