]
Facebook LiveJournal Twitter

«Вы журналисты или кто?» Как Нацсовет публично распекал «Еспресо ТВ» из-за Путина

16:57 19.12.2014 0

Вчера, как я вам уже говорила, Нацсовет по телевидению и радиовещанию все же объявил предупреждение информационному телеканалу «Еспресо ТВ» за прямую трансляцию выступления Владимира Путина перед Федеральным собранием 4 декабря. По мнению членов госрегулятора, вещатель Николая Княжицкого нарушил статью 28 закона «Об информации», в которой говорится: «Информация не может быть использована для призывов к свержению конституционного строя, нарушения территориальной целостности Украины, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательства на права и свободы человека». Напомню, ситуацию ухудшило то, что канал использовал картинку российского вещателя Russia Today, ретрансляция которого в Украине запрещена судом.

За вынесение предупреждения проголосовали пять из семи членов Нацсовета: председатель Юрий Артеменко воздержался, а его заместитель выступил против. По мнению Григория Шверка, регулятор не имеет юридического права выносить каналу предупреждения за прямую трансляцию речи Путина.

Представитель канала – народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Вадим Денисенко – уверял Нацсовет, что вещатель транслировал выступление Путина, «потому что врага нужно знать». По словам Юрия Крайняка, который представился юристом «Еспресо ТВ» по доверенности, регулятору нужно было оценивать всю сетку телеканала, поскольку уже через 11 минут после окончания трансляции в эфире были предоставлены комментарии экспертов (в частности, оппозиционных российских журналистов), а потому зрители получили вполне сбалансированную информацию. Денисенко добавил, что это же выступление президента России обговаривалось с экспертами и в вечернем эфире.

В ответ на это председатель Нацсовета заявил, что на канале не работают «наивные романтики», которые решили, что могут предположить, о чем будет вещать Путин. А затем спросил юриста, нормально ли, если его «целый час будут называть извращенцем, а через 11 минут объяснят, что он на самом деле не извращенец». Крайняк настаивал, что трансляция Путина – это юридически новость, а закон не ограничивает продолжительность новости. Артеменко процитировал определение новости – «короткое оперативное сообщение об определенном событии».

К обсуждению подключилась Ольга Герасимьюк, сказавшая, что трансляция выступления президента страны-агрессора – это не новость (новость – сам факт выступления Путина). Также Герасимьюк вспомнила о законе нардепа Княжицкого, который просил запретить пропагандистские каналы и который Нацсовет поддержал. А теперь, мол, поступки Княжицкого противоречат его же закону. Ольга также отметила, что регулятор получил «манипулятивное письмо» от канала, которое может свидетельствовать о том, что вещатель готовится к защите в суде: «Вы этим письмом полностью отрицаете все то, за что борется Княжицкий», - добавила она.

Вадим Денисенко не унимался и принялся убеждать членов Нацсовета, что им стоило смотреть на контекст – выступление, мол, было главным мировым событием дня. И отметил, что по такой логике можно не транслировать заседания ООН – все, мол, «знают, что Чуркин скажет фигню».

Крайняк имел неосторожность сказать, что юридически трансляция пресс-конференции не может быть расценена как ретрансляция Russia Today. И заметил, что не смог найти решения о запрете ретрансляции телеканала. Герасимьюк парировала, что все слова Крайняка – это манипуляция: мол, даже дети на улице знают, что RT в Украине запрещен по решению суда.

Александр Ильяшенко отметил: когда идет война, такие действия недопустимы. И добавил: «Сомневаюсь, что хоть один из российских телеканалов показал бы пресс-конференцию Порошенко». По мнению Александра, зритель «Еспресо ТВ» мог посмотреть 10-20 минут выступления и пойти по делам, составив ложное впечатление о происходящем. А затем Ильяшенко посоветовал… пригласить Путина в эфир.

Катерина Котенко блеснула эрудицией, процитировав Эдмунда Берка – мол, для торжества зла необходимо лишь ничего не делать. И призналась: если бы канал признал, что совершил ошибку, она бы проголосовала против. При этом Катерина сделала комплимент Крайняку: как профессиональному юристу, ему будет очень легко подтвердить свою правоту в суде. Но есть моральная сторона, и она – не в пользу канала.

Далее представителям вещателя довелось выслушивать определения, вроде «фраернулись», отвечать на вопросы «вы журналисты или кто?» и продолжать прения в том же духе. Интересно здесь другое: санкцию получило ООО «Голдберри» – компания, которая владеет цифровой лицензией «Еспресо ТВ». У канала, как известно, есть еще одно юридическое лицо – ООО «Новости ТВ», владеющее спутниковой лицензией «Еспресо ТВ». Но члены Нацсовета решили не выносить предупреждение спутниковой лицензии, хотя канал идентичный – что на спутнике, что в цифре.

Интрига заключается в том, что это уже второе предупреждение Нацсовета для ООО «Голдберри». Первое предупреждение компания получила за отклонение от программной концепции еще в сентябре, когда не имела отношения к «Еспресо TВ» и была каналом-пустышкой. Позже «Еспресо TВ» просил Нацсовет забрать предупреждение, поскольку канала-пустышки уже нет, а госрегулятор готовился провести дополнительную проверку вещателя. Как я вам уже рассказывала, этот вопрос должен был рассматриваться 11 декабря, но был перенесен по инициативе канала.  

На первый взгляд, два предупреждения обязывают Нацсовет в течение месяца обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию. Но юридически это трактуется как два отдельных нарушения, которые не связаны друг с другом, поэтому остаться без цифровой лицензии канал может из-за повторного предупреждения по одному из этих вопросов.

Усомниться в плачевной развязке этой истории меня заставило другое решение Нацсовета. На этом же заседании члены регулятора единогласно разрешили «Еспресо ТВ» и еще четырем телеканалам («Украина», «5 канал», «1+1» и «24») проводить в Донецкой и Луганской областях временное тестовое вещание на частотах, на которых эти каналы не имеют лицензий. Мотивация проста – «на время проведения антитеррористической операции».

Как видите, Нацсовет просто-напросто практикует метод кнута и пряника. Впрочем, моим подозрениям можно найти и другое объяснение. Юрий Артеменко, который, как говорят, тесно знаком с Николаем Княжицким, ругал канал во время обсуждения, но удержался во время голосования. Тот же Артеменко – на «ты» с директором канала Катериной Ермолович, да и с Мыколой Вереснем вроде бы в хороших отношениях. Поэтому есть подозрение, что все эти решения Нацсовета по «Еспресо ТВ» – всего лишь игра на публику.

Почему же Вадим Денисенко вчера начал публичные разборки с Нацсоветом? Да и сам Княжицкий активно собирает гневные обращения сторонников «Еспресо ТВ» к регулятору… Кто-нибудь мне может объяснить?

Фото - svoboda.org

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...