]
Facebook LiveJournal Twitter

Страсти по «Корреспонденту»: как журналисту получить свою зарплату. И при чем тут прокуратура

10:01 11.07.2016 1

Ситуация, до смешного знакомая большинству украинских журналистов: зарплату задерживают и выплачивают по частям. Хотя смеяться над ней чаще всего приходится сквозь слезы. На прошлой неделе стало известно о том, что сотрудникам журнала «Корреспондент» (UMH) мириться с существующим положением вещей надоело. Кульминацией борьбы коллектива за финансовую справедливость должен был стать то ли митинг, то ли протест у офиса «Украинского медиахолдинга» в минувшую пятницу. На него я и отправилась, чтобы выяснить подробно, что же произошло в издании.

Но восстановить хронологию и логику событий оказалось не так просто: топы холдинга Сергея Курченко сделали протестующих одной левой - по принципу «разделяй и властвуй», прямо как в «Игре престолов». По крайней мере пока. 

«Зарплату перестали платить где-то в феврале», - рассказала мне Елена Романюк, экс-редактор раздела «Деньги», покинувшая «Корреспондент» еще в апреле. У нее и ряда штатных сотрудников редакции терпение лопнуло в конце весны 2016 года - так что сейчас они уже экс-сотрудники издания. Всем им холдинг задолжал за два, три, а то и четыре месяца работы. Это первая сторона конфликта.

Второй стороной стали уволенные и снова принятые назад (в пятницу) сотрудники технического отдела журнала: ответственная выпускающий Ольга Заборо, бильд-редактор Таисия Стеценко, руководитель информационно-справочной службы Тамара Маек и дизайнер-верстальщик Наталья Гогунская. Эта группа сотрудников получила зарплату за март и часть апреля, поэтому бунт на этой части корабля вспыхнул чуть позже.

Третьей группой, намного менее революционно настроенной, оказались фрилансеры, несколько месяцев также получающие «письма счастья» с обещанием выплат гонораров. Это самая многочисленная, но при этом наименее активная группа сотрудников: по вполне понятным причинам они считают, что к их претензиям относятся несерьезно. «За последние несколько месяцев вышло несколько моих материалов. Один, между прочим, стал темой номера! На сайте он стал одним из самых читаемых текстов. А гонорар до сих пор не выплатили», - пожаловалась мне анонимно одна из журналисток, работающих для «Корреспондента» внештатно.

Ну а на Железном троне восседает новый главный редактор (с апреля 2016-го), а с недавних пор и издатель журнала Андрей Хрусталев (как шепнули мне сотрудники «Корреспондента», в буквальном смысле на троне, собственноручно купленном топ-менеджером после назначения). «На первой же планерке Андрей заявил нам, что выплата зарплат и задолженностей коллективу его вообще не волнует», - признались мне экс-сотрудники журнала. «Мол, это не его проблема». Журналистам оставалось ждать, что ситуация решится сама по себе, - или действовать.

УМХ, UMH, Корреспондент

Ждать решились немногие - в основном, технический отдел. Но и их работа радужной не казалась. На прошлой неделе уже упомянутые сотрудники не смогли попасть на свои рабочие места - их пропуска и доступ к компьютеру без предупреждения заблокировали, а чтобы попасть на работу, им пришлось вызвать полицию. Как сообщила медийщикам охрана офиса, они все были уволены «по статье за прогул». Сотрудники при этом были убеждены, что решение в одностороннем порядке принял Андрей Хрусталев.

В течение недели уволенные сотрудники, а также экс-журналисты, с которыми холдинг так и не рассчитался, вынесли историю в публичную плоскость - через соцсети и почту уведомляя коллег о происходящем и готовясь к пятничному митингу. Андрей Хрусталев поначалу отмалчивался, но в итоге признал, что задолженности по зарплате у «Корреспондента» имеются. Правда, списал их на «ситуацию на рекламном рынке».

В пятницу же днем, когда коллектив и экс-сотрудники собрались под редакцией, стало известно, что все уволенные (Ольга Заборо, Таисия Стеценко, Тамара Маек и Наталья Гогунская) снова приняты на работу в «Украинский медиахолдинг», а компания пообещала им разобраться с задолженностью в ближайшее время. О том, чтобы рассчитаться с уволившимися ранее сотрудниками или фрилансерами, которые не видели гонораров с марта, речи не шло.

Кстати, несмотря на все турбулентности, «уволенный» номер «Корреспондента» таки вышел. 

И хотя в попытках распутать этот клубок производственных конфликтов и мелкофеодальных разборок, которыми заняты представители Сергея Курченко в УМХ, я узнала много любопытного, полезнее всего мне показалось рассказать вам о том, что по поводу сложившейся ситуации думают профессиональные юристы.

Один из них, Ярослав Гутарин, консультирует попавших в передрягу экс-сотрудников «Корреспондента» и поделился со мной несколькими профессиональными секретами. Присаживайтесь поудобнее и начинайте конспектировать - пригодится.

УМХ, UMH, Корреспондент

- Во-первых, нужно понимать, что выплата заработной платы журналисту имеет не только правовую, но и социальную значимость. Это гарантия осуществления ими профессиональной деятельности, а значит, информирования общества в целом. Но даже если рассматривать этот вопрос только в правовой плоскости, то он более чем решаем.

- Давайте посмотрим на конкретный пример «Корреспондента». Как разрешить такой конфликт?

- Ко мне обратилась Елена Романюк и еще четыре человека из редакторского коллектива, сообщив, что зарплата им не выплачивалась около трех месяцев. Со стороны работодателя это преступление - не ради красного словца, а буквально нарушение статьи 175 Уголовного кодекса Украины. Тянет за собой санкции от штрафа до лишения свободы сроком до двух лет. Практика привлечения работодателей к ответственности по этой статье достаточно широкая. Поэтому, если руководство журнала или холдинга думает, что их эта участь минуют, они ошибаются.

Кроме уголовной ответственности, есть еще административная - нарушение статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Эта статья тоже предусматривает штраф.

- И что же делать, когда работодатель нарушает закон?

- Органов, которые должны следить за соблюдением закона, довольно много. Но самым логичным по алгоритму, особенно в сегодняшних условиях моратория на проверку предприятий, становится обращение в прокуратуру. Чтобы было быстрее, лучше сразу идти не в местную прокуратуру, а в городскую или даже Генеральную. Прокурор, в свою очередь, даст поручения местной прокуратуре и внесет дело в Единый реестр досудебных расследований. Другой вопрос, что у нас после Майдана идет перезагрузка государственных органов, и не все они работают достаточно эффективно. Но прокуратура может инициировать проверки со стороны других органов, в том числе Государственной фискальной службы.

- И насколько эффективно обращение в прокуратуру? Точнее, насколько прокурор заинтересован в рассмотрении дела о невыплате заработной платы?

- Как правило, там, где не выплачивается заработная плата, обычно есть и другие нарушения: уклонения от уплаты налогов, проблемы с оформлением работников, часто начисляются и выплачиваются разные суммы. Учитывая, что по закону зарплата в Украине должна всегда выплачиваться два раза в месяц, нарушения есть у всех компаний.

- А что нужно работнику, чтобы обратиться в прокуратуру?

- Достаточно заявления лиц, которым не выплатили зарплату. Можно подтвердить трудовые отношения с работодателем, если есть копия трудового договора, но если он был заключен устно или копии нет, это не мешает рассмотрению дела. В том числе, если трудовые отношения были внештатными. Подтверждением заключения договора с фрилансером могут быть электронные письма.

Кроме того, обратиться можно в государственную инспекцию по вопросам труда при Минсоцполитики, в Комитет ВР по вопросам свободы слова и информации. Есть также смысл обратиться к журналистским профсоюзамм.

- Все эти институции могут разобраться с правонарушением со стороны работодателя, но не решат гражданский вопрос - то есть фактическую выплату денег людям. Почему вы рекомендуете не сразу обращаться в суд?

- А это всегда успеется: дела по невыплате заработной платы не имеют срока давности. А чтобы идти в суд, нужно иметь доказательную базу - подтверждение того, что зарплату действительно не платили. Все эти обращения нарабатывают материалы дела. Ну и гражданское дело достаточно скоротечно - суд связан достаточно небольшими сроками рассмотрения. Поэтому подходить к делу нужно взвешено, и подавать иск только в нужный момент.

- Часто работодатели, задерживающие заработную плату, ссылаются на тяжелую экономическую ситуацию в целом. Это вообще аргумент?

- Украинские законодатели предусмотрели достаточно инструментов для работников, чтобы защитить их интересы. Заработную плату компания должна выплачивать в первую очередь. Компания не может заплатить даже за аренду помещения или коммунальные услуги, пока не выплатит зарплату работникам - это безусловная обязанность работодателя, не зависящая от любых других выплат.

Кстати, если органы вовремя не отреагируют на заявления, Ярослав посоветовал тут же писать жалобы на их бездеятельность. И предупредил, что в среднем весь процесс - от обращения в прокуратуру до положительного для работников разрешения вопроса - должен занять около двух месяцев.

А теперь, когда мои подопечные журналисты вооружены и очень опасны, пора внимательно присмотреться к холдингу UMH. Даже если треть того, что мне удалось выяснить, - правда, а экс-сотрудники таки обратятся в прокуратуру и комитеты ВР с жалобой, как и собираются, прокуратуре будет очень весело проверять «Украинский медиахолдинг». Да и как меня заверили сразу несколько юристов, в прокуратуре достаточно желающих присмотреться к активу «бывшего младоолигарха Курченко» - был бы повод.

Надеюсь, сегодня в холдинге все же прислушаются к голосу разума и постараются разрешить корнфликт с журналистами полюбовно. Естественно, о развитии событий я вам непременно сообщу.

Фото - vk.comfacebook.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:

Новости партнёров:

Loading...