]
Facebook LiveJournal Twitter

Цензура для начинающих. Что такое «черный список» Минкульта, кто и за что в него попал?

11:58 29.02.2016 0

Накануне Круглого стола «Подход к формированию черных списков актеров и персон нон-грата» я вдруг поняла, что никто так толком и не объяснил - откуда этот список взялся и почему вокруг него столько шума. А идти на очную ставку в авторами (на мероприятие приглашены представители СБУ и Минкульта), не изучив матчать - опрометчиво. Пришлось мне заняться историей, методологией и «легитимностью» перечня лиц, угрожающих национальной безопасности Украины, самостоятельно. Результатами исследований по традиции делюсь с вами.

Что такое «Перечень лиц, угрожающих национальной безопасности Украины»?

Это документ, составленный Министерством культуры Украины и опубликованный на сайте ведомства, в который включены (на сегодня) 83 деятеля культуры. В самом документе указано, что список сформирован по подаче Службы безопасности Украины. Демонстрация в украинском телерадиопространстве любых передач с участием лиц, включенных в этот перечень, несет за собой «административную и другую ответственность согласно действующему законодательству».

Кто вообще придумал этот «черный список»?

Это инициатива законотворцев Николая Княжицкого и Вадима Денисенко, поданная в Верховную Раду еще в 2014 году, и утвержденная законодательно в 2015 году. 5 февраля прошлого года во время скандального (и очень путанного) голосования с внесением правок прямо в зале во время второго чтения Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно защиты информационного телерадиопространства Украины».

То есть «черный список» - это законно?

И да, и нет. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно защиты информационного телерадиопространства Украины» предусматривает создание «Перечня лиц, угрожающих нацбезопасности Украины», и предусматривает, что центральный орган исполнительной власти в сфере культуры - то есть Минкульт - должен формировать этот список, обнародовать его у себя на сайте, и обеспечивать его своевременное обновление. Закон Княжицкого-Денисенко внес соответствующую норму в Закон Украины «О кинематографии». Но Кабмин не внес соответствующие изменения в Положение о Минкульте, поэтому формально Вячеслав Кириленко немного поспешил.

Так что, Минкульт может кого угодно посчитать «персоной нон грата»?

Нет, закон Княжицкого-Денисенко обозначил, что Минкульт список только составляет и обновляет, а решать, кто угрожает нацбезопасности Украины, должны СНБУ, СБУ и Нацсовет. Существующий черный список составлен только по заявлению СБУ, как указано в самом документе, так что СНБУ и Нацсовет своим правом определить грозных деятелей культуры не воспользовались.

И нет, лица, включенные в «Перечень», не становятся буквально «персоной нон грата». Ст. 9 Венской конценции о дипломатических отношениях (1961) определяет, что любое государство имеет право в любой момент и без объяснения причин объявить персоной нон грата члена дипломатического корпуса - таким образом, отказать этому лицу в дипломатическом иммунитете. Ну, это был 1961, назревал Карибский кризис, и все дипломаты были шпионами по дефолтным установкам. В «Перечень» включены лица, которые не входят в дипломатический корпус, поэтому персоной нон грата формально не считаются.

Как СБУ и другие определяют «черносписочников»?

Собственно, об этом и пойдет разговор на Круглом столе. Ни Нацсовет, ни СНБУ нигде формально не обозначили, что у них есть порядок, список критериев или хотя бы общие принципы, по которым определяются лица, угрожающие национальной безопасности. Впрочем, они никаких обращений в Минкульт с фамилиями, насколько мне известно, не отправляли. Со своей стороны мне не удалось найти ни в Законе «О Службе безопасности Украины», ни в подзаконных актах, регулирующих ее деятельность, упоминаний о подобных нововведениях. Но чем черт не шутит, по Закону об СБУ, информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению - может, критерии определения лиц, угрожающих нацбезопасности Украины, тоже?

А кто сейчас в «списке»?

Сейчас в «Перечень лиц, угрожающих нацбезопасности Украины», включены 83 человека. С лета 2014 года ведется разговор о том, кого считать угрозой национальной безопасности, а кого - нет. Представители индустрии не согласны с «Перечнем» в первую очередь потому, что непонятно, по какому принципу формируется список «угрожающих». С одной стороны, в списке есть лица, чья единственная угроза, которую удалось найти после активных поисков - это подписание письма в поддержку аннексии Крыма. С другой - далеко не все подписанты вошли в список. С одной стороны, в перечне фигурируют Валентина Талызина, Валентин Гафт, Наталья Варлей, но нет Никиты МихалковаМихаила Задорнова или, что характерно, Дмитрия Киселева. «Перечень» запрещает показ фильмов с участием Жерара Депардье, большинство из которых к национальной безопасности Украины вообще не имеют отношения (и входят в золотой фонд мирового кинематографа). Так что тут одни вопросы.

А почему раньше в «Черном списке» было больше 100 людей, потом - около 40?

В начале 2015 года Минкульт направил в СБУ (то есть, согласно принятой сейчас процедуре, с точностью до наоборот) и в МИД список из 117 деятелей культуры, которые публично поддержали агрессию РФ против Украины и аннексию Крыма. Предлагалось использовать против этих лиц механизмы, предусмотренные Законом Украины «Про санкции», принятом в 2014 году. Летом 2015 года активисты движения «Відсіч» сформировали список из 568 «артистов и телезвезд» и подали его в Минкульт.

В августе 2015 уже СБУ вернуло Минкульту любезность в виде перечня лиц, которые, по мнению ведомства, угрожают национальной безопасности. Тогда их было 14. 25 октября 2015 года список увелмчился на еще 25 фамилий, а 24 декабря 2015 обрел сегодняшний вид.

Министерство культуры заявляло, что список будет расширяться, и потенциально может включать около 500 лиц.

И что, упоминание в «черном списке» значит, что ничего нельзя показывать? А если фильм украинский и снят в Украине?

Да, если лицо числится в «Перечне» и поучаствовало в создании аудиовизуального произведения каким-либо образом - актер, продюсер, режиссер, оператор, автор сценария, автор песни, исполнитель, музыкальный продюсер и прочее, это произведение запрещено воспроизводить в телерадиопространстве Украины. Неважно, кто еще участвовал в создании произведения, в том числе и украинцы, и неважно, какого содержания само произведение, в том числе и прославляющее Украину.

Никто не пытался обжаловать «черный список»?

Партия «Оппозиционный блок» подала в Окружной административный суд Киева заявление, в котором потребовала объяснить, на каком основании СБУ и СНБУ определяют лица, угрожающие национальной безопасности Украины, признать действия Минкульта противоправными и исключить из списка лица, угроза которых нацбезопасности не подтверждена. Теоретически, заседание суда должно было состоятся 10 февраля 2016 года, но пока никаких решений по делу (№826/28278/15) найти не удалось.

В остальном, представители индустрии и шоу-бизнеса протестовали не столько против списка, сколько против непрозрачности критериев его формирования. Впрочем, отдельные решения, связанные с «черным списком», оспариваются. Например, отзыв прокатного свидетельства сериала «Кухня» побудил «1+1 медиа» подать в суд на Госкино.

Погодите, а при чем тут Госкино?

Согласно закону Княжицкого-Денисенко, Госкино должно отказать в выдаче прокатки или отозвать уже выданную прокатку, если аудиовизуальное произведение было создано при участии хотя бы одного лица из «черного списка». Тут, впрочем, есть две коллизии. Первая: Госкино из всего разнообразия аудиовизуальных передач отвечает только за фильмы и сериалы, а остальные произведения - в особенности все, что касается радиоэфира - остаются нерегулируемыми. Вторая коллизия в том, что Госкино приняло новое положение о прокатных свидетельствах, и его даже утвердил Кабинет министров Украины (еще 2 декабря 2015 года), но соответствующее Постановление (№1143) до сих пор не обрело действительности, потому что не было официально опубликовано. Так что формально Госкино с отзывом прокаток немного поспешило.

А если телерадиовещатели нарушат правило «черного списка», что им за это будет?

Это тоже любопытный момент. В том, что касается кино- и сериального продукта, каналы будут нести административную ответственность, согласно Положению о штрафах Госкино. Но Кабмин пока не утвердил это Положение, так что Госкино не имеет права начислять штрафы. Имеет право начислять штрафы Нацсовет, но нарушение условий «Перечня» не относится к их компетенции. В том, что касается других видов аудиовизуального продукта, ситуация еще сложнее, так как начислять штрафы некому, и никаких Положений по этому поводу пока нет.

Сам же закон Княжицкого-Денисенко предусматривает, что лица, продемонстрировавшие фильмы с участием лиц из «Перечня», «несут административно-хозяйственную ответственность в форме штрафа в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат» согласно Порядку, который должно принять Госкино. Остальные административные санкции по поводу других аудиовизуальных продуктов вообще не упоминаются.

Я не пойму, так «черный список» - это хорошо или плохо?

Пока что ясно только, что «черный список» - это очень непрозрачно и запутанно. Хорошо это или плохо в теории и на практике, все компетентные лица будут разбираться на Круглом столе, посвященном этому вопросу. А я обязательно все послушаю, проанализирую, и потом все вам объясню.

Фото - vk.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...