«Радио Вести» VS Нацсовет – 1:0
Как вы уже знаете, 23 января «Радио Вести», входящее в холдинг Игоря Гужвы «Мультимедиа инвест групп», выиграло суд первой инстанции по расширению своей сети на 15 областей (25 городов). Радиостанция оспорила решения Нацсовета по телевидению и радиовещанию от 11 декабря, которым регулятор отказал вещателю в переоформлении лицензий для недавно купленных радиостанций.
Подумаешь – проиграли суд. Но загвоздка в том, что постановлением суда ее честь Татьяна Скочок обязала Нацсовет изменить и позывные попавших под переоформление радиокомпаний (на «Радио Вести»), и концепцию. Иначе говоря, своим решением указала, что делать регулятору, чем вызвала праведное негодование его членов.
На последнем брифинге члены Нацсовета, рассказывавшие журналистам о проигранном суде, не сдерживались в выражениях и сообщали о готовности обращаться в любые органы – лишь бы наказать судью. По мнению Григория Шверка, судья превысила свои полномочия, указав независимому регулятору, какое решение следует принимать. «Может, пригласить судью, чтобы она вместо членов Национального совета принимала все решения?» – язвительно предложил Шверк.
Первый заместитель председателя Нацсовета Ольга Герасимьюк пошла еще дальше, заявив, что столь странное решение суда было принято умышленно. «Я лично вижу в действиях судьи коррупционную составляющую», – объяснила Ольга.
Как я вам уже говорила, суд посчитал, что Нацсовет не предоставил ни доказательств, ни объяснений своего решения не переоформлять лицензии. Об этом же членов регулятора спросил присутствующий на брифинге журналист газеты «Вести». Отдуваться пришлось Олегу Чернышу. Он постарался объяснить, что радиочастоты – это государственный ресурс, регулирование которого входит в полномочия Нацсовета: мол, если региональная радиостанция собралась стать национальной, собирая частоты по всей стране, ее действия должны регулироваться планом по развитию телерадиовещания. Иначе могут возникнут перекосы…
Акценты в дискуссии расставил заместитель председателя Нацсовета Григорий Шверк, напомнивший, что Нацсовет по просьбе «Радио Вести» трижды переносил рассмотрение вопроса о расширении сети вещания. То есть радиостанция сама не могла определиться, чего хочет и когда. Но этого судья почему-то не приняла во внимание.
Кстати, в повестку последнего заседания (29 января) регулятором был внесен вопрос расширения сети «Радио Вести» – естественно, по заявке самого вещателя. Но в последний момент Нацсовет получил письмо от радиостанции, в котором вопрос просили не рассматривать и снять его с повестки дня. Собственно это члены госоргана и сделали, переоформив одну из четырех лицензий по техническим нюансам.
Теперь посмотрим на ситуацию в целом: радиостанция выиграла суд у регулятора еще шесть дней назад, и несмотря на это, решила подать в Нацсовет новую заявку на расширение вещания. В последний момент вещатель от заявки отказывается, попросив перенести рассмотрение вопроса. И в этот же день рассылает пресс-релиз, в котором сообщает, что шесть дней назад выиграл суд у Нацсовета. О чем могут свидетельствовать столь нелогичные, казалось бы, поступки? Возможно, о том, что управляющий активом затеял очередную игру. Или же банально собирался о чем-то договориться, но в последний момент все слетело...
Тем не менее, шум вокруг расширения сети не помешал Нацсовету 29 января абсолютным большинством голосов назначить внеплановую проверку киевскому лицензиату «Радио Вести» – компании «Дивосвiт» за неправильно указанный адрес. Еще в декабре 2014 года регулятор письменно обратился к радиостанции, чтобы получить запись интервью экс-заместителя главы Администрации президента Андрея Портнова, но письмо вернулось. Найти «Радио Вести» Нацсовету удалось по другому адресу, указанному в интернете. По закону лицензиаты в течение 10 дней должны подавать заявления о переоформлении лицензий в связи с организационными изменениями, к которым относится и изменение адреса. В общем, Нацсовет усмотрел нарушение нормы. А по мнению Игоря Гужвы, внеплановая проверка – это ответочка за выигранный суд.
Но и это еще не все. Нацсовет в который раз назвал неправильными действия вещателей, которые получают лицензии на одну программную концепцию, но впоследствии нарушают ее и вещают, как хотят. Члены регулятора настаивают на том, что радиостанции стоит сдать свои лицензии, а распределение частот должно происходить исключительно на конкурсах.
Кстати, в первом квартале 2015-го Нацсовет таки планирует провести конкурс на свободные радиочастоты. Напомню, это уже вторая попытка - в прошлом году он так и не состоялся. Конкурс был объявлен предыдущим составом регулятора, больше всего заявок подали Национальная радиокомпания Украины и «Радио Вести». Почему его так и не провели? По словам председателя Нацсовета Юрий Артеменко, конкурс создавался под одного вещателя и в нем прослеживались признаки коррупции (не принимались заявки от всех желающих).
Как уточнил Владислав Севрюкова на брифинге, конкурс был не отменен, а перенесен. Поэтому все компании, оплатившие конкурсный сбор, смогут поучаствовать – в том числе и «Радио Вести». Мне кажется, это хороший знак для радиостанции.
Напомню, нынешняя проблема – не первые трения «Радио Вести» с Нацсоветом. Первое предупреждение радиостанция получила еще 17 июля 2014-го за самовольный старт, а также изменение позывных и программной концепции без согласования с герулятором. Предупреждение получили три компании, на которые записана лицензия – «Дивосвiт» (Киев), «Мир» (Днепропетровск) и «Мастер» (Харьков), поскольку «Радио Вести» стартовало 18 марта 2014-го, не переоформив перед этим лицензий.
У киевской лицензии радиостанции – компании «Дивосвiт» – есть и второе предупреждение, полученное 24 июля за прямую речь террориста Александра Можаева и некорректное высказывание ведущего в адрес жителей западной Украины. По закону два предупреждения, полученные лицензиатом по одному и тому же вопросу, дают возможность Нацсовету обратиться в суд с требованием аннулирования лицензии.
Фото - olympic.com.ua