Кино и депутаты. Кто, как и почему голосовал за государственную поддержку кинематографа
Какой бы общественно полезной ни была тема законопроекта, голосование за него обязательно станет поводом для взаимозачетов под ковром парламентской борьбы. Отличной иллюстрацией этого тезиса стало рассмотрение альтернативных законопроектов о государственной поддержке кинематографа, состоявшееся на прошлой неделе в Раде. За основу в первом чтении был принят законопроект, предложенный инициативой #КіноКраїна. Но эпопея с будущим законом далеко не завершена - предстоит еще внесение всевозможных правок и второе чтение. Судя по всему, у индустрии нет уверенности в том, что жизненно необходимый закон таки будет принят, поэтому я решила повнимательнее присмотреться к голосованию в первом чтении. Хотя бы для того, чтобы понять - кто и почему против.
Но для начала - немного предыстории.
Летом 2015 года представители киноиндустрии в лице почти всех крупнейших продакшенов, телегрупп и даже Госкино впервые в истории независимой Украины отложили в сторону разногласия (по крайней мере, постарались) и создали инициативу #КіноКраїна. Первым пунктом повестки дня вынесли разработку основополагающего закона, который внес бы толику здравого смысла в разброд и шатание много лет возрождающегося, да все никак окончательно не возродившегося украинского кино.
Пока игроки индустрии, которым, собственно, с законопроектом дальше жить, определялись, какой путь к консенсусу самый прямой, народные депутаты выступили с собственным предложением - Николай Княжицкий и его законотворческий коллектив внесли на рассмотрение проект №3081 «О государственной поддержке кинематографии». Кинематографисты ненадолго зависли в недоумении, а потом устроили очную ставку Княжицкому и #КіноКраїне, о чем я вам в свое время рассказывала. Тогда общественное слушание постановило найти компромисс и привести оба проекта к общему знаменателю. Но не тут-то было: другая группа депутатов, в лице Елены Кондратюк, Остапа Семерака, Игоря Грынива, Ольги Черваковой, Ирины Подоляк и Александра Абдуллина внесла третий альтернативный законопроект о государственной поддержке кинематографа - двух, видимо, показалось недостаточно.
К 28 января 2016 года, когда в Верховной Раде наконец вынесли рассмотрение вопроса поддержки кинематографа, законопроекта снова осталось два - №3081-д (согласованное предложение инициативы #КіноКраїна и нардепов Николая Княжицкого, Сергея Таруты, Марии Матиос, Виктора Еленского и почему-то снова Ирины Подоляк) и №3081-1 (проект Кондратюк и коллег).
Голосование за альтернативные проекты происходило следующим образом: поначалу «собрать зал», то есть склонить на свою сторону 226+ депутатов, не удалось никому. №3081-1 получил 94 голосов за, 4 - против (а именно, Дроздик О.В. из «Народного фронта», внефракционный Безбах Я.Я., а также Бакулин Е.М. и Папиев М.Н. из «Оппозиционного блока») и 121 воздержались (например, фракция Радикальной партии Олега Ляшко, за исключением Витко А.П. полностью отказалась голосовать, не имела своего мнения по проекту и группа «Партия «Возрождение»). Первое голосование за №3081-д тоже прошло непросто: проект почти «собрал зал», набрав 222 голоса в свою поддержку, и один голос «против» от Михаила Папиева из «Оппоблока», который, видимо, против закона о поддержке кинематографа в принцие, независимо от текста.
читайте также
Со второй попытки принять один из проектов за основу в первом чтении №3081-д набрал необходимые 234 голоса «за». Но не во всех фракциях и блоках закон оказался одинаково популярен. Немного статистики: против законопроекта проголосовали 2 депутата, оба из «Оппоблока» - все те же Михаил Папиев и Евгений Бакулин. В целом парламентская фракция «Оппоблока» в принципе отказалась поддерживать любой из законопроектов - остальные депутаты либо воздержались, либо не голосовали, хотя и присутствовали.
Но не только «Оппоблок» был против голосования по проекту о государственной поддержке кинематографа. Депутатская группа «Партия «Возрождение» от голосования тоже воздержалась. Практически проигнорировали законопроект и депутаты из фракции «Самопомощи» - на 5 проголосовавших «за» пришлось 12 «воздержавшихся». Чем этим депутатам в массе своей не угодил законопроект, авторам еще предстоит выяснить.
Не менее любопытна следующая подробность: народные депутаты Николай Княжицкий и Сергей Тарута за проект, соавторами которого числятся, не голосовали. Неужто из природной скромности? А другие соавторы Мария Матиос и Виктор Еленский на голосовании вообще отсутствовали. При этом авторы-конкуренты Елена Кондратюк, Остап Семерак, Ольга Червакова и вездесущая Ирина Подоляк поддержали законопроект №3081-д.
Внимание, вопрос: почему «Оппоблок» выступил против государственной поддержки кинематографа? Может, их смущает норма о балльной системе определения национального фильма (если вспомнить, на каких телеканалах представители «Оппоблока» чаще всего получают эфирное время?..
С депутатами из «Возрождения» еще интереснее. Пока я раздумывала, почему родственная Плюсам группа нардепов без энтузиазма отнеслась к законопроекту о поддержке кинематографа, представители индустрии написали депутатам письмо, среди подписантов которого неожиданно оказалась и «1+1 медиа». Стоит понимать, что во втором чтении «Возрождение» проголосует «за»?
И еще кое-что не дает мне покоя. Почему голосование законопроектов о поддержке кинематографа назначили на то же время, что и скандальное внесение изменений в Регламент Верховной Рады? Совпадение? Ну и наконец, откуда в медиаполе пошла дезинформация о том, что распространенная в мировой практике notice-and-takedown процедура, призванная бороться с пиратством - это якобы новая итерация «диктаторских законов 16 января 2014 года» и внедрение цензуры?
Ответы на эти вопросы обязательно нужно получить до второго чтения.
Фото - liveinternet.ru