Как продать веб-сериал на Netflix? 5 советов тем, кто хочет добиться успеха
Никто вас не осудит за признание о том, что еще пару лет назад вы ничего не слышали о веб-сериалах. Но сегодня рассказывать о подобной неосведомленности чревато: жанр довольно быстро завоевал всемирную популярность, и теперь свежих эпизодов самых популярных его представителей ждут не меньше, чем нового сезона «Карточного домика». Впрочем, до наших широт все доходит с опозданием, а потому работы в этом направлении если и ведутся, то очень неспешно. Самый известный на сегодняшний день случай, когда веб-сериал был отснят и показан не только на YouTube, но и по телевизору (на телеканале «Перший», на минуточку!) - это проект «5baksiv.net», встреченный зрителями довольно холодно.
Впрочем, лиха беда начало, и я не удивлюсь, если через пару-тройку лет эта форма станет популярной и отдельным продуктам удастся добраться до прайма на одном из каналов «большой шестерки». Во всяком случае, предпосылки к этому есть уже сегодня: Сергей Созановский и Александр Ткаченко, затевая фестиваль «Де кіно», нацелились именно на веб-сериалы и родственные им формы. А уж если за дело взялись такие люди - успех практически обеспечен.
Чтобы лишить вас последних сомнений в том, что игра действительно стоит свеч, предлагаю познакомиться с Китом Уильямсоном, человеком многих талантов. Он известен не только эпизодической ролью в «Хорошей жене» и нетрадиционной сексуальной ориентацией, но еще и авторством веб-сериала «Истсайдеры». Даже есл вы о нем не слышали, вскоре это может измениться: совсем недавно Киту удалось продать проект, запущенный четыре года назад, на Netflix. Платформа, как недавно отмечала Надежда Зайончковская, имеет огромную рекомендательную силу, так что новый виток популярности сериалу обеспечен, особенно учитывая, что его снабдили субтитрами на более чем десяти языках мира.
В общем, случай показательный и для нас весьма актуальный. А тут Кит еще и правила вывел, следуя которым каждый может повторить его успех.
«Хотел бы сказать, что все это было мной предсказано, что это было частью какого-то плана, но правда заключается следующем: я и малейшего представления не имел о том, что сериал может оказаться таким живучим, - признается Уильямсон. - Создавая его, я преследовал простые цели: хотел написать и снять проект, сыграть в нем и довести его до завершения, потому что до этого я участвовал во многих микробюджетных проектах, которые так и не были реализованы. Также я хотел сделать ЛГБТ-сериал, от создания которого отказываются телесети; сериал, где главные герои будут не просто гомосексуальными, но небезупречными, сложными личностями, пытающимися управлять своей беспорядочной жизнью так же, как и их гетеросексуальные друзья. Когда я думаю о том, насколько большой путь мы прошли от релиза первых двух эпизодов на YouTube в декабре 2012-го, могу честно сказать, что создание этого шоу изменило траекторию и моей карьеры, и моей жизни».
Путь «Истсайдеров» к Netflix, как вы уже поняли, был долог и труден. Когда первые эпизоды стали популярны на YouTube, Кит понял, что бросать начатое нельзя, и запустил на Kickstarter кампанию по сбору средств на оставшиеся серии первого сезона. После этого о проекте узнал кабельный американский ЛГБТ-канал Viacom Logo, тут же предложивший провести премьеру свежих эпизодов у себя. Так об «Истсайдерах» узнало еще больше людей, и кампания на Kickstarter собрала аж $153 тыс. Этого хватило, чтобы начать работу над вторым сезоном, которым к этому времени заинтересовался Netflix. Дальше вы уже знаете: с 1 июля сериал доступен для всех пользователей сервиса, а Кит вывел из всего этого пять практических рекомендаций, которыми спешит поделиться с вами.
Найдите гибкий формат
«Единого работающего сериального формата нет. Не сокращайте без особой нужды свой контент просто потому, что собираетесь выпустить его на YouTube. Подумайте, подходит ли это для истории, а также о том, можете ли вы найти разные структуры для одной истории, чтобы распространить ее одновременно различными способами.
Первый сезон «Истсайдеров» был написан в виде как девяти серий длительностью от 10 до 20 минут, так и полнометражного художественного фильма. И распространялся в двух форматах. Во время создания второго сезона у меня еще не было дистрибьютора, поэтому я хотел, чтобы сериал был максимально гибким, и написал сразу шесть получасовых серий и 12 серий по 10-15 минут. Я также учитывал, что некоторые зрители смотрят сериалы запойно, поэтому расписал две побочные сюжетные линии, которые развивались из серии в серию. Я мог вырезать их, если бы мы не смогли продать шоу на SVOD.
Перед началом работы над вторым сезоном я заметил, что большинство партнеров по SVOD предпочитают контент большей длительности, такой, как фильмы и получасовые эпизоды, но это не совсем верно в случае с каждой конкретной платформой. Большинство, например Fullscreen и YouTube Red, подбирает контент разной длительности».
Заинтересуйте нишевый рынок
«Нет никаких сомнений в том, что успех «Истсайдеров» состоялся во многом благодаря вниманию ЛГБТ-зрителей: потому что на ТВ не хватает качественного контента с ЛГБТ-персонажами. «Истсайдеры» стали популярны у зрителей в виде веб-сериала ровно по той причине, по которой они не могли быть проданы как телешоу.
Первоначально многие стали смотреть шоу из-за участия в нем Вэна Хансиса, у которого много преданных поклонников благодаря персонажу Люку Снайдеру в «Как вращается мир». Наш сериал стал известен благодаря освещению его успеха в прессе, а также «сарафанному радио» и тому факту, что многие женщины увлекаются ЛГБТ-историями. А для второго сезона мы привлекли других важных ЛГБТ-персон: актера Стивена Гуарино, дрэг-сенсации Уиллама Беллая и Манилу Лузон, звезду Queer Eye Джея Родригеса».
Фолловеры — пресса — признание
«Это, без сомнения, самый важный элемент запуска успешного сериала. Советую всем создателям контента написать пресс-релиз до начала производство. Если вы не придумаете, как интересно подать ваш проект в СМИ, будь то через его тему или сфокусировавшись на актерах и команде, то рискуете через какое-то время все начать с нуля. Сериалы на YouTube могут быть успешными и без СМИ, сам факт их «вирусности» может быть достойным инфоповодом, но большинство веб-сериалов, добившихся дистрибуции и затем превратившихся в телепроекты, привлекли внимание прессы до того, когда были впервые выпущены. Покупатели контента и телебоссы находят авторов благодаря публикациям в СМИ. Я знаю, что Logo вышел на нас благодаря вниманию, которое мы получили от ЛГБТ-прессы во время кампании на Kickstarter. Мы также старались получить призы и фестивальную славу, что может быть затратно, но точно поможет сериалу выделиться из толпы. Мы были номинированы в двух категориях Daytime Emmy Award, Satellite Award и выиграли несколько призов на фестивалях, The Indie Series Awards и LA Weekly Awards».
Придержите контент, пока не продадите его
«Этот пункт самый сложный. Зрители могут на вас разозлиться, особенно фанаты из других стран. Logo Online был заблокирован за пределами Соединенных Штатов, и на поиски международного стримингового партнера ушло больше времени, чем мы рассчитывали. Мы также не могли продолжать снимать шоу, так как еще не получили доход от релиза на DVD и продаж в VOD. Когда срок наших лицензионных соглашений истек и мы ждали заключения эксклюзивного контракта с SVOD, многие не могли понять, почему же мы не вернулись обратно на YouTube. Но дело в другом: SVOD-платформы требуют, чтобы проданный контент был эксклюзивным или хотя бы частично недоступным для бесплатного онлайн-просмотра. Если бы мы разместили целый сезон на YouTube, то никогда бы не смогли продать его на Netflix».
Продолжайте развивать и перестраивать проект
«Во втором сезоне я хотел расширить мир и каст: частично из-за желания размахнуться по-режиссерски, частично потому, что стало появляться много личных ЛГБТ-сериалов на тему отношений. Чтобы наш проект выделялся среди ряда других, я в два раза увеличил продолжительность эпизодов и включил три сюжетных линии. Я также сделал упор на комедийные элементы в истории. Сериал всегда был черной комедией, но во втором сезоне там появятся заболевания, передающиеся половым путем, дрэг-персонажи и секс-игрушки на предсвадебном девичнике.
Я добавил к касту несколько хорошо известных актеров: Брианну Браун («Коварные горничные», «Родина»), Сатья Баба («Новенькая»), Лита Берка («Имущие и неимущие»), Леннона Пархэма («Дом игр», «Вице-президент»). И убедился, что он получился разнообразным - есть и гетеросексуальные персонажи, и лесбиянки, и трансгендеры, а также представители разных рас».
Советую не откладывать дело в долгий ящик и применить уроки на практике. Тем более, есть отличный стимул - грядущий фестиваль «Де кіно», заявки на который можно подать аж до 7 августа. Ну а там, глядишь, и вам когда-нибудь позвонит Netflix.
По материалам indiewire.com
Фото - kinopoisk.ru, tumblr.com