Запрет на российские сериалы: телеканалы нарушили на миллион, но штрафовать некому
Законы созданы для того, чтобы их нарушали. Особенно если законы эти не самым лучшим образом выписаны. В такую правовую коллизию попали украинские телегруппы и госструктуры, отвечающие за имплементацию и исполнение закона Николая Княжицкого и Владимира Денисенко о запрете российского контента и продукта с участием одиозных звезд.
В прошлом году за время действия закона – с июня по декабрь – Нацсовет насчитал 96 признаков случаев нарушения на восьми отечественных каналах. Таким образом, телеканалы суммарно могли раскошелиться на 2 млн грн. Но оштрафовать ни один из них не получилось, поскольку признаки нарушений, согласно закону, еще не являются нарушениями. К тому же до сих пор не утверждена норма о штрафах Госкино – органа, который полномочен взымать с телеканалов 10 минимальных зарплат за первый показ запрещенного контента и 50 минимальных зарплат за каждое последующее нарушение. Телегруппы при этом уверяют, что работают в правовом поле и нарушать не собираются, поскольку все силы брошены на собственное сериальное производство.
Норма о штрафах
После вступления закона в силу (4 июня прошлого года) порядок наложения штрафов почему-то застрял в Кабмине, что автоматически лишает Госкино возможности наказывать телеканалы за нарушения. Министр культуры Вячеслав Кириленко обещал решить вопрос в течение двух месяцев. Прошло восемь, но штрафовать телеканалы ведомство по-прежнему не может. По словам главы Госкино Филиппа Ильенко, документ давно прошел все ведомства и находится на регистрации в Минюсте. Причины задержки чиновник объясняет бюрократией.
Норма о штрафах разрабатывалась в Госкино. Как оказалось, проект документа был размещен на сайте Минкульта еще 19 ноября. Документ предусматривает наложение штрафа за трансляцию фильмов, пропагандирующих силовиков страны-агрессора и СССР, а также картин, в которых поддерживается агрессия против Украины. О наложении штрафов за трансляцию российских фильмов-сериалов, произведенных после 2014 года, и контента с участием персон из «черного» списка Минкульта, в проекте не говорится.
Впрочем, удивляться не стоит – по словам Филиппа Ильенко, все учтено: «Мы не собираемся игнорировать эти нормы. Как только закон заработал, мы полностью аннулировали прокатные удостоверение всех фильмов и сериалов, дата выхода которых – после 1 января 2014 года. Насчет списка: фильмы с участием некоторых персон (в частности, Пореченкова и Охлобыстина) мы лишили прокаток. Процесс был начат в августе 2014-го, и за это время ни один из телеканалов не решился оспорить это аннулирование».
Рассмотрим другие пункты нормы. Основанием для наложения штрафа будут два документа – протокол и постановление. Первый должен быть составлен и подписан уполномоченными работниками Госкино в пределах 10 рабочих дней с даты выявления правонарушения на основе официальных актов Нацсовета по результатам мониторинга. Постановление о конкретной сумме штрафа должно быть составлено Госкино в течение 5 дней. Собственно, именно постановление и есть документом о штрафе.
Работникам Госкино, конечно, не позавидуешь. Вся процедура выписывания штрафа выглядит так: протокол о правонарушении (на основе мониторинга Нацсовета) сотрудник агентства должен зарегистрировать в журнале в день его фиксации. Максимум – в следующий рабочий день. Журнал регистрации Госкино должно хранить пять лет. Протокол о правонарушении направляется телеканалу по почте в течение трех рабочих дней с даты его составления. При составлении протокола телеканал имеет возможность разъяснить свою позицию, явившись в Госкино.
С постановлением тоже не все так просто. Уполномоченный представитель Госкино в течение пяти рабочих дней со дня получения протокола и приложений к нему принимает решение о наложении штрафа, который оформляется в виде постановления. О постановлении Госкино объявляет каналу немедленно – копия документа может предоставляться виновнику сразу или отправляться на почтовый адрес в течение трех дней. Размер штрафа определяет чиновник Госкино. Штраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня получения телеканалом копии постановления. Телеканал может подать в суд, чтобы обжаловать штраф.
Напомню, закон позволяет Госкино взимать 10 минимальных зарплат за первый показ (13,8 тыс. грн) запрещенного российского продукта и 50 минимальных зарплат (70 тыс. грн после сентября) за каждое последующее нарушение.
Обнаружила я в документе и кое-что странное. Штраф, к примеру, может быть наложен «в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже, чем через год со дня совершения нарушения». Как это понимать, если в другом пункте этой же нормы прописано четкое ограничение: 10 рабочих дней на составление протокола и еще 5 дней на составление постановления? Филипп Ильенко не смог ответить мне на этот вопрос, поскольку не помнит текст документа наизусть.
Мониторинг Нацсовета
За семь месяцев действия закона Нацсовет насчитал 96 признаков нарушений на 8 телеканалах, которые были оформлены в 19 письмах, направленных в Госкино (мониторинг за январь готовится). Об этом мне рассказала замглавы Нацсовета Ульяна Фещук. Нарушителями оказались по два канала из четырех телегрупп: «Украина» и «НЛО TV» из «Медиа Группы Украина», ТЕТ и «1+1» из «1+1 медиа», «Интер» и НТН из «Интер медиа групп», ICTV и «Новый канал» из StarLightMedia. Типичных признаков нарушений, по словам Фещук, всего три: отсутствие выходных данных (обрезаны титры и копирайт), фальсификация выходных данных или присутствие на экране российских силовиков. Кто нарушал больше, а кто – меньше, Нацсовет рассказывать не хочет, так что имя главного «злодея» неизвестно.
Только за эти 96 случаев телеканалы, по самым скромным подсчетам, должны государству почти 2 млн грн. По самым скромным, поскольку реальная сумма штрафов могла бы быть куда больше, если бы Нацсовет фиксировал не целый сериал как одно нарушение, а составлял соответствующие акты на каждую серию.
Еще один важный нюанс: в актах Нацсовета фиксируются только «признаки нарушений». Это еще не нарушения, объясняет Филипп Ильенко, а потому могут не засчитаться. Закон четко запрещает продукт, выпущенный после 1 января 2014 года, но ничего не говорит о дате производства. Хотя между производством фильма-сериала и его выходом на экраны может быть большой перерыв.
Учитывая создавшуюся юридическую коллизию, вещатели нашли способ выкручиваться. «Для выдачи прокаток на новые российские фильмы или сериалы отечественные телеканалы предоставляют нам полную распечатку выходных данных, вплоть до прописанных сцен, где указан 2013 год производства. В титрах и копирайте по закону они должны указывать год первого выхода картины. Хотя сериал еще даже не выходил на экраны, мы видим в титрах 2013 год. Проверить эту информацию мы можем только через интернет-сайты. Механизм таких проверок не прописан, доказать нарушение невозможно. К тому же на этих сайтах даты выхода проекта могут молниеносно измениться – с 2014-го или 2015-го на 2013-й. То же касается и видео в YouTube.
Мы обратились к Виктории Сюмар, чтобы эту оплошность ликвидировать: на уровне законодательства должны быть прописаны четкие ограничение по дате производства, а не по дате первого выхода фильма», - говорит Филипп Ильенко.
«Черные» списки Минкульта
Еще одна норма закона Княжицкого-Денисенко предусматривает работу с «черным» списком артистов, поддержавших агрессию против Украины. Его составление, согласно закону, – сфера компетенции гуманитарного вице-премьера и министра культуры Вячеслава Кириленко, которому и подконтрольно Госкино. Список регулярно обновляется (сейчас в нем 83 артиста), но персоны попадают в него выборочно. Не знаете, почему?
С другой стороны, «черный» список Минкульта официально не зарегистрирован и юридически не действителен. О том, что он носит лишь ознакомительный характер, еще в декабре объяснял мне глава Нацсовета Юрий Артеменко. При этом за выяснение законности создания списка взялся «Оппозиционный блок» с которым связаны «Интер» и «Украина». Партия подала в суд на Минкультуры, превысившее, по мнению депутатов, свои полномочия. Да и СБУ с СНБОУ, которые помогали Минкульту в составлении, по мнению «Оппоблока», «не наделены законными полномочиями определять лица, которые могут угрожать нацбезопасности». По мнению экс-регионалов, большинство из 83 деятелей культуры включены в черный список «безосновательно». Список якобы «ограничивает права» телезрителей. В партии считают, что суд должен обязать министерство уменьшить количество запрещенных звезд. Суд обязал Минкульт предоставить на рассмотрение полный список вместе с копиями материалов, на основании которых звезды вошли в перечень.
В противовес «Оппозиционному блоку» высказываются активисты радикального движения «Відсіч»: список, по их мнению, нужно расширять. Они припомнили 600 российских артистов, упомянутых в историях с антиукраинскими заявлениями, и передали перечень (вместе с доказательствами) в Минкульт и СБУ. Еще дальше пошла группа украинских артистов (в частности, Олег Скрипка, Сергий Фоменко и Андрей Середа), выступающих за полный запрет всех российских артистов в украинском теле- и радиопространстве.
А что же телегруппы?
Неоспоримым остается факт, что вещатели стараются не нарушать закон Княжицкого-Денисенко, несмотря на его недостатки: бесконечно повторяют старые сериалы, на которых долго не протянешь, наращивают собственное производство и пытаются развивать индустрию в целом. Впрочем, происходящее в эфире телеканалов – совсем другая история, к которой мы с вами скоро вернемся.
Фото - vk.com