Госкино отвечает. Из первых уст о том, на что тратятся бюджетные деньги
На прошлой неделе моя скромная попытка разобраться, кто и почему выигрывает конкурсы Госкино и получает деньги на проекты, закончилась классическим «никогда не был так близок к провалу» - оказалось, что публичной информации ничтожно мало. Что смогла, я вам уже презентовала. И казалось, что понять, почему некоторые продакшены из года в год получают финансирование, несмотря на то, что реализовать проекты успешно могут не всегда, я не смогу. Но нет худа без добра - ответить на мои вопросы, а также предоставить всю информацию по расходам, приходам и прочим балансам, предложил мне сам глава Госкино Филипп Ильенко.
Без лишних предисловий и без купюр - подробный рассказ о том, как в Госкино требовали опровержения, и чем все это закончилось.
Главу Госкино я застала в процессе переговоров, которые послужили опровержением номер раз
Творческая группа мультфильма «210 добрых дел», одного из проектов-победителей конкурса кинопроектов, заявила о своем бесстрашии
- Во-первых, мы воспользовались предложением инициативы #КіноКраїна. И ничуть не испугались аудита - на самом деле мы успешно прошли аудит в независимой компании BakerTilly.
- Что значит успешно прошли?
- Значит, что мы предоставили для аудита все требуемые документы, и ожидаем вердикта. То есть находимся в переговорах с инициативой.
- Кроме того, - добавил Филипп Ильенко, - В переговорах с #КіноКраїной находятся и другие фильмы - «Йом-Киппур, или Судный день», «Вариант Маркони», «Максим Оса», «Толока», «Команда Г», «210 добрых дел» и «Урсус. Бурый медведь». Последний уже даже получил поддержку от инициативы - «Медиа Группа Украина» дофинансирует этот проект. Так что никто ничего не боится, и мы требуем опровержения этой ложной информации.
Как и того, что информации о тратах Госкино нет: у Министерства финансов есть специальный сайт, на котором публикуется каждая платежка из казначейства, так что поиск этой информации - вопрос умения пользоваться интерфейсом ресурса. Так же есть «Вестник госзакупок». Это абсолютно открытая информация. Мы сейчас публикуем по каждому проекту, с которым подписываем соглашение, фото и подробности, оглашаем суммы договоров. Покажите мне другое госучреждение, столь же прозрачное в своей деятельности.
- Вопрос же не в том, чтобы сравнить Госкино с другими госучреждениями. Вопрос в том, чтобы получить вменяемую базу данных по всем проектам - сколько денег было выделено, кому и на что потрачено. Если проект заморожен, то на какой стадии, почему и когда планируется разморозка.
Дальнейшая беседа с главой Госкино была более чем предметной - по каждому проекту из актуальной программы производства
- Все незавершенные проекты находятся в этой актуальной программе, и о статусе каждого из них я готов рассказать.
«Йом-Киппур» режиссера Виктора Греся - долго не выпускался, договор на него подписала еще моя предшественница, но деньги не выделялись. Этим летом мы смогли перечислить им деньги, они зашли в подготовительный период, затем мы на месяц продлили им сроки подготовки. Но потом заболел режиссер - Гресь уже немолод. Теперь, очевидно, в связи с сезонностью календарный план будет изменен. «Иллюзия» не запускается, потому что студия Довженко не смогла предоставить документы, подтверждающие, что у них закрыты долговые обязательства по зарплате.
«Хроникально-документальные фильмы» - тут есть два замороженных проекта, и мы с ними ничего не можем сделать. Договоры на них были подписаны еще предшественниками моих предшественников.
- Почему заморожены? Не смогли найти других инвесторов?
- Там нет других инвесторов, это 100% государственное финансирование. Но мы не можем исключить эти фильмы из программы производства - только в судебном порядке.
- Несмотря на это, они выиграли в 7 конкурсе 100% госфинансирования на 4 проекта?
- Да. Экспертная комиссия выставила этим проектам высокие баллы.
- Выходит, невыполненные обязательства по двум замороженным проектам не мешают им подаваться на конкурс и получать финансирование?
- Госкино не определяет само по себе, кто получает финансирование - это задача Экспертной комиссии.
Далее, «Укранимафильм» - все фильмы находятся на стадии подписания договоров. Все предыдущие проекты мы дофинансировали и успешно закрыли.
- «Президент фильм» - седьмой питчинговый отбор, договор пока не подписан. «Пронто фильм» - это продюсеры фильма «Поводырь». «До дiдька» закончится на финальной стадии производства - на постпродакшене, думаю, этой зимой будет выпущен. Остальные фильмы: мы готовимся к подписанию договоров согласно Процедуры госзакупки - мы имеем право подписать договор только после успешного ее прохождения. Единственное, «Бабин яр» в этом году подписан не будет, потому что Сергей Лозница еще не собрал финансирование у иностранных продюсеров и попросил отложить проект.
«Новаторфильм» - производство «Профессионалов» завершено, остальные два фильма были закончены.
«Никита Кожемяка» - долгий и сложный проект, они заменили режиссера на человека, с которым у нас уже есть опыт успешного сотрудничества.
- Что было с предыдущим режиссером? Произволство проекта длится 8 лет, и уже никто толком не понимает, что на нем происходит.
- Давайте вернемся к этому вопросу потом. Проект «Тепер я буду любити тебе» завершен, 31 декабря выходит в кинотеатры. «Люксембург» - новый проект Слабошпицкого, договор недавно подписан.
«Инспирейшн филмз» - договоры были подписаны только полторы недели назад, и денег по ним Госкино еще не платило.
- «Моя бабушка Фанни Каплан» находится на финальной стадии постпродакшена. «Выиграть все» и «Ржака» - только подписали договоры и начинаем работу.
«Татофильм» - еще не подписаны договоры ни по одному проекту.
- Это второй конкурс - фильм «Одесса», копродукция. Что происходит с проектом, который так долго не может запуститься?
- Значит, там пока нет второй половины финансирования, пока не нашли. Мы не можем их вычеркнуть. Для того, чтобы мы их исключили из программы, нужно, чтобы они написали заявление и сами отказались - либо выиграть у них суд. Но только тот факт, что они стоят в программе производства, не значит, что мы их финансируем - мы не перечисляем им деньги.
Например, с проектом «Узкоколейка», о котором вы писали, было именно так - украинский продюсер фильма написал официальный отказ от работы над этой картиной в связи с позицией режиссера Ивана Охлобыстина, и фильм был исключен из программы.
Далее, «Чудове чудовисько» - подписан договор неделю назад.
«ДАУ» - мы подали на продюсера в суд в связи с пропуском сроков исполнения. Это долгая юридическая история, и заняла какое-то время - мы должны заплатить судебный сбор, а для госучреждения это сложная процедура. Приходите, если хотите, на заседание - они у нас открытые.
Затем, «Їжатець» - это копродукция, в которой мы - миноритарии, 12%. Это проект известного сербского режиссера Срджана Драгоевича, он пока собирает оставшееся финансирование, так что проплат по этому проекту еще не было.
«Дом слова» - игровой, не запускаем пока, продюсеры ищут инвестора, а документальный - запускаем.
«Поминальная молитва» - интересная история. Мы по этому фильму больше денег не перечисляем, но фильм разморожен, так как нашелся частный инвестор. Лерт - фамилия режиссера, Карповский - инвестора.
«Мишко» - проект Натальи Гузеевой, человека, который придумал «Капитошку» и «Петрика Пяточкина» - это к слову о том, что мы даем деньги неуспешным режиссерам или авторам сценария.
«Кавказский бурый медведь» - деньги дала именно #КіноКраїна, в лице «Медиа Группы Украина». «Изи» - недавно подписан договор на производство. «Урсус» для нас был особенной проблемой, так что слава богу.
- Почему «Урсус» был проблемой?
- Мы должны были перечислить деньги в феврале 2014-го, а перечислили - в августе. Курс был, как вы понимаете, совсем другой, а копродукционный договор - в евро. А вы спрашиваете, почему производство останавливается.
- Это очевидные риски для копродукционных проектов, но ведь украинские фильмы считаются в гривне?
- Но инвесторы все равно в уме считают в валюте.
- Далее, «Вариант Маркони» - многострадальный проект, в котором трижды менялся режиссер, а сейчас меняется творческая концепция. Там появился новый частный инвестор, который дает деньги на спасение проекта, и они ведут переговоры с инициативой #КіноКраїна. «Гнездо горлицы» - у вас неверная информация, фильм готов к постпродакшену, и на пост есть финансирование. Я вчера смотрел rough cut и могу подтвердить, что фильм отличный. «Тарази. Прощание с пустыней» - договор еще не подписан.
- Этот проект - к вопросу, который я тоже поднимала. Он выиграл конкурс как проект к 200-летию Тараса Шевченко, но до сих пор даже не запушен в производство.
- Там был продюсер из Казахстана, с которым в итоге не сложилось. Но не думаю, что Тарас Григорьевич потерял свою актуальность в связи с тем, что 200-летие прошло.
- Проблема, с моей точки зрения, не в актуальности - фильм выигрывает творческий конкурс кинопроектов по «квоте», скажем так, потому что привязан к определеной теме. Потом продакшен не может выполнить свои обязательства, и «квота» вроде как сгорела. Но это не мешает продакшену выигрывать другие конкурсы и получать финансирование на фильмы.
- Многие проекты не укладываются в сроки по разным причинам. «Червоний» стал копродукцией с Литвой, к нему подключилась Одесская киностудия.
«Подорож» и «Украинская символика» - вот только подписали договоры.
«Сота синема груп» - по всем проектам суды, большинство из них мы проиграли, но фильмы до сих пор в программе, потому что продюсер не сдал нам исходники.
«КрайКинема» с проектом «Носорог» - это фильм режиссера Олега Сенцова. Думаю, понятно, почему проект заморожен.
«Бобот» - запускаем фильм, готовимся к подписанию договора.
«Толока» - проект остановился, потому что инвестор не исполнил свои обязательства. Против него был выигран суд, но обязательства все равно не исполнены. Было решение Верховной Рады о дофинансировании проекта за счет государства, сейчас Постановление на согласовании в госорганах - это долгий и сложный процесс. Кстати, компанию я продал - до того, как меня назначили главой Госкино. У меня никакого конфликта интересов.
«Шлях мерця» - запускаем, скоро будет пресс-конференция по поводу подписания договора. Не запускали до этого, потому что не могли найти вторую половину финансирования - сейчас же нашли польских копродюсеров.
«Свиньи» - не знаю, почему этот проект был не запущен моими предшественниками, мы только подписываем договор. Единственное что в проекте сменился режиссер - Сауткин работает над фильмом «Максим Оса», поэтому на «Свиньи» нашли нового режиссера-дебютанта.
«Степне» Марины Вроды - очень хотим запустить, но пока никак не подадут нам необходимые документы по второй половине финансирования. В этом проекте поменялся продакшен - «Директория кино» отказалась от фильма, но Марина решила продюсировать его самостоятельно.
«210 добрых дел» - мы проговорили судьбу этого проекта. О «Сторожевой заставе» вам должно быть известно и без меня.
«Максим Оса» - материал фильма очень хороший, а срок производства переносился в связи с сезонностью съемок, и в связи с недоступностью для съемки иностранного актера - то есть по причинам, от нас не зависящим. Финансирование же фильма проводится, и со своей стороны продюсеры тоже ведут переговоры с инициативой, но без нас, напрямую. Мы заинтересованы в том, чтобы фильм был сделан хорошо, поэтому готовы способствовать во всем, чтобы вывести фильм из консервации.
«Команда Г» - тоже проект, по которому у нас была встреча с #КiноКраiной.
«Форт-пост» - проекты пока не запущены.
- «Клиент» скорее всего запускаться не будет - произошла творческая ссора режиссеров и продюсера, конфликт, который мы не смогли решить, а Экспертная комиссия не согласна на замену режиссера на проекте.
«Казка старого мельника» находится на финальном этапе постпродакшена, скоро будет сдан.
«Канарка» только запускается, 100% финансирование государства. Я не знаю, почему проект не запускали мои предшественники, можете спросить у них.
«Франко-украинская революция» - у нас скоро будет встреча с продюсерами и будем решать, что делать с этим фильмом.
«ТирФильм», «Триплан» и «Фест-земля плюс» - у нас с этими компаниями суды, работает исполнительная служба.
- Вот, кстати, о продакшене «Т.Т.М», с которыми вы встречаетесь вскоре - их проект выиграл «тематический» конкурс, но не был произведен. Однако речь о производстве других фильмов все еще на повестке дня.
- Их проект к 1015-летию Крещения Руси был исключен из программы производства Коллегией Министерства культуры Украины. Госкино не имеет никакого влияния на это решение, увы. Мы предлагали проект вернуть, но за формирование программы мы тоже не отвечаем, как и не имеем влияния на Экспертную комиссию.
- В 7 конкурсе «квота», она же тема, была бессрочной - «Подвиг героев, которые отдали жизнь за Украину». Но в 8 конкурсе вы снова объявили темы, посвященные годовщинам - 100-летия провозглашения УНР в 1917 и 100-летия боя под Крутами 1918. Это не слишком оптимистично?
- Еще 2 года, что-то можно успеть сделать.
- Из них несколько месяцев - на проведение конкурса и год - на выполнение Процедуры госзакупки, так что в сухом остатке - меньше года на производство собственно фильма.
- Все равно мы не можем обойти стороной эти темы, нужны проекты, которые посвящены этим событиям.
- Вернемся тогда к вопросу, с которого все начиналось. Я не обвиняла Госкино в том, что договоры не подписываются или программы не исполняются. Я спрашивала, почему нет системной информации о проектах-победителях - платежах и сроках выполнения проектов.
- Производственный отдел подготовил таблицу со всей релевантной информацией по этому вопросу.
- И второй вопрос: почему продакшены, имеющие историю невыполнения обязательств по предыдущим проектам, получают финансирование на следующие?
- Во всем мире, а не только в Украине, продакшены могут собирать деньги на проект по три года, по пять лет. То, что проект числится, как замороженный, иногда значит только то, что продюсер продолжает искать инвесторов для копродукции. В таком поиске очень важно, чтобы у продюсера была безоговорочная поддержка со стороны своей страны. Посмотрите на Лозницу - «Бабин яр» стоит у нас в программе, но в этом году денег на него перечислять не будут, потому что поиски инвесторов продолжаются. При этом для иностранных партнеров есть гарантия, что Сергея Лозницу поддержала родная страна. И называть это «Госкино поддерживает неуспешных режиссеров» - как минимум некорректно.
- Не нужно передергивать. Я не берусь оценивать уровень или успешность режиссера, сценариста и вообще творческую часть конкурса - это вопрос к экспертам и критикам. Однако оценить успешность продюсера и его продакшена просто - достаточно взглянуть на историю произодства: были ли проекты завершены в срок и в рамках бюджета, пользовались ли они успехом у массового зрителя или на фестивалях.
- Во-первых, я уже упоминал, что выбирает, кого финансировать, не Госкино, а конкурсная комиссия. Хотите - верьте, хотите - нет, но я не имею влияния на ее решение. Посмотрите на состав: думаете, у меня есть возможность влиять на Халпахчи, на Минзянова, на Дончика? А в программу мы потом включаем тоже не сами, а по согласованию с коллегией Минкульта, на основании того, сколько есть средств на год. Мы специально 7 конкурс так долго не включали в программу - ждали внесения в Госбюджет изменений, и того, что нам выделят деньги.
- Эта стратегия сработала?
- Да, мы смогли запустить больше фильмов благодаря этому, и это хороший месседж - запускается в производство много фильмов. К тому же нас интересует не только продюсер - нас интересует качество проекта, возможность дать шанс режиссерам-дебютантам и много других аспектов. Прежде чем получить деньги от государства, поверьте, продюсеры должны пройти кучу бюрократических процедур, справок, аудиторских выводов. А за неисполнение обязательств перед государством - не финансовая или хозяйственная, а уголовная ответственность.
Продюсер, который смог закончить в таких условиях один полный метр - пускай даже и не в срок - герой. Это сложнее, чем в космос полететь. И после этого читать про себя, что Госкино - откатная контора, мы все - воры, и откаты у нас - 50%. А также что все фильмы, которые мы поддерживаем, проваливаются в прокате.
Мне вот буквально на днях принесли свежую статистику - в Украине сейчас 444 зала. Как в таких условиях можно прокатать фильм на украинскую аудиторию, чтобы он был в прокате успешным? Даже если талантливый фильм, отличная история, нормальное промо - прокатить фильм успешно невероятно сложно. Вот посмотрите на «Поводыря» - 16 млн грн стоимость производства (тогда это было $2 млн), и 2,5 млн грн вернулись Госкино, когда это - $100 тыс. Дистрибуторы не хотят брать украинский фильм, потому что украинский фильм для него - геморрой, кинотеатры снимают его через три недели, еще и обманывают продюсеров, и не делают промо так, как размещают, например, промо для Голливудского мейджора. Телеканалы до прошлого года приходилось чуть ли не рейдерить, чтобы они показали трейлер украинского фильма в эфире.
Так что эти продюсеры - святые люди. И вы можете долго троллить, сравнивая «неуспешных» продюсеров с «успешными», которые якобы сняли прокатное успешное кино. Какие? Продюсеры «Незламной» или «Поводыря»? Ничего они без Госкино не сняли, пока Украина не дала денег. И не потому эти фильмы начали снимать, что #КiноКраiна дала деньги, при всем моем уважении к инициативе, а потому, что Госкино дало деньги, и ни в какой прокат бы они без Госкино не вышли.
А вот и информация по финансированию каждого проекта:
Вот такой отчет в цифрах мне предоставили в производственном отделе Госкино - вся информация о госзакупках в сфере кинематографа. И хотя причислять продюсеров к лику святых только за то, что они делают свою работу, я пока не собираюсь, вопрос, где вся информация о расходах Госкино, снимается.
Что ж до решений Экспертной комиссии и проектов, которые не могут быть произведены, потому что не могут быть произведены - выводы за вами. Одного не пойму, почему в моем вопросе о неэффективном выделении финансирования усмотрели месседж «Госкино - откатная контора», да еще и с конкретными процентами?
Фото Кирилла Авраменко