]
Facebook LiveJournal Twitter

Кто виноват? И что делать с монополией российских телеканалов в кабельных сетях Украины

11:00 27.01.2016 14

Как кабельные провайдеры относятся к украинским вещателям, которые не входят в Универсальную программную услугу, я вам недавно рассказывала. Кабельщики работают с отечественными вещателями по принципу «плати и будешь в кабельной сети», и в последнее время даже начали играть в открытую (как, например, «ВОЛЯ»). Меня же всегда интересовали нюансы взаимоотношений кабельных провайдеров с платными иностранными каналами: им кабельщики платят, а украинским вещателям  нет. Конечно, иногда это вызывает у провайдеров негодование, но деваться некуда – платят все.

Пришло время поговорить о том, как устроен рынок платных каналов в Украине, почему кабельные провайдеры готовы платить иностранным вещателям, но не готовы платить украинским, и как российские платные телеканалы собирают урожай в нашей стране.  

Платные телеканалы, доступные в Украине, можно разделить на десять с лишним тематических групп. В общей сложности в них входят около 90 вещателей, борющихся за внимание зрителей украинских кабельных сетей.

Начнем с международных групп:

1) американская группа Discovery Communications предлагает украинскому рынку 10 своих каналов: Discovery Channel, Discovery Science, Discovery World, Discovery HD Showcase, Animal Planet, ТLC, ID Xtra, DTX и спортивные Eurosport 1,2;

2) шведская группа MTG (спутниковый провайдер «Виасат»), которая готовится к продаже россиянам, также представлена 10 вещателями: TV1000, TV1000 Русское кино, TV1000 Action, TV1000 Megahit, TV1000 Comedy, TV1000 Premium, Viasat History, Viasat Explore, Viasat Nature, Viasat Sport;

3) американская группа Fox International Channels (FIC) предлагает 5 телеканалов: Fox Life, Fox Crime (экс Fox), National Geographic Channel, National Geographic Wild,  Baby TV (на других рынках представлена также каналом FX); 

4) американская группа Sony Pictures Television (SPT) – 3 телеканала: Sony SCI-FI, SET, Sony Turbo;

5) американская группа Viacom Media (с нидерландской пропиской) представлена на рынке телеканалами Nickelodeon, Nick Junior, MTV (несколько версий), VH1 и The Movie Channel (TMC);

6) американская группа Scripps Networks представлена тремя каналами: Travel Channel, Food Network, Fine Living;

7) американская группа Turner – 3 телеканала: CNN, Cartoon Network и Boomerang;

8) в британскую группу SPI входит 8 вещателей: Filmbox, Filmbox Arthouse, Docubox HD, Fightbox HD, Fast&Fun Box HD, Fashionbox HD, 360 Tunebox, Erox;

Также на рынке СНГ до начала прошлого года работала американская группа Universal Networks International (Universal Channel, Syfy, E! Entertainment, DIVA Universal, Telemundo, Golf Channel, 13th Street Universal, Studio Universal и The Style), ушедшая с российского рынка, и, соответственно, с рынка всего СНГ. Из пула вещателей сейчас доступен только новостной канал группы CNBC. Также на рынке СНГ работает группа каналов A+E Networks (входит в группу Disney-ABC), представленная каналом HISTORY, на других рынках доступны также каналы A&Е и Lifetime.

Российские группы телеканалов:

1) российская группа тематических вещателей «Ред Медиа» (входит в «Газпром медиа») представлена 12 каналами: «365 дней ТВ», HD Life, «ТВ-Бульвар» (STV), «Авто Плюс», «Боец», «Индия ТВ», «Комедия ТВ», «Кухня ТВ», «Ля-минор», «МНОГО ТВ», «Мужское кино», «Русская ночь» (эротический, пока не адаптированный); также в «Газпром медиа» входит группа платных каналов «НТВ+»: «Наше кино», «Премьера», «Новое кино», «Кинохит», «Киноклуб» и другие;

2) российская группа «Цифровое телесемейство Первого канала» (структура российского «Первого канала») предлагает украинским кабельщикам 7 телеканалов: «Дом Кино Премиум», «Дом Кино», «Время», «Телекафе»,  «Музыка Первого», «Бобер» и «Карусель» (до 2010-го – «Теленяня»);

3) российская группа «НКС Медиа» (собственник – «Ростелеком») представлена 7 телеканалами: «Совершенно секретно», «Парк развлечений», «Мать и дитя», «24Техно», «24Док», «Настоящее страшное телевидение» и «Настоящее смешное телевидение».

4) российская группа Inter TV с британской пропиской предлагает 6 телеканалов: RTVi, «Наше кино», «Детский мир», «Телеклуб», «Мир сериала», «Шансон-ТВ»;

5) российская группа «Контент Юнион» (КЛУБ100) также предлагает 6 телеканалов: АВТО24, «Детский», «Еврокино», «Русский Иллюзион», «Иллюзион+» и «Zоопарк».

При всем разнообразии иностранных вещателей в кабельных сетях Украины хорошим смотрением, судя по данным «ВОЛИ», могут похвастать всего несколько: канал американских сериалов Fox; детские Cartoon Network, Nickelodeon и «Карусель»; познавательные Discovery Science, Animal Planet, Nat Geo и Nat Geo Wild. Среди абонентов «Триолана» популярные также киноканалы «Виасата» – TV1000 East,  TV1000 Action East и TV1000 Русское кино. 

Затраты на западные телеканалы

Как устроен бизнес на платных каналах? Группы  каналов Discovery, MTG, Fox и Universal продают телеканалы самостоятельно (в основном через свои московские представительства) на все страны СНГ. Остальные – работают через украинских дистрибьюторов: каналы «Цифрового телесемейства Первого канала» и «Контент Юнион» продает компания «Торсат» (входит в группу «Интер»), Sony Pictures Television (SPT) – компания «BEATMEDIACOM»,  оставшиеся – днепропетровский дистрибутор «Сонар» Алексея Пигина и Владимира Сосницкого. Последнего можно считать монополистом: компания также занимается распространением других платных телеканалов, которые не входят в группы (в том числе российский «Дождь»). «Сонар» и другие дистрибуторы работают с иностранными каналами на стандартных условиях – 15-25% от сделок с провайдерами.

Чтобы понять, сколько провайдеры кабельного телевидения ежегодно тратят на иностранные вещатели, я опросила экспертов рынка, назвавших сумму 150-180 млн грн в год. Диапазон большой, поскольку точный доход каналов высчитать сложно: из-за девальвации гривны некоторые группы иностранных вещателей пошли на уступки.

Лидер по сборам – группа Discovery Communications, зарабатывающая на дистрибуции своих каналов в Украине, по мнению экспертов, 80 млн грн. Этим недовольны кабельные провайдеры: и без того высокие цены на телеканалы группы постоянно растут с курсом доллара. Доходы главного конкурента группы Discovery – MTG – опрошенные мной эксперты оценили примерно в три раза меньше, назвав сумму 30 млн грн. Столь ощутимую разницу на рынке объясняют лояльностью компании к кабельным сетям. Доходы других групп – Fox, Universal, Viacom, Scripps и SPI – называют скромными, в диапазоне 3-8 млн грн у каждой. Сторговаться помогает также ультранишевость вещателей.

Информация о доходах российских вещателей оказалась куда любопытнее. Пять российских групп платных каналов – «Ред Медиа» и «НТВ+», «Цифровое телесемейство Первого канала», «НКС Медиа», Inter TV и «Контент Юнион» – уносят с украинского кабельного рынка 70-80 млн грн ежегодно (с учетом комиссии дистрибутора). Большая часть суммы – примерно половина средств (35-40 млн грн) – достается каналам «Ред Медиа» и «НКС медиа». Их ценовая политика отличается лояльностью к провайдерам: группы готовы продавать телеканалы по скромным расценкам, несмотря на курсовые колебания, делая приличные скидки (20-40%) обладателям большой абонентской базы. Естественно, кабельные провайдеры с радостью идут на сотрудничество с российскими группами.   

Как я вам уже рассказывала, по данным Госстата, на абонентах кабельщики зарабатывают 1,5 млрд грн. То есть на оплату трансляции иностранных телеканалов они тратят не больше 15% этой суммы. Но если в кабельщиков есть 70-80 млн грн на российские кабельные телеканалы, то почему бы не начать платить за украинские вещатели? Спутниковые телеканалы–пустышки не нужны кабельщикам и даром, что вполне понятно. Но 16 украинских вещателей, входящих в Универсальную программную услугу, кабельщики транслируют бесплатно. А ведь именно эти вещатели формируют 50% телесмотрения абонентов кабельного ТВ. То есть самые рейтинговые каналы достаются провайдерам бесплатно, а за непопулярные вещатели им приходится платить весьма внушительные суммы…

Предлагаю рассмотреть ситуацию под другим углом. Я вам уже рассказывала, что каждый украинский спутниковый телеканал тратит на качественное кабельное покрытие в городах 50 тыс.+ примерно 5-15 млн грн. Каналов, для которых кабельное покрытие важно, у нас свыше 30-ти. Таким образом, дополнительный заработок провайдеров колеблется в пределах 150-450 млн грн. На рынке меня заверили, что можно говорить о твердых 200 млн грн, дополнительно собранных с украинских телеканалов. И получается, что эти деньги кабельщики тратят на трансляцию в своих сетях иностранных телеканалов (в первую очередь российских)?   

Изменить ситуацию может регуляция платных  иностранных телеканалов. За последние 1,5 года кабельные сети покинули 24 запрещенных российских телеканала. В первую очередь запрет коснулся вещателей с пропагандистскими новостями: «Первый канал», «Первый канал. Всемирная сеть», «Россия-1», «РТР-Планета», «Россия 24», НТВ, «НТВ-Мир», ТVCI («ТВ Центр»), «5 канал», «Звезда», РЕН ТВ, Life News, Russia Today, РБК-ТВ, российская версия Euronews. Также из-за программ о российской армии под запрет попал канал «Оружие»; из-за вольного тактирования прошлого Украины – канал «История»; из-за вступления в действие закона о запрете российских сериалов – «Дом кино»«Много ТВ», «Русский Иллюзион», «Феникс+кино», «Комедия ТВ»; из-за присутствия в эфире запрещенных украинском законодательством викторин – канал «Иллюзион+». Еще один российский телеканал «Знание» (ранее «Школьник») прекратил вещание в марте 2014-го, но только летом 2015-го был исключен из списка адаптированных.

Из российских информационных каналов украинскому зрителю кабельного ТВ доступны только RTVI и «Дождь», причем последний идет в оригинальной версии с иностранной рекламой, которая запрещена. До сих пор неадаптированными остаются популярные российские телеканалы ТНТ и СТС. Поговаривают, неспроста: против их адаптации выступили украинские телегруппы, купившие права на контент этих каналов на территории Украины. Впрочем, учитывая закон о запрете российской телепродукции, этот вопрос уже не актуален. 

Сказать, что запрет 23 российских вещателей сильно повлиял на общий список иностранных телеканалов, нельзя. Всего в адаптированном списке Нацсовета по состоянию на сегодня значатся 194 иностранных телеканала. У 60-ти из них – российская прописка, еще около 20-ти продемонстрировали регулятору лицензии, полученные в Европе. Так что по-настоящему европейских каналов в списке не так много. Например, российская группа «НКС Медиа», предъявила украинскому регулятору кипрские лицензии своих вещателей, а российская группа Inter TV – британскую регистрацию.

Нероссийских каналов в списке – всего 40, они вещают на иностранных (не русском) языках. На украинский язык контент дублирует всего три телеканала: британский религиозный EWTN, немецкий Da Vinci learning (80% эфира) и французский Euronews (из-за группы «Интер», которая владеет украинской лицензией). Причина непопулярности адаптации телеканалов на украинский язык проста: телеканалы транслируются на территории России, стран СНГ, Балтии и Казахстана, где у телезрителей кабельного и спутникового ТВ нет проблем с пониманием русского, а создавать локальные языковые версии для каждой из стран СНГ весьма затратно. Проще содержать офис в Москве и потратиться на одну версию, адаптированную на русский язык и понятную в 15 странах региона. 

Нацсовет, конечно же, в курсе положения российских платных телеканалов в кабельных сетях Украины, а тому обещает больше не пополнять список адаптированных иностранных телеканалов вещателями из России. А также жестко контролировать уже адаптированные вещатели на предмет нарушений законов о запрете российского продукта и иностранной рекламы. При этом треть адаптированных вещателей, как ни крути, имеют российскую прописку, с чем регулятор ничего не сможет сделать. Ситуация складывается не в пользу регулятора, но стоит учитывать, что появились эти 60 российских вещателей в адаптированном списке из-за спроса со стороны кабельных сетей (и кабельщики им платят, несмотря на близкие к нулю рейтинги и далеко не всегда высокое качество контента). Украинским же вещателям остается лишь надеяться на лучшее – кто знает, возможно, в будущем ситуация изменится.

На этом разговор о рынке платных телеканалов не окончен – в ближайшее время расскажу вам о противостоянии кабельщиков с группой Discovery и ее ценами на каналы. Эта история поможет вам понять, на что готовы кабельщики и, возможно, спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Фото - bibliolujaika.blogspot.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости партнёров:

Loading...