Канал "М1": Алло, мы тырим проекты!
Соблазн присвоить чужой креатив существует со времен Софокла и Эврипида. Правда, статью за плагиат античный уголовный кодекс не предусматривал. Сегодня хищение интеллектуальной собственности наказуемо... если доказуемо. Пока одни телеканалы тратятся на покупку мощных форматов и выпрыгивают из штанов, пытаясь сгенерировать собственные, другие идут кратчайшим путем. На днях я с удивлением узнала, что новая программа на М1 «Star Поиск», премьера которой намечена на завтра... вовсе не новая.
Не верите? Ознакомьтесь с кратким описанием проекта, размещенном на сайте канала:
А теперь сравните с программой Star City, выходившей несколько лет подряд на канувшем в Лету телеканале «Ciтi».
И найдите, как говорится, десять отличий:
Однако на М1 даже не собирались выискивать забытые проекты. Просто Автор Star City Андрей Пидлужный после закрытия канала «Ciтi» собственноручно принес руководству М1 детально расписанный формат. Ему отказали. А через несколько лет, слегка изменив название, выдали в эфир под видом собственной разработки:
- Проект Star City был основан в 2007 году, фактически в начале существования канала, - рассказывает Андрей. - На момент запуска «Ciтi», когда люди были набраны и расставлены по должностям, оказалось, что как таковой концепции телеканала не существует. Ее нужно было срочно создать. Я расписал 77 сторибордов - с визуализацией, с механизмом реализации и т.д. Все это руководство отправило в Лондон, транш был получен и канал запущен. Меня же похлопали по плечу, сказали, как в том анекдоте, «Гут, Вальдемар» и доверили несколько проектов - «Авто-Сiтi», «Фешн-Сiтi» и «Стар-Сiтi» (тем, кому нужны доказательства слов Андрея, предлагаю ознакомиться с интервью генпродюсера «Сiтi» Ольги Рудниченко образца 2008 года).
- Расскажите подробнее о проекте Star City.
- Star City - это звезда города. Дело в том, что телеканал был очень маленьким – мы покрывали Киев и киевскую область. А проект был интерактивный, интегрированный в веб-пространство. Соответственно, там было несколько модулей, дававших возможность приобщить к программе не только киевлян, но и людей из других городов. Это были первые шаги к тому, чтобы соединить телевидение и интернет.
- И как, удалось?
- К нам приезжали люди не только из разных городов Украины (того же Львова, Ивано-Франковска), но и, к примеру, из Белоруссии.
Суть проекта в чем:
«Від 15 до 55,
Якщо не зміг себе в житті знайти,
Відправ своє резюме і фотографію -
Зміни на краще свою біографію».
Я придумывал полностью все нюансы – речитативы, скороговорки, разные блоки. К примеру, «Стар Ляп»: во время съемки у человека заплетается язык, дети начинают плакать, взрослые перед камерой теряют дар речи… таких нюансов очень много. Но мы давали участникам возможность поверить в свои силы, даже в сложные моменты, когда они срывались, мы всегда старались помочь.
- Насколько я помню, проект был популярным.
- Во время смс-голосования у нас были очень серьезные пики. Взять, к примеру, СЕО-оптимизацию: оптимизировав наш проект, мы поставили его на Bigmir в категорию «Телевидение». И долгое время мы – киевский канал - занимали третье место! Первое – «1+1» с закрытой статистикой, второе – «Интер» и третье – телеканал «Сiтi», который вчера родился. И все это - благодаря проекту Star City.
Мы шли по олимпийской системе: набирается определенное количество конкурсантов, победители переходят в следующий этап – 1/8 финала, 1/4 и так далее до финала. И в пиковый момент нам приходило по 76 тысяч смс в неделю. В то время, как у других каналов еле-еле 10 тысяч набиралось.
- Как думаете, откуда такая популярность?
- Я, будучи музыкантом, объездил всю Украину. Что творится в провинции, вы себе даже не представляете! Практически в каждом городе молодежи нечем заняться. И тогда я понял, что преимущество этого проекта перед другими, существующими на сегодня, заключается в том, что участник не должен иметь вокальных данных, уметь танцевать или что-то еще. Но при этом у тебя есть возможность себя реализовать. А участники постарше приходили для того, чтобы почувствовать атмосферу телевидения, посмотреть, как работают камеры, как происходит процесс. В одном из сезонов в финал вышла 21-летняя девушка и 55-летняя женщина. И она говорила: «Детки, не переживайте, я не пришла выигрывать. Я просто хочу почувствовать себя моложе, поверить в свои силы»...
Потом началось переформатирование канала – смена собственников. Нас перебрасывают то на «Кино», то снова на «Сiтi», а в итоге все прекращается: на канал приводят новую команду, и фактически проект закрывается. Сменив название на «Теле Star», чтобы не было привязки к «Сiтi», я приношу концепцию на М1, главой правления которого в то время был Александр Асаулюк. Он честно говорит: «Очень интересный проект, но технически наш канал не может себе это позволить».
После увольнения Асаулюка его место занимает Валентин Коваль. Я прихожу на встречу. Мы с ним сидим у него в кабинете, я рассказываю о проекте.
- В каком виде? Вы ему сторибук принесли?
- Совершенно верно, полностью расписанный проект - от начала до конца. Он говорит: оставляй, мы подумаем, а потом созвонимся. Позвони послезавтра.
- Когда это было?
- В 2010 году, кажется, в апреле... Я звонил целый месяц, и каждый раз мне отвечали, что он еще не приехал, он только что уехал, он в туалете или «Ой, вы не поверите, он буквально секунду назад вышел». В общем, ужасно неприятно. Мне же нужно всего две минуты: просто скажите «да» или «нет». Через какое-то время он таки взял трубку и сказал: «Ты знаешь, Андрей, политика нашего канала состоит в том, что мы ведущих с улицы не берем»... Я работал на М1, знаю их кухню: знаю, что ведущие канала - это гримеры, администраторы, да кто угодно - далеко не специалисты.
- На этом переговоры с М1 прекратились?
- Да. А на днях я наткнулся в интернете на промо проекта «Star Поиск». И понял, что они полностью сняли мою идею, не удосужившись даже сделать свой логотип, изменить структуру! Единственное, что они сделали - перевели с украинского на русский.
Чтобы найти доказательства своих слов, Андрею пришлось покопаться в интернете: вот интервью «Телекритике», датированное 2007 годом, в котором он рассказывает о своем проекте Star City, вот скрин письма Александру Асаулюку
обратите внимание на дату
А вот и, собственно, сториборд, с которым Пидлужный приходил на каналы после отказа Валентина Коваля:
В процессе адаптации под разные телеканалы проект получал разные имена - от TeleStar до финального "ТелеГуру"
Фрагменты сториборда, состоящего из 30 страниц
Здесь все - от нюансов конкурса и подсчета голосов до кросс-промо
Любопытный нюанс: узнав, что М1 запускает «Star Поиск», Андрей описал ситуацию на своей страничке в Facebook, добавив ссылку на Ex.ua, где разместил свой сториборд. За ночь размещенное на файлообменнике прекратилось в похабную картинку:
- Понятно, кто это сделал, - говорит Андрей, - на воре и шапка горит. Я пытался набрать Валика Коваля, он не брал трубку, тогда я написал ему в Facebook, что канал М1 и порядочность - вещи несовместимые. Он это прочитал, но не ответил, хотя каждый из нас, будучи обвиненным в непорядочности, хотя бы переспросил, в чем дело.
Естественно, такого хода конем Пидлужный не ожидал. И не только потому, что М1 - известный телеканал, но и потому, что сам долгое время проработал на нем: начинал в программе «Новые русские горки», которую вел после Александра Положинского, затем работал в проектах Guten Morgen и «Молочнi брати».
С последним, кстати, тоже вышло некрасиво. Если помните, шоу вели Илья Митько и Андрей...
...в образе Деда Андрона,
который сегодня успешно эксплуатирует музыкант и телеведущий Дзидзьо.
- Поставьте Деда Андрона рядом с Дзидзьо, и вы все поймете, - говорит Пидлужный. - И задайте вопрос: почему телеканал М1 не удосужился защитить свой бренд?
- И почему же?
- Потому что за проектом «Дзидзьо» стоит всем известный господин Кузьменко и очень серьезные деньги (к сожалению, я не знаю, чьи именно). Думаю, что из-за этого на М1 допустили, чтобы их бренд просто так слизали.
- Да, но как вы это докажете?
- Я готов идти до конца, потому что меня обложили со всех сторон. Сначала у меня отбирают песни (композиции «Мовчати» и «Спи собi сама» не имеют отношения к Скрябину - их написал я), а теперь - проект Star City и даже образ! Я готов стать на детектор лжи против Дзидзьо - и пусть он расскажет историю создания образа.
- А как создавался образ Деда Андрона?
- Я всегда любил разговаривать полусельским языком. Кстати, этим воспользовался человек-губка Андрей Кузьменко – он эту манеру аккуратненько так «слизал», выдавая за свою. Имея доступ к телевидению, он с этим первый зашел, и когда появился я в образе Деда Андрона, меня стали обвинять, что я работаю «под Кузьму»…
Я себе просто в компании так говорил, дорисовывал какие-то усы, изображал ведущего… я когда-то был очень веселым человеком. И то, что вы сейчас видите, это фактически скелет человека, который раньше был рубахой-парнем.
Рубаха-парень Андрей образца начала 1990-х (слева)
Так вот, я работал в «Новых русских горках», когда меня пригласил Александр Асаулюк, сказав, что есть возможность стать ведущим на утреннем эфире. Но для этого нужно придумать какого-то веселого персонажа. А мне очень нравилась фраза «в лаптях к Ленину за правдой». И я нарисовал себе такой образ: палочка, на ней узелок с салом, лапти, вышиванка и дедушка идет к Ленину за правдой. Ну а раз я Андрей, то пусть будет Дед Андрон. Мы, кстати, использовали эту идею в первых рекламных тизерах - Дед Андрон шел по полю, будто из села пришел на М1.
Вот как появился персонаж, и это всегда было весело, потому что «Молочнi брати» на 90% были импровизацией - три часа эфира на ходу, в режиме нон-стоп. Помню трансляции из Ялты: в студии +28, а у меня парик, борода, и нужно три часа импровизировать! Телеканал достойно отблагодарил меня за все это (улыбается)
- А вы где-то регистрировали права - на шоу, на образ?
- Если вы знаете, по законодательству (так же, как и в музыке) первое механическое воспроизведение и фиксируется как факт существования бренда. Но тогда о подобных вещах вообще о не говорили. Я работал на телеканале: мне сказали, что нужно придумать прикольный образ - я его придумал. А что-то где-то регистрировать - кто мне о таком рассказывал.
Сталкиваться с незаконным использованием своих наработок Андрею не привыкать: чего стоит тот факт, что его песню «Вставай, Сонце» исполняли участники третьего сезона «Х-Фактора» как в эфире, так и на концертах, с которыми конкурсанты объехали страну после шоу. Но одно дело - песня, а другое - проект, которым, по словам Пидлужного, заинтересовалось несколько каналов, и уже были какие-то договоренности.
- Мне бы очень хотелось получить какую-то поддержку от СМИ, но я в этом сомневаюсь, - разводит руками Андрей. - Также я надеялся на какую-то поддержку от музыкантов, ведь большинство людей, с которыми я работал – та же Тина Кароль, Тоня Матвиенко – прекрасно знают, что я создаю телепроекты, я показывал им свои разработки. Но я уверен, что теперь М1 будет не только поливать грязью меня, но и ущемлять всех артистов, имеющих хоть какое-то отношение ко мне - им же нужны ротации...
Ну а теперь - самое главное. Подозреваю, что поход Пидлужного на М1 за правдой увенчается провалом (кстати, на мой запрос об авторстве проекта «Star Поиск» канал пока не ответил). И слизанное шоу таки выйдет в эфир. Но в арсенале Андрея - множество интересных задумок, идеально вписывающихся в современные телетенденции. Какие-то проекты очень напоминают форматы, показанные на «Формат Шоу» в этом и прошлом годах (хотя создавались намного раньше - я видела сториборды), какие-то открывают солидные возможности для спонсорства, какие-то способны привлечь широкую семейную аудиторию, а какие-то органично соединяют телевидение и интернет - то, к чему сегодня стремятся каналы по всему миру. Проблема лишь в том, что у их автора нет доверия к нашим телепродюсерам, а в отечественном законодательстве напрочь отсутствуют механизмы по защите идей от плагиата. И все это - в условиях тотального дефицита оригинальных идей.
Есть над чем задуматься, господа телевизионщики.
Фото - Иванна Зубович, facebook.com, m1.tv