Как снимается «Мата Хари»: Рутгер Хауэр и Кристофер Ламберт в шпионской саге от Star Media
Мода на шпионов вечна, как и само их ремесло. А где мода, там звезды - и деньги. Наверняка вы слышали о том, что компания Star Media не покладая рук трудится над масштабным международным проектом «Мата Хари». История одной из самых известных шпионок показалась Владу Ряшину и Ко настолько перспективной, что для переноса ее на экран этих самых денег не пожалели: в титрах сериала числятся мировые звезды Кристофер Ламберт, Рутгер Хауэр, Джон Корбетти и Ваина Джоканте.
Дождавшись, когда проект обрастет критической массой подробностей, я отправилась прямиком к Ряшину. Ведь кто может рассказать о своем детище лучше продюсера? И, как оказалось, чутье меня не подвело: картина все еще находится в производстве, но процесс продвигается активно, и самые нетерпеливые зрители уже могут хотя бы частично удовлетворить свое любопытство. Устраивайтесь поудобнее и читайте внимательно, чтобы потом не говорить, что ничего не знали.
Как и следует из названия, фильм - о непростой судьбе Маргареты Зелле, которую весь мир знает как Мата Хари. Ряшин честно признается, что мысль посвятить этой даме целый сериал, возникла у него... в Амстердаме. Именно там в музее он увидел полномасштабную скульптуру танцовщицы и шпионки. «Я смотрел на нее и не мог понять, каким образом ей удалось покорить весь мир - она не красавица, с посредственной фигурой, тем не менее, мужчины были от нее без ума. Естественно, я заинтересовался и понял, что биография Мата Хари может стать основой отличного проекта».
А вот и тот самый экспонат, вдохновивший Ряшина
У «киношной» девушки даже костюм аутентичен
История шпионки начнется на острове Ява, куда она отправилась вслед за супругом в нежном 18-летнем возрасте. Там же у Маргареты родится двое детей, один из которых вскоре скончается, а брак, оказавшийся разочарованием, расклеится. Ряшин условно делит сюжет сериала на несколько частей: история молодой несчастной женщины, потерявшей ребенка, рассказ о танцовщице и ее шпионской карьере, и повесть о любви, которую Зелле познала уже в зрелом возрасте.
Главная изюминка проекта - его международность. На съемочной площадке работают украинцы, россияне, французы, американцы, испанцы, португальцы и даже израильтяне. Причем не только за кадром. Об участии всемирно известных звезд вы уже знаете, главная роль отдана француженке Ваине Джоканте, а импрессарио ее героини Габриэля Астрюка играет француз ирландского происхождения Ошин Стак. С утверждением последнего, кстати, вышла интересная история. «Дени (Деннис Берри, один из режиссеров проекта, - МН) был с ним знаком еще до наших съемок, и позвал актера подыграть во время проб на главную роль - его участие в фильме тогда не планировалось. И вот, когда мы смотрели пробы девушек, а Ошин им подыгрывал, то поняли, что он просто идеально подходит для роли Астрюка. Таким образом, еще не выбрав Мата Хари, мы поняли, что Астрюком будет именно Стак», - говорит Ряшин.
Еще одно ценное приобретение - израильский актер болгарского происхождения Йехезкель Лазаров. Он, конечно, совершенно не говорит по-русски, но в Star Media сумели найти с ним общий язык: «Он нам настолько понравился, что в роли графа Кастелло мы не видели никого другого. А чтобы языковой вопрос не стал камнем преткновения, мы договорились, что Лазаров к моменту начала своих съемок выучит хотя бы русскую артикуляцию, чтобы мы могли его переозвучить», - вспоминает Ряшин.
Думаете, заманить в проект именитых актеров - вопрос одного лишь гонорара? Чтобы условные (а в случае «Мата Хари» - вполне конкретные) Рутгер Хауэр или Кристофер Ламберт согласились на время покинуть Голливуд, сработала целая комбинация факторов: качество сценария и предлагаемого персонажа, условия работы, графики съемок. И Star Media проделала огромную работу.
Желание создать многонациональный проект родилось не просто так. С самого начала компания стремилась к максимальной аутентичности, а опыт сериала «Анна Герман» показал: чтобы зритель поверил главной героине, актрису на ее роль нужно искать вне нашего рынка. «Мы утвердили на роль Мата Хари француженку, а о том, что съемки будут проходить в Лиссабоне, знали с самого начала. Архитектура этого города наиболее соответствует периоду, который мы хотим показать, и к тому же она прекрасно сохранилась. Ну а поскольку актриса французская, съемки за границей, то и режиссеров решено было искать зарубежных. Сценарий изначально писался на русском языке, но потом мы его переводили на английский», - вспоминает Ряшин.
Раз уж речь зашла о режиссерах, не лишним будет сказать, что в «Мата Хари» их два. Начинал работу над проектом американец Деннис Берри, но потом его сменил француз Джулиус Берг. Продюсер объясняет ротацию тем, что со временем проекту понадобился более современный руководитель, и Берг справляется с поставленной задачей по сей день. А вот оператор в картине один-единственный, да еще и хорошо знаком тем, кто интересуется артхаусным кинематографом - Олег Лукичев. «Он, безусловно, задал тон всей нашей картине в визуальном плане», - говорит про Олега Влад Ряшин.
Режиссером секонд-юнита выступила украинка с интересной фамилией - Ольга Ряшина. Предвидя вопросы, уточню, что с Владом ее связывают прямые родственные узы: она его дочь. Но не спешите обвинять Star Media в семейственности и протекционизме: «Она добилась своего участия в проекте самостоятельно, я ее не тянул и не пропихивал. Более того, ее пригласил Деннис, и она была его связующим звеном с русскоязычной частью группы», - говорит Ряшин. Если вы не в курсе, то Ольга окончила университет в Лондоне по специальности «режиссура», так что все по-честному.
Естественно, вопрос коммуникации в интернациональной команде продумывается отдельно - каждый участник процесса должен понимать, что от него требуется в данную минуту. Чтобы избежать трудностей перевода, было решено, что на площадке все разговоры «по делу» ведутся на двух языках - русском и английском. «Если звучали команды режиссеров на английском, то они тут же переводились на русский, если оператор что-то говорил по-русски, то оно переводилось на английский. Трудностей не возникало, даже наоборот: если в начале процесса кто-то не знал какого-то из этих двух языков, то постепенно основные команды запомнили абсолютно все», - заверил меня Влад.
Делая большие ставки на проект, его создатели с особой скрупулезностью подошли к написанию сценария. Когда был готов его первый вариант, в Star Media приняли решение привлечь в качестве консультантов зарубежных экспертов. Скажу по секрету, что на предмет качества драматургии и языка сценарий проверяли редакторы американских вещателей CBS и Sony. Уверена, что свою работу они знают, так что в этом отношении за «Мата Хари» я спокойна.
Не менее богата и география съемок. Внимательный зритель сможет узнать не только португальские пейзажи, но и Москву с Петербургом. Создатели долгое время хотели добавить в этот список и Львов, но не сложилось. «Львов - потрясающий город и лично я его просто обожаю, - говорит Ряшин. - Мы планировали часть съемок перенести туда, но, когда смонтировали, как мы это называем, «колбасу», то захотели доснять больше «воздуха» под те объекты, которые уже были сняты. Так что, несмотря на трудности, связанные с курсом валют, мы приняли решение вернуться в Лиссабон».
Кстати, о Португалии. Географические особенности страны таковы, что там получилось даже отснять пейзажи индонезийского острова Ява. «На самом деле, при соблюдении определенных маскировочных приемов западное побережье Португалии (а заодно - и всей Европы) вполне может сойти за Яву. Даже те, кто бывал в Индонезии, не заметят разницы», - объяснил Влад.
До премьеры остается много времени, однако проект уже заинтересовал множество зарубежных компаний. И дело даже не в том, что рассказанная в нем история может потенциально заинтересовать зрителей по всему миру. По словам Ряшина, главный ее козырь - общее качество работы. «Когда мы только планировали начать проект на английском языке, то говорили об этом многим компаниям на различных рынках. Среди них, к примеру Endemol, Freemantle, CBS, Disney. Тогда нам отвечали что-то вроде «Ну-ну, снимайте». Через какое-то время мы стали говорить, что уже запустили процесс, и интерес стал выше - спрашивали, кто у нас снимается, просили показать материалы. А у нас к тому времени уже появился дистрибутор - компания Red Arrow, и многие стали проявлять к картине интерес: «Ой, это вы в таком качестве снимаете, да?», «А проект будет полностью на английском?» - и в таком духе. Надеюсь, у нас все получится, и «Мата Хари» станет для нас возможностью прорубить окно на европейский рынок, чтобы и в будущем создавать проекты в двух вариантах - на английском и на русском».
Сопродюсерами Star Media стали украинский «Интер» и российский «Первый канал», которые участвовали не только в производственной части, но и на этапе размышлений и раздумий. Соответственно, премьера в Украине и России пройдет в эфире именно этих вещателей. И ждать ее можно совсем скоро - уже этой осенью сериал повезут в Канны, где и презентуют публике в рамках MIPCOM.
Кстати, вполне возможно, что телепроект «Мата Хари» трансформируется в полноценный кинофильм - во всяком случае, на сегодняшний день Ряшин этого не отрицает. Так что запасемся терпением.
Фото - otzyv.ru, пресс-служба Star Media