Раскулачить Курченко. Что на самом деле происходит с радиостанциями УМХ, и какая роль в этом отведена Нацсовету
Беда никогда не приходит одна. Судя по всему, неприятности в холдинге беглого Сергея Курченко коснулись не только печатного сегмента, но и «Радиогруппы УМХ», в которую, напомню, входят общенациональные радиостанции «Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM», «Радио Пятница», сетевая NRJ, а также киевские «Джем FM», «Голос столицы» и Lounge FM. Как рассказали мне сразу несколько источников на рынке, группа начала избавляться от активов, приносящих хотя бы минимальную прибыль, – «Наше радио» и «Ретро ФМ». Это и называют причиной продажи. Плюс – проблемы с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания, связанные с продлением лицензии «Ретро ФМ».
Пакет из двух радиостанций обойдется покупателю в $15 млн. Если по отдельности, то за «Наше радио» в УМХ просят $7 млн, за «Ретро ФМ» – $9 млн. Как говорят, сделка по «Ретро ФМ» может быть разбита на два платежа: первый – сразу после покупки, второй – после того, как новые собственники решат проблемы с Нацсоветом. А еще говорят, что «Наше радио» уже предлагали конкурентам – группе «ТАВР медиа» Николая Баграева и Виктора Пинчука. В процессе торгов стороны не сошлись в цене: продавцы хотели 7 млн и были готовы уступить только 0,5 млн, покупатели предложили снизить до 5 млн – сделка не состоялась.
Напомню, общенациональная радиостанция «Ретро ФМ» имеет одну из лучших карт покрытия по Украине и именно поэтому стоит дороже. Частоты радиостанции записаны на две лицензии: 17 частот в 10 областях Украины и 38 частот в 15 областях. Вторая лицензия была успешно продлена регулятором в феврале 2015 года на 7 лет; срок действия первой истек 24 мая, но поскольку Нацсовет уже четвертый месяц не рассматривает вопрос ее продления, лицензия, согласно закону, остается действующей до момента принятия регулятором решения. А решение это может быть каким угодно, ведь структура собственности юрлица радиостанции (ООО «НБМ-радио») непрозрачна. Согласно госреестру, конечным бенефициарным собственником компании, как и других активов УМХ, через ряд офшоров числится Метью Брэдли Андриан из Белиза. Впрочем, все может переиграться, если собственник сменится.
В середине апреля регулятор уже пытался рассмотреть вопрос продления лицензии «Ретро ФМ», но оставил заявление без рассмотрения, запросив полную информацию о бенефициаре (в частности, о его доходах и расходах). В конце мая, когда радиостанция обратилась с новым заявлением, так и не предоставив деклараций Андриана, члены Нацсовета перенесли рассмотрение вопроса на неопределенный срок – из-за смены собственности. При этом бенефициаром радиостанции по-прежнему указан белизец, а вопрос «Ретро ФМ» не включался регулятором даже в повестку. Хотя закон о прозрачности медиасобственности дает Нацсовету полное право отказывать в продлении лицензий из-за непрозрачной собственности. Этот же закон определяет срок, отведенный лицензиату на подачу подтверждающих прозрачность собственности документов – 10 дней. Почему во второй раз регулятор не установил для радиостанции никакого срока, давайте разбираться вместе.
Причина затягивания с продлением лицензии «Ретро ФМ» напрямую связана с «Наше радио». Официально этой радиостанцией через кипрский офшор «Авикан лимитед», начиная с марта, владеет полтавский бизнесмен Александр Карташов. Согласно открытой информации, он также является директором кипрской компании. Предыдущим собственником радиостанции, как и всех активов УМХ, официально числился наш старый знакомый Метью Брэдли. А когда собственник «Наше радио» сменился, «Радиогруппа УМХ» продолжила указывать, что станция входит в холдинг, на сайте «Нашего» до сих пор есть ссылки на другие радиостанции УМХ, студия вещателя по-прежнему находится под одной крышей с радийными активами беглого Сергея Курченко, а рекламу в радиоэфире продает соответствующий отдел УМХ.
Новый единоличный собственник «Наше радио» оказался родственником Григория Шверка – экс-замглавы Нацсовета, нардепа БПП, который до продажи УМХ Сергею Курченко был бизнес-партнером Бориса Ложкина, совладельцем миноритарных долей в холдинге. Карташов приходится родным братом зятю Григория Ароновича – Евгению Карташову, который женат на старшей дочери Шверка (которая, кстати, работает юристом в Антимонопольном комитете и ведет судебные споры ведомства с «Зеонбудом»). Связь же легко установляется, если немного покопаться в соцсетях. Итак, знакомьтесь: старшая дочь Шверка Мария с мужем Евгением (слева), его братом Александром (новым собственником «Наше радио») и его женой Александрой:
Эту фотографию в Фейсбуке оценила замглавы Нацсовета Ульяна Фещук. А ее шеф – глава Нацсовета Юрий Артеменко – несколько раз говорил, что понятия не имеет, кто там новый собственник «Наше радио». Нужно было всего лишь спросить у своего заместителя! И, кстати, регулятор без проблем согласовал новую структуру собственности радиостанции еще в марте.
Конечно, в этой истории нет ничего странного: Григорий Шверк вполне мог посоветовать родному брату своего зятя купить радиостанцию у холдинга, на руководящих должностях которого проработал 18 лет. В комментарии изданию texty.org.ua Карташов покупку подтвердил: сделку, мол, оформили юристы, с Сергеем Курченко лично Александр не контактировал. Но вот мои источники уверяют, что сделки как таковой не было.
Почему радиостанция, поменяв собственника, сохранила тесные отношение с холдингом предыдущего собственника, какой была сумма сделки и советовался ли Карташов со Шверком, я решила расспросить самого Григория Ароновича. Правда, нардеп не особо был настроен на разговор: «А что я могу сказать? Да, Александр Карташов – мой родственник, брат моего зятя. Он действительно купил «Наше радио». Не сказал бы, что это я ему посоветовал ее приобрести: скорее, он со мной консультировался, когда покупал. Почему продавалась – не знаю. Да, структурно выглядит, что радиостанция по-прежнему находится в холдинге. Но, насколько я понимаю, переход будет плавным. Сумму сделки назвать не могу – я ее не знаю. Возможно, это не последняя сделка – продаются, насколько я знаю, и другие активы», - вот и все, что рассказал Шверк.
Почему же мои источники уверяют, что сделки не было? По их мнению, Карташов всего лишь помогает продать радиостанцию. Покупательского интереса у Шверка, по словам моих собеседников, нет, и дело здесь точно не в отступных или процентах – слишком мелко. Нардеп никогда не скрывал, что является небедным человеком. Вместе с Борисом Ложкиным и представителями ТОП-менеджмента УМХ тех времен – Алексеем Логвиненко, Анатолием Бурбезой, Валентином Резниченко и Вадимом Горяиновым – он даже мелькнул в панамском скандале (все – как акционеры офшора Integrity International Holding Limited). Напомню, офшор участвовал в продаже медиахолдинга беглому Курченко, а позже, как сообщала «Украинская правда», операции на 315 млн евро, проходившие через офшор, заинтересовали прокуратуру Австрии. Впрочем, предварительное расследование по делу Ложкина вскоре было закрыто как не имеющее оснований.
Ну а в истории с продажами активов УМХ далеко не конец. Другие вещатели меняют собственность, как только срок действия их лицензии подходит к концу, что заставляет усомниться в сделках. Как я вам уже рассказывала, частоты «Авторадио» в Житомире, Бердянске и Никополе, а также частоты «Радио Next» («Фирма «Волинь») в Днепре, Каменском (экс-Днепродзержинск), Мариуполе, Виннице и Павлограде приобрел зампредседатель правления «Радиогруппы УМХ» Валентин Мора. Впрочем, «Радио Next» как такого нет – на его частотах вещают другие радиостанции холдинга, чем нарушают условия лицензии, а Нацсовет этого не замечает. Лицензии, тем времени, истекли еще летом.
Как говорят мои источники, в Нацсовете по этому вопросу нет единого мнения. Одни предлагают не продлевать лицензии «Ретро ФМ» и «Радио Next», а оформить их, проведя конкурс, на государственную радиостанцию «Промінь», у которой практически нет ФМ-частот. Другие благородную идею не поддерживают, ведь кое-кто пообещал кое-кому не трогать лицензии Курченко, пока не найдется покупатель. А ведь лицензии «Ретро ФМ» просрочены уже четвертый месяц...
Естественно, покупателя активно ищут: за 4 месяца активы Курченко кому только не предлагались! Называют даже владельца «Нового времени» Томаша Фиалу, который, говорят, отказался в первую очередь из-за перспективы покупать активы у обвешанного санкциями человека. Да и потом, бизнеса в такой покупке нет: отбить потраченные деньги будет крайне сложно, ведь ежегодный объем радиорекламы на нашем ругке составляет всего 300 млн грн (то есть $12 млн). Радиостанция «Ретро ФМ», согласно данным TNS, входит ТОП-10 радиостанций, занимая шестую позицию, «Наше радио» – десятую. Последняя владеет практически таким же покрытием, что и «Ретро ФМ», но прибыльность обеих напрямую зависит от пакетных продаж всех радиостанций холдинга. Сама по себе радиостанции заработают намного меньше.
Вот такая история, развязки которой я ожидаю с большим интересом. Ну а что еще плохо лежит в УМХ и готовится к продаже, узнаете со временем. Возможно, даже будете смеяться.
Фото - passatworld.ru, facebook.com