]
Facebook LiveJournal Twitter

Осторожно, Euronews закрывается. Чем проштрафился украинский телеканал и кто может его спасти

10:40 19.01.2015 0

Одной из главных новостей украинского телерынка в уходящем году стало решение Национальной телередиокомпании Украины отказаться от лицензии международного новостного телеканала Euronews. Соответствующий проект распоряжения Кабинета министров в конце декабря разработал Государственный комитет телевидения и радиовещания, который, как известно, аккумулирует деньги государственных телеканалов. Причиной отказа стала высокая стоимость лицензии – 5,5 млн евро в год. И долг перед европейским вещателем в размере 10,8 млн евро, накопившийся у НТКУ за два года.

Согласно договору, НТКУ может отказаться от лицензии из-за форс-мажорной ситуации, которой вполне можно считать войну на Донбассе. При этом НТКУ должна за месяц предупредить о разрыве контракта официальном письмом. Если по другим причинам – пришлось бы выплатить компенсацию – от 0,5 до 1,5 млн евро (в зависимости от времени расторжения договора). Оплачивать компенсацию НТКУ не собирается, а Госкомтелерадио указывает на нарушение со стороны европейского вещателя: «Euronews должна была разорвать все существующие соглашения с украинскими провайдерами на распространение телеканала Euronews на русском языке (п. 9.5 договора), однако этого не сделала», – говорится в сообщении комитета.

Впрочем, исчезнуть просто так вещатель не сможет не только из-за витиеватого договора с евроейцами, но и по другим причинам. Каналом Euronews на украинском заинтересовалась Inter Media Group Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, о чем я вам уже рассказывала. Говорят, что телегруппа пытается выторговать у топ-менеджмента европейского вещателя скидку на оплату лицензии, а заодно просчитывает все «за» и «против» содержания еще одного неприбыльного телеканала. Конечно, я не могла не обратить внимания на эту тему.

Как все начиналось

Новостной телеканал Euronews был основан в далеком 1993 году государственными вещателями десяти европейских государств для поддержки «евромира». Штаб-квартира канала находится во французском Лионе, где сегодня работают 20 редакций вещателя. С годами доли собственников вещателей и количество стран, запустивших локальные версии телеканала, менялись. По состоянию на сегодня у евроканала есть четыре главных акционера: Франция (23,93%), Италия (21,54%), Россия (16,94%) и Турция (15,70%). От России собственником выступает телегруппа ВГТРК, в которую, как известно, входят оскандалившиеся вещатели «Россия-1» и «Россия-24» (напомню, из-за неприкрытой пропаганды в эфире этих каналов прошлой весной Нацсовет запретил ретранслировать их в кабельных сетях).

О появлении украинской версии евровещателя с такими – не совсем европейскими – акционерами в свое время говорилось немало. И перед запуском канала на украинском наша стана присоединилась к клану собственников: в феврале 2006 года «Первый национальный» приобрел 1% акций евроканала, а осенью 2009-го НТКУ и Euronews подписали договор о запуске ежедневных 15-минутных выпусков новостей в эфире «Первого национального», которые выходят и по сей день.

Круглосуточная украинская версия Euronews начала вещание 24 августа 2011 года, для чего НТКУ получила лицензию у Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Соглашение о запуске канала было подписано за год до этого – в октябре 2010-го – председателем исполнительного совета Euronews Филиппом Кайла и тогдашним генеральным директором НТКУ Егором Бенкендорфом. Договор был заключен на пять лет с момента начала вещания. Конечно, НТКУ здесь выступала не совсем самостоятельно: запуск был делом государственным, им занимался министр инфраструктуры Борис Колесников, а НТКУ – единственной крупной госкомпании – оставалось просто подписать договор на пять лет. Но, как объясняет нынешний гендиректор Зураб Аласания в своих интервью, государственный орган уполномочен подписывать контракты только на один год. Выходит, создание канала произошло с нарушением?

Тогда же, в октябре 2010-го, Кабмин Азарова профинансировал создание украинского Euronews. Осуществилось это по инициативе того же министра инфраструктуры Бориса Колесникова, но интересно другое. На канал было выделено 86,5 млн грн (5,5 млн евро по тогдашнему курсу) – из средств, которые должны были пойти в качестве субвенции киевскому бюджету на выплату помощи детям и инвалидам, о чем свидетельствуют официальные документы... Довольно цинично.

За запуск украинской версии канала отвечал тогдашний заместитель Бенкендорфа Валид Арфуш. После ухода из НТКУ (в июне 2013 года) он был назначен руководителем по вопросам развития Euronews в странах СНГ. Любопытный карьерный скачок, не правда ли?

Над созданием евроновостей на украинском в Лионе работает 20 украинских журналистов, которые прошли строгий отбор в НТКУ. Украинскую редакцию возглавил экс-редактор украинской службы ВВС Фидель Павленко. Зарплата журналиста Euronews из любой страны, согласно открытым источникам, составляет 30-35 тыс. евро в год. Таким образом, бюджет на зарплаты мог составить около 800 тыс. евро в год.

Видео из Украины, как объяснил в одном из своих интервью Аласания, канал получал от ESG – продакшена с сомнительной репутацией (странно, что не от НТКУ, обладающей собственной мощной службой новостей). Сколько за это платилось – неизвестно, но вряд ли стоимость могла превышать нескольких десятков тысяч долларов в год. Ко всему вышеперечисленному добавим расход на трансляцию через спутник (Eutelsat Hot Bird) – примерно $15 тыс. (примерно $200 тыс. в год) и получим, что бюджет украинской версии канала мог составить чуть больше 1 млн евро. Каких-то внятных объяснений, почему лицензия должна стоить 5,5 млн евро, я так и не нашла. Да и конечная сумма на удержание лицензии была названа только в прошлом году – с приходом того же Аласании. 

Нацсовет против евроновостей

Кабмин в лице Министерства финансов пытался отозвать лицензию европейского вещателя еще в марте, но целых девять месяцев этим вопросом никто не занимался. Нерешительность чиновников привела к тому, что долг НТКУ перед Euronews вырос почти в два раза (по сравнению с весной прошлого года). Причем в евро-эквиваленте, так что теперь, учитывая девальвацию гривны, речь идет о четверти миллиарда гривен... Не мне вам рассказывать, какой крутой тематический телеканал можно запустить на такие денежки. 

В августе прошлого года к процессу подключился Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, но довести дело до конца снова не получилось. Дело в том, что украинский Euronews владеет спутниковой лицензией, выданной Нацсоветом. Внеплановую проверку НТКУ на предмет соблюдения лицензии украинской версии Euronews регулятор провел на основании обращения тогдашних народных депутатов-«свободовцев» Игоря Мирошниченко и Александра Мирного. И НТКУ получила первое предупреждение: мониторинг обнаружил, что в эфире украинского Euronews фактически отсутствуют программы собственного производства, хотя по лицензии таких должно быть 30 минут в сутки. Оказывается, Украина взяла на себя обязательства производить собственные программы, как делают редакции в других странах, но в конечном итоге занималась банальным переводом уже существующих. В общем, как-то совсем не на 5,5 млн евро.

В объяснительной записке Нацсовету Игорь Мирошниченко отмечал, что создание и существование канала имеет все признаки коррупции, и он якобы обратился в Генпрокуратуру с фактами, которые об этом свидетельствуют. Одна из претензий –завышенная стоимость украинской лицензии, в чем, по его мнению, виновны руководители НТКУ. Плата за лицензию других языковых версий канала значительно ниже и составляет не более 2 млн евро (к примеру, португальская версия обходится местному вещателю в 1,7 млн евро в год). А в некоторых странах канал вообще не оплачивает лицензию: в частности, греческий Euronews содержит Еврокомиссия.

Проверить сказанное Мирошниченко мне удалось лишь частично, поскольку финансовые вопросы в договорах каждой страны конфиденциальны. Но в объяснительной записке к правительству Госкомтелерадио подтверждает, что лицензионный взнос НТКУ действительно один из самых крупных среди платежей 20-ти акционеров Euronews. Кроме этого, НТКУ должна ежегодно платить членский взнос акционера – около 100 тыс. евро. Именно поэтому Госкомтелерадио хочет не только отозвать лицензию, но и продать 1% акций Еuronews (2590 именных акций «B»), которые принадлежат НТКУ.

В начале октября гендиректор Euronews Микаэль Питерс приезжал в Киев, чтобы встретиться с новой властью – премьер-министром и главой НТКУ. Также он побывал в гостях у программы «Шустер LIVE: будни», где выразил беспокойство возможностью прекращения существования украинской версии Euronews, а также заверил Шустера: прибыл, мол, в Украину, чтобы понять «стоит ли доверять украинским партнерам». При этом Питерс не назвал Савику стоимость лицензии, ограничившись определением «не такая уж она и дорогая»...

Euronews, Микаэль Питерс, Дмитрий Фирташ, НТКУ, Зураб Аласания, Борис Колесников, Егор Бенкендорф, Валид Арфуш

А теперь оцените цинизм ситуации: менеджер вещателя, 17% которого принадлежит России, просит у Украины, пострадавшей от агрессии России, четверть миллиарда.

Канал-призрак

Как вы знаете, украинская версия канала существует в двух вариантах: кроме лицензированного Нацсоветом вещателя, есть еще международный Euronews на спутнике с открытым сигналом, пользователь которого сам выбирает языковую дорожку (в списке есть и украинский).

Так вот. Судя по той же объяснительной записке, договор с европейцами позволял НТКУ отбить деньги, потраченные на лицензию, тремя путями: дивидендами от акций, доходом от размещения рекламы на украинской версии и от ретрансляции в кабельных сетях Украины. Ничего из вышеперечисленного не удалось. Как объясняет Госкомтелерадио, доходы от размещения рекламы и спонсорской информации «были незначительными в связи с низким рейтингом телеканала»: «По результатам исследований телевизионной аудитории рейтинг этого телеканала не превышает 0,01%», - утверждает госорган. Очень странно, учитывая, что рекламу на канале не продавал ни один сейлз-хаус, а канал не измерял свои рейтинги в существующей панели.

С кабельщиками у НТКУ работа также не сложилось – телеканал транслировался бесплатно, хотя телекомпания могла зарабатывать в среднем по 10 центов с абонента (примерно столько берут дистрибьюторы за платные каналы). «НТКУ достигла договоренностей с 42 провайдерами программной услуги, из которых 13 осуществляют свою деятельность в Донецкой, Луганской областях и в Крыму. Из-за ограниченных возможностей региональных провайдеров договоры с ними заключались на безоплатной основе», – говорится в объяснительной записке.

Проблема была еще и вот в чем. До того как украинская служба Euronews начала свою работу, в кабельных сетях Украины вещала российская версия канала. Ее дистрибуцией занималась компания «Класс», которая получала за это в среднем 20%. Соответственно, отыскать украинскую версию канала в кабельных сетях последние три года было практически нереально – крупнейшие провайдеры кабельного телевидения («Воля» и «Триолан») транслировали именно русскую версию канала. По словам Питерса, российский Euronews смотрели 400 тыс. украинских семей. В эфире «Шустер LIVE» гендиректор телесети уверял, что кабельные операторы не хотели переходить с российской на украинскую версию «из-за языкового вопроса в Украине». Мол, три года назад отношение к русскому языку в Украине было другим, и изменилось только сейчас. «К тому же, у нас есть обязательства по контрактам с кабельными провайдерами, которые заканчиваются в феврале 2015-го», – добавил Питерс.

За распространение канала дистрибьютор брал с провайдеров кабельного телевидения в среднем по 40-60 копеек с абонента ежемесячно (сумма зависела от количества абонентов). Таким образом, телеканал, кроме отчислений за украинскую версию, мог зарабатывать на распространении российской версии телеканала на территории Украины, хотя это запрещал договор.

Усилиями Нацсовета ретрансляцию российской версии Euronews прекратили досрочно. В конце августа 2014-го госрегулятор обратился к кабельным операторам с требованием отключить российский Euronews, поскольку соглашения между НТКУ и Euronews предусматривают трансляцию в Украине только украинской версии. Ну а истинная причина отключения, по словам Ольги Герасимьюк, заключалась в том, что российская версия канала заполняла эфир информацией пропагандистского характера.

Августовский мониторинг Нацсовета показал, что ряд сюжетов российской редакции Euronews о событиях в Украине искажали факты и распространяли дезинформацию. В частности, российская редакция употребляла дефиниции «народное ополчение» и «карательная операция».

Кто заказывает музыку?

Необъективностью в подаче информации грешила и украинская редакция. В частности, украинский Euronews был лоялен к предыдущей власти, о чем публично говорил глава «Интерньюз» Константин Квурт, но добиться внятного ответа от тогдашнего НТКУ так и не смог.

Неоднозначную политику разных редакций пытались объяснить наличием Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК) в списке крупнейших акционеров Euronews. Но Питерс в той же октябрьской программе «Шустер LIVE» уверял, что Россия – третий акционер телесети – не влияет на ее редакционную политику, а лишь заседает в административном совете и наблюдательном совете. Редакционный комитет, мол, возглавляет авторитетный журналист, бывший президент итальянской компании Rai1, и акционеры в его работу не вмешиваются.

В редакционных принципах компании указано, что Euronews придерживается объективного освещения и западных стандартов журналистики. Но на практике так выходит не всегда. Вот вам всего два примера – освещение событий на Донбассе в апреле и крушения малазийского боинга в июле.

Российская версия выдала материал под заголовком «Крушение самолета на Украине: международное расследование начинается».

Euronews, Дмитрий Фирташ, НТКУ, Зураб Аласания

Тогда как на украинском и английском тот же материал вышел с заголовками «Сепаратисты мешали наблюдателям ОБСЕ – представитель организации»

Euronews, Дмитрий Фирташ, НТКУ, Зураб Аласания

и «Наблюдатели ОБСЕ на получили доступ к месту крушения – представитель организации».

Euronews, Дмитрий Фирташ, НТКУ, Зураб Аласания

Россияне говорят, что ОБСЕ получила «ограниченный доступ к месту крушения, находящемуся под контролем повстанцев»; украинская версия отмечает, что «свободу действий и передвижения им ограничили сепаратисты»; на английском также отмечается, что представители ОБСЕ не получили доступа к месту происшествия, но слова «сепаратист» или «повстанец» не упоминаются.

Для создания материала о начале сепаратистского движения канал отправил в Донецк собственного корреспондента, но его информацию украинская и российская редакции трактовали по-разному. В частности, в российской версии «забыли» упомянуть социсследование, в котором говорилось, что 66% дончан – за Украину и только 27% – за Россию. А украинская редакция отметила только, что 5% дончан – за создание независимой ДНР.

В общем, с какой стороны ни посмотри – репутация вещателя подмочена. Внимание, вопрос: зачем такой канал Фирташу и Ко?

Фото - zn.uayoutube.com, euronews.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...