Счет 1:0 в пользу кабельщиков. Кто готов мстить за отмену цифровой УПУ
Как я вам коротко сообщила на прошлой неделе, Нацсовет все же решил отменить решение своего предыдущего состава и ликвидировал цифровую УПУ. Речь шла о решении № 1260 от 29.08.2012 об утверждении Правил формирования программной услуги в пакетах программ провайдера программной услуги, которым в УПУ были включены телеканалы, получившие лицензии на цифровое эфирное вещание (за витиеватость формулировок авторам решения - отдельный респект).
По мнению нескольких членов нового состава Нацсовета, их предшественники погорячились, превысив свои полномочия и пролоббировав этим решением определенные интересы двух телегрупп. Каких именно, чиновники не уточнили - видимо, постеснялись. Как и наказывать своих предшественников, хотя есть за что.
По словам Юрия Артеменко, члены Нацсовета договорились не выносить сор из избы, а потому озвучивали свои позиции сдержанно, не споря и не перебивая друг друга, чем, признаюсь, подпортили мне удовольствие от заседания. Не выдержал лишь Александр Ильяшенко, который довольно аккуратно все же высказал свое «фэ». И надо сказать, его позиция вполне может быть использована телеканалами, недовольными новым решением госрегулятора.
Кто про что
По словам Григория Шверка, предыдущий состав Нацсовета, раздув УПУ цифровыми каналами, превысил свои полномочия: общенациональные и созданные накануне конкурса местные вещатели получили несказанные привилегии, попав во все кабельные сети на шару. Юрий Артеменко также поддержал кабельщиков: мол, решение № 1260 создало давление государства на бизнес провайдеров, что не позволило игрокам рынка кабельного телевидения развиваться. А вот лезть в кошелек кабельщиков, чтобы выяснить, кто кому должен платить (телеканалы - кабельным операторам или наоборот), регулятор не будет. Это, мол, вопрос договоренностей - если канал популярен, то кабельные провайдеры его и так примут, объяснил глава Нацсовета.
Катерина Котенко взывала к голосу разума. Полностью ли отменять УПУ, оставить в ней государственные телеканалы или вещатели только с высокими рейтингами: главное - не горячиться. К примеру, таким же образом можно раздуть УПП за счет всех украинских спутниковых телеканалов, что будет еще одной крайностью. А потому, по мнению Котенко, нужно пересмотреть норму закона, определяющую УПУ в принципе.
В этом Катерину поддерживает Александр Ильяшенко: летом 2015-го, когда произойдет отключение «аналога», исчезнут и каналы УПУ, а операторы сами определят, какие из украинских телеканалов транслировать. Вот тогда и придется принимать новый закон, который определит УПУ. Кроме того, Ильяшенко уверен, что от отмены цифровой УПУ в первую очередь пострадает зритель, лишившись детских, спортивных, молодежных и других каналов, включенных в Услугу. Мол, центральные телеканалы в погоне за рейтингами не уделяют спорту и детским программам должного внимания, а потому тематические телеканалы надо поддержать и оставить в УПУ.
А вот мнения четырех телегрупп, высказавшихся в письмах госрегулятору, разделилась По словам Александра, «1+1 Медиа» ратовала за отмену цифровой УПУ, а прочие - Inter Media Group, «Медиа Группа Украина» и StarLightMedia - против. В общем, снова оставили Александра Ткаченко в одиночестве. Но это объясняет, почему к лагерю противников примкнула StarLightMedia, все каналы которой остаются в УПУ при любых раскладах.
Переходим к главному: Ильяшенко - единственный, кто озвучил риски двойной трактовки УПУ. Из-за размытой формулировки закона есть риск того, что отмена цифровой УПУ не отменит обязательного присутствия цифровых телеканалов. Решение № 1260 предписывало всем цифровые вещателям войти в УПУ в связи с грядущим переходом на цифру. На прошлой неделе его отменили. Ну а старая норма закона гласит, что в УПП остаются только телеканалы, которые «осуществляют наземное эфирное вещание». Поскольку в законе не указано, о каком именно вещании идет речь - аналоговом или цифровом, его, по мнению Ильяшенко, можно трактовать и как аналоговое, и как цифровое.
С коллегой не согласен Олег Черныш, отметивший, что «наземное эфирное вещание» предусматривает открытый сигнал вещания без дополнительных устройств. А чтобы смотреть цифровые телеканалы, зрителю потребуется специальное оборудование – цифровой тюнер. Ильяшенко парировал, что цифровые тюнеры нужны только владельцам старых телевизоров, а новые способны принимать цифровое наземное телевидение без каких-либо дополнительных девайсов. А потому в УПУ останутся все цифровые телеканалы, которые «осуществляют наземное эфирное вещание».
С этим можно было бы и согласиться, но не забываем, что наземное эфирное вещание предусматривает открытый сигнал. Тогда как «Зеонбуд» до сих пор кодирует 12 из 32 цифровых вещателей своей сети. Напомню, требование Нацсовета компания выполнила частично, раскодировав сигнал только 20 из 32 телеканалов. Таким образом, в УПУ в любом случае не попадают 12 закодированных вещателей. Это мнение высказал Константин Грицак из «Телекомпалаты», в которую входит «Воля». С ним не согласна Наталья Клитная, поскольку «Зеонбуд» в любой момент может раскодировать сигнал остальных 12 телеканалов, что снова сделает УПУ большой.
Как я вам уже говорила, во время голосования за отмену цифровой УПУ мнения разделились: пять членов - «за», Ильяшенко и Шверк - воздержались. Тем не менее, решение принято, должно пройти регистрацию в Минюсте, а вступить в силу сможет только с 1 января 2015-го. Хотя кабельщики могут с удовольствием воспользоваться решением уже сегодня, пользуясь несогласованностью позиции всех членов регулятора.
Кстати, в день отмены цифровой УПУ Наталья Клитная, вице-президент Ассоциации правообладателей и поставщиков контента (АППК), праздновала день рождения, с которым ее и поздравил Юрий Артеменко. Глава регулятора был удивлен присутствием Натальи на заседании Нацсовета и назвал отмену УПУ специальный подарком для нее. В ответ Клитная, активно выступавшая за отмену, назвала принятое решение европейским путем.
Телеканалы пока молчат, но есть подозрение, что без суда тут не обойдется (когда норма вступит в силу). Напомню, решение не выгодно в первую очередь группе «Интер» и МГУ, а также «Еспресо TV» Николая Княжицкого, каналу XSport Бориса Колесникова и ряду других цифровых вещателей, владельцы которых точно неизвестны.
Юрист Княжицкого Юрий Крайняк внимательно слушал обсуждения и в кулуарах Нацсовета и поддержал позицию Ильяшенко относительно двойной трактовки нормы закона. Если Княжицкий подаст в суд, у Крайняка будет шанс доказать, что «аналог» и «цифра» подпадают под определение «наземное эфирное вещание». Примечательно, что два года назад, когда принималась норма о цифровой УПУ, именно Крайняк был ее ярым противником и даже писал статьи для профильных изданий, где доходчиво объяснял, почему цифровая УПУ - это зло. Как быстро все меняется...
Три трактовки одной УПУ
Пока в Нацсовете не додумались утвердить окончательный список телеканалов УПУ, а также четко прописать в законе, что в УПУ входят только телеканалы, имеющие наземную эфирную аналоговую лицензию (вместо тех, которые «осуществляют наземное эфирное вещание»), норму можно трактовать тремя способами. Давайте их рассмотрим:
1) Без изменений. В УПУ входят 32 цифровых телеканала + несколько местных (в зависимости от региона). Получаем в «соцпакете» восемь вещателей группы «Интер» («Интер», НТН, К1, К2, «Мега», «Пиксель», «Энтер-фильм» и Zoom), три канала МГУ («Украина», «НЛО TV», «Индиго»), четыре телеканала SLM (СТБ, «Новый канал», ICTV и М1), три телеканала «1+1 Медиа» («1+1», «2+2» и ТЕТ), два государственных (НТКУ и БТБ), «5 канал», «Тонис», XSport, «Еспресо» TV, Business, «112-Украина», а также каналы-пустышки Dobro, «Винтаж ТВ» и «Эскулап-TV».
В пролете - 0 телеканалов.
2) Аналоговые телеканалы. В УПУ входят 13 аналоговых вещателей + несколько местных (в зависимости от региона). В Услуге остаются три канала группы «Интер» («Интер», НТН, К1), один канал МГУ («Украина»), четыре канала SLM (СТБ, «Новый канал», ICTV и М1), два телеканала «1+1 Медиа» («1+1», ТЕТ), один государственный (НТКУ), а также «5 канал» и «Тонис».
На грани - 3 телеканала, имеющих несколько аналоговых лицензий: интеровские «Мега» и «Пиксель», а также «2+2» из «1+1 медиа».
В пролете - 14 вещателей: четыре канала группы «Интер» (К2, «Пиксель», «Энтер-фильм» и Zoom), два канала МГУ («НЛО TV», «Индиго»), один государственный (БТБ), XSport, «Еспресо TV», Business, «112-Украина», а также каналы-пустышки Dobro, «Винтаж ТВ» и «Эскулап-TV».
3) Незакодированные цифровые телеканалы. В УПУ входят 20 цифровых телеканалов + несколько местных. Картина будет такой: четыре канала группы «Интер» («Интер», НТН, К1, «Мега»), один канал МГУ («Украина»), четыре канала SLM (СТБ, «Новый канал», ICTV и М1), три канала «1+1 Медиа» («1+1», «2+2» и ТЕТ), два государственных (НТКУ и БТБ), «5 канал», «Тонис» и «112-Украина».
В пролете - 12 вещателей: четыре канала группы «Интер» («Энтер-фильм», Zoom, К2, «Пиксель»), два канала МГУ («Индиго» и «НЛО TV»), Xsport, «Еспресо TV», Business, а также каналы-пустышки Dobro, «Винтаж ТВ» и «Эскулап-TV».
Выигрывают 3 канала - «2+2», «Мега» и «112-Украина».
На брифинге Григорий Шверк объяснил, что теперь все кабельные провайдеры будут вынуждены подать документы на переоформление лицензии в связи с изменением УПП. Но спешить пока не стоит, поскольку Нацсовет решил упростить порядок оформления лицензий кабельных операторов. Каким он будет - узнаем совсем скоро.
Фото - fapl.ru