Школа выживания в джунглях Майдана. Советы бывалых
После стычек радикально настроенных активистов с правоохранительными органами мартиролог Майдана снова пополнился именами пострадавших журналистов. И пока пославшие их на передовую заняты спорами на тему «кто виноват», я задалась вопросом «что делать» - как представителям СМИ вести себя в конфликтных ситуациях? И за практическим советом обратилась к известному журналисту Ефрему Лукацкому, за спиной которого - работа в Афганистане, Ираке, Ливии и Чечне. Вот что рекомендует коллегам ветеран горячих точек.
Внешний вид
100 процентов гарантии и рецепта, который работал бы гарантированно – нет. Но есть общие правила. Во-первых, надо надевать шлем. В нашей ситуации достаточно хорошего лыжного шлема «Альпина», который закрывает затылок, висок. Я вчера был свидетелем: рядом ходил фотограф, ему камнем попали по голове. Он был без шлема. Вчера также наблюдал – ходил один, снимал видео. Лампа у него такая была, геройствовал, будто думал, что кино снимает. Я ушел передавать снимки, вернулся - и попал на момент, когда его под руки с окровавленной головой тащили врачи.
Я не говорю о противогазе. На данном этапе хорошо работает шарф или медицинская маска, которые вполне помогут от газа. Разумеется, хорошо бы еще очки.
Только после событий на Банковой многие фотокоры стали носить лыжные шлемы, чтобы защитить голову от камней и дубинок
Диспозиция
Конечно, это один из главных моментов – выбор точки, откуда снимаешь. Нельзя находиться между протестующими и милицией. Желательно выбирать верхнюю точку. Оттуда вы хорошо все видите, как Наполеон, который наблюдает за боем. Кроме того, место сверху более безопасно. Могут, конечно, камнем попасть, но редко…
Чем выше точка съемки, тем безопаснее
Товирищи, не толпитесь!
На Банковой многие журналисты действовали непрофессионально. Большинство из них находились между милицией и протестующими. Во-первых, они портили картинку друг другу. Представьте, дерется протестующий с полицией (Ефрем упорно называл наших милиционеров – полицейскими, - МН), а между ними семь человек с камерами пытаются это заснять. Абсруд.
Показательный момент: многие излишне смелые фотокорреспонденты толпятся в самом эпицентре событий, тем самым мешая друг другу и подставляя себя под удар
Страховка есть?
На западе журналистов страхуют их издания. Естественно, страховые компании требуют, чтобы журналисты проходили специальное обучение. Курс называется «Выжженная земля и оказание первой медицинской помощи». Иначе страховые компании могут журналиста не застраховать, потому как те не умеют себя вести в различных ситуациях. Наши журналисты не застрахованы. Если бы они были застрахованы, редакция учила бы их, как себя вести. Зачем страховой компании платить большие деньги, если журналист пострадает? Страховые компании наезжали бы на редакции, а редакции, соответственно, учили бы журналистов. В моей фирме (Associated Press, - МН) страховые компании не заключают договор с журналистами, которые не прошли обучения.
Пора бы и нам вводить передовую западную практику страхования жизни журналистов и проведения «курса молодого бойца»
Рекогносцировка
Когда ты приходишь на место события – нужно выбрать диспозицию. Посмотреть и запомнить – куда при случае можно бежать. Определить все пути отхода. Нужно четко понимать, что тебя могут зажать с двух сторон. С одной стороны пошел «Беркут» и с другой стороны пошел: ты оказался в каше. На Банковой нужно было влезть на окна или на ограду. Ребята, которые там снимали, остались целы.
Обратите внимание на парней на будке: они остались целы
Мысли вслух
Складывается впечатление, что многие наши ребята думают, будто снимают кино, а это – настоящая жизнь. Ты можешь стать одним из тех актеров, которого все будут снимать, когда будешь лежать с пробитой головой. С разгоном я не понимаю, что произошло. Раньше у милиции к журналистам другое отношение было. Теперь они вообще врагами стали. Это меня удивляет. Я помню, еще совсем недавно можно было находиться в эпицентре драки, они кого-то вязали, но журналистов «обтекали». Могли плечом задеть случайно, но то было не сознательно. Наш «Беркут» какой-то не очень профессиональный стал. Он машет и бьет все подряд. Перепуганные. Особенно любят бить лежачих...
Ефрем Лукацкий: идя на работу - берите с собой мозги. А также шлем, шарф и старайтесь забраться повыше
В качестве живой иллюстрации к советам Ефрема - наблюдения журналиста издания «Український тиждень» Александра Михельсона, который побывал позавчера в самом котле событий на улице Грушевского:
«Два-три десятки бойовиків кидають пляшки через паркан парку по ментах. Ще півтисячі народу стоїть одаль і аплодує, коли пляшки зрідка влучають. Менти ж із задніх рядів усе миттєво гасять вогнегасниками. На око, вогнегасників у однієї сторони не менше, ніж пляшок - у іншої.
Крім того, пляшки відлітають від паркану, щитів і гілля. Може впасти на тебе, якщо підлізеш надто близько. Ще частіше на тебе може впасти шматок каменюки, бо а) революціонери в більшості своїй нормативів з метання гранати в школі явно не складали, б) знов-таки, щити, огорожа, гілля, в) не так часто, але менти й справді кидаються каменюками, що перед тим прилетіли до них; бачив тричі.
Окрема небезпека для колег: деякі бойовики мають мудацьку звичку кидатись у ментів з-за спин людей у жилетах "Преса", після чого ті опиняються на перехресті "вогню".
Взагалі, поки що бачу, що найбезпечніше - не мати ЖОДНИХ розпізнавальних знаків, у т. ч. шолома/каски. А от маска від газу НЕОБХІДНА.
Ще порада. При переході через "прострілювану" територію йти повільно. Це страшнувато, але бігти - собі ж гірше. Також бажано підняти руки, чи хоч би розвести їх у сторони. В жодному разі не тримати в кишенях!»
Берегите себя, дорогие коллеги!
Фото - УНИАН, Андрей Кравченко, youtube.com