«Як це»: от колбасы до космоса. Как на Общественном развивают зрителя
Как учат нас медиатопы, телевидение должно выполнять как минимум три функции: развлекательную, информационную и образовательную. И если с первыми двумя отечтественные вещатели худо-бедно справляются, то познавательные проекты довольствуются участью бедных родственников, особенно на общенациональных каналах. Многие могут мне возразить - образовательных проектов полно и на спутнике. Но даже в платном сегменте такие вещатели часто не входят в базовый пакет.
В результате тщательных поисков мною была обнаружена программа, которая вполне тянет на образовательную, да не где-нибудь, а на телеканале «UA:Перший». Проект с названием «Як це», как можно догадаться, рассказывает о том, как работают и производятся вещи, которыми каждый из нас пользуется ежедневно.
Высокими рейтингами проект похвастать не может, но в рамках общественного канала чувствует себя довольно неплохо. А учитывая благородные цели, которыми руководствуются его создатели, - вполне достоин того, чтобы познакомиться с ним и его авторами поближе.
Говорить со мной от имени проекта вызвались Сергей Шинкарчук и знакомый вам по «Евровидению» Тимур Мирошниченко. Они не только ведущие программы, но и ее прямые родители, а потому как никто знают все радости и трудности создания подобного контента.
«Наш проект - информационно-развлекательно-познавательный. Это то, чего, я считаю, катастрофически не хватает украинскому телевидению - на фоне бесконечных реалити и талант-шоу. Мы, в отличие от них, ставим перед собой задачу научить зрителя чему-нибудь: показать интересные процессы, рассказать, как что-то производится и функционирует. Ведь зачастую люди не задумываются об определенных моментах - например, какой путь проделывает молоко, прежде, чем оказаться в холодильнике у потребителя. Мы же подробно рассказываем об этом и наглядно показываем весь процесс производства. Я бы назвал это телеэнциклопедией», - говорит Тимур.
Тимур считает, что создавать подобные проекты так же важно, как отправлять детей в школу - это, мол, способствует развитию аудитории, разминке мозга в хорошем смысле слова. И, конечно, среди своей аудитории Мирошниченко и Шинкарчук видят думающих людей:
«Это люди, которые не останавливаются в своем развитии, независимо от возраста. Что-нибудь интересное для себя здесь найдет как школьник, так и человек в возрасте, ведь даже на элементарные вещи можно посмотреть с нового ракурса», - уверен Тимур.
«Если говорить о возрасте - это 4+, без верхнего предела, - добавляет Сергей. - Я, например, вырос на научно-познавательных программах - «До 16 и старше», «Умники и умницы», «Звездный час» и прочие, где задавались умные вопросы и звучали умные ответы. Это, на самом деле, очень круто: вроде как сидишь на диване, ни черта не делаешь, но при этом получаешь интересную информацию. Сейчас же на украинском телевидении такие проекты отсутствуют, сетки каналов забиты в основном «скандалами-интригами-расследованиями». Можно тысячу раз наткнуться на информацию о том, сколько заплатил Дмитрий Шепелев родственникам Жанны Фриске, и ни разу - о том, как делается, например, полиэтилен».
Конечно, тайны производства полиэтилена вряд ли интересуют миллионы, и авторы программы отдают себе в этом отчет. Поэтому в рамках проекта уделяют внимание огромному количеству тем - любой потребитель такого контента найдет для себя что-нибудь интересное.
Вы знаете, как функционируют гольф-клубы? А авторы «Як це» знают
Оружие - тоже интересная тема, главное - лишнего по телевизору не сболтнуть
Заводские цеха стали для ведущих практический вторым домом
А иногда им, как одному известному коту, приходится и самим проявлять неожиданные таланты
Не результат ли это их работы с предыдущего снимка?
Оказывается, можно не только прыгнуть с парашютом, но и узнать, как он делается. И то, и другое ведущие должны испытать на собственной шкуре
Ну и какая познавательная программа пройдет мимо киностудии?
Здесь можно и с живым гуру поговорить,
и себя в новом амплуа испытыть
Но в мире секретов бывают и суперсекреты. Та же Coca-Cola тщательно оберегает рецептуру своего главного напитка, и готова пустить съемочную группу куда-угодно, но только не в тот-самый-цех. А поскольку показывать процесс частично смысла нет, то и выпуска, посвященного газировке номер один, тоже нет.
Случается и так, что «Як це» задумывается над технологиями куда более прозаичными - например, производства колбасы. И в цехах камерам тоже не очень-то рады. «Думаю, если нас не хотят у себя видеть производители сосисок, то делаются они, скорее всего, не из мяса», - смеется Тимур.
А значит - если завод запустил к себе съемочную группу «Як це», то его продукцию можно смело есть. И тут бы самое время забеспокоиться Ольге Фреймут и Вадиму Абрамову - конкуренты подрастают. Но ребята меня заверили, что их проект на лавры ревизоров и инспекторов не претендует: «Мы не стремимся давать оценки качества той продукции, о которой рассказываем, нам интересен только процесс ее производства».
Примерно такой же подход используется в выборе тем: показывать только то, что самим было бы интересно увидеть по телевизору. «У нас есть коллегиальные совещания, на которые каждый приходит с мыслями по поводу будущих программ, и вместе мы обсуждаем, что может пойти, а что нет. Когда мы только начинали, было непаханое поле тем и идей, а сейчас все чаще сталкиваемся с тем, что очень сложно найти что-то новое. Иногда мы даже переосмысливаем то, что было снято в первом-втором сезонах, и можем еще раз поехать на производство какого-то продукта, о котором уже рассказывали. В любом случае, повторения не будет: за пять лет многое изменилось, в том числе, и технологии. Таких примеров пока не очень много, но постепенно мы к этому приходим», - объяснил Мирошниченко, приведя в качестве примера эпизод, посвященный стеклотаре.
Еще в 2010 году съемочная группа рассказывала об одном украинском предприятии, причем на тот момент оно было вполне современным. «А совсем недавно я побывал уже на другом таком предприятии, где только-только открылась новая производственная линия. Там все совершенно иначе, так что смело можно ехать и снимать новый выпуск».
Что же до рейтингов, то здесь признают: доля у проекта действительно небольшая, но это не значит, что украинского зрителя подобные программы не интересуют. «У нас априори не может быть доли в 15-20%, ведь у канала она меньше 0,5%, - говорит Мирошниченко. - Но нам важно делать что-то подобное в рамках общественного вещателя, ведь познавательный контент на общенациональном телевидении практически отсутствует».
Так что если вам, как и мне в какой-то момент, показалось, что лучший способ расширить аудиторию «Як це» - это переход на другой (в идеале - платный) канал, то авторы проекта с вами не согласятся: «Во-первых, а кто тогда будет развивать общественное телевидение? - альтруистично говорит Шинкарчук. - А во-вторых, то же платное телевидение подразумевает, что оно доступно не для всех. Путем создания программы здесь мы, чисто теоретически, можем донести полезную информацию до большего количества зрителей. Если же перейти на нишевый платный канал, который условно транслируется в Киеве и нескольких прилегающих к нему районах, то в доле, скорее всего, выиграем, то есть в узком сегменте нас будет смотреть больше людей. Но вот с точки зрения масштабов мы проиграем. К тому же, если покрытие такого канала будет ограничено несколькими конкретными городами, то мы упремся в то, что и съемки нужно проводить исключительно в этих городах. Людям где-нибудь в Ужгороде будет неинтересно пускать нас на съемки».
Сейчас же программа доступна зрителям практически по всей Украине, да еще и в Корее (к счастью, Южной): еще в 2013 году НТКУ подписала соглашение с местным спутниковым каналом Arirang TV, и выпуски «Як це» появились в его сетке. Наша же телекомпания получила взамен права на показ художественных фильмов в рамках Недели корейского кино. Неделя эта уже три года как закончилась, а проект так понравился азиатам, что транслируется там по сей день.
На закономерный вопрос, намерены ли они сделать из проекта формат, который можно было бы продавать по всему миру, Шинкарчук и Мирошниченко скромничают: «Мы об этом не думали, да и наша программа содержательно мало чем отличается от проектов Discovery, в частности - «Как это работает».
С точки зрения зрителя, в этом только половина правды: определенные референсы в «Як це», конечно, чувствуются, но и различий не меньше. К примеру, здесь есть ведущие, количество которых менялось от сезона к сезону: сначала в этой роли выступал только Тимур, позже они с Сергеем работали в паре, но со временем вернулись к сольному формату. Теперь за каждым из них закрепляется отдельный выпуск. «Так сложилось, что у каждого из нас есть и другие проекты, поэтому в работе в паре мы видели экономию времени и ресурсов. Но вышло ровно наоборот: появился дополнительный съемочный день, и времени на каждый выпуск стало уходить еще больше. Со временем мы решили разделиться и вернуться к формату, когда в каждом выпуске от начала до конца работает одни ведущий. Только теперь нас двое», - объясняет Тимур.
В новом сезоне, стартовавшем в начале осени, добавилась еще одна рубрика - «Фреш треш». Ею занимается отдельная команда из троих человек, в обязанности которой входит написание и отыгрыш на камеру небольших зарисовок на тему, которой посвящен каждый отдельный выпуск. «Мы называем это дуроменталистикой. Однажды мы подумали, что о серьезных производственных моментах можно рассказывать не только интересно, но еще и смешно. Так появилась на свет эта рубрика. Надо отдать должное ребятам: несмотря на особенности жанра, информационная составляющая не страдает, и даже из дуроменталистики можно вынести много полезного», - говорит Сергей, добавляя, что у «Фреш треш» вполне хватает потенциала, чтобы вырасти в самостоятельный проект - была бы воля руководства.
Кстати, о руководстве. Оно, по признанию моих собеседников, питает к проекту весьма теплые чувства. По превращении НТКУ в Общественное, Зураб Аласания (его имени ребята не называют, но мы-то знаем) основательно почистил сетку «Першого», оставив всего 5% старого контента, в том числе и программу «Як це». «У нас состоялся разговор с руководством, и нам сказали: «Ребята, все уходят, а вы остаетесь. Вы нам нравитесь, мы видим в вас будущее», - признается Шинкарчук.
Но, по большому счету, метаморфозы мало повлияли на судьбу «Як це»: бюджеты остались на прежнем уровне, техника лучше не стала (как и хуже, и на том спасибо), требования не изменились. О стоимости каждого выпуска, правда, спикеры умалчивают, называя ее «рыночной», а, говоря о команде, уточняют, что все ее члены (около 10 человек) - сотрудники НТКУ, занятые и в других проектах вещателя.
Что же до собственного развития, то у авторов программы есть план, причем весьма глобальный. «Мы готовы пойти на переговоры с Кабмином, чтобы предложить свою программу в качестве информационной площадки, причем она подойдет практически для любого министерства», - объявил Сергей.
С одной стороны, похоже на шутку, но на самом деле Шинкарчук серьезен: если подобное сотрудничество когда-нибудь станет явью, правительство сможет одним выстрелом убить сразу несколько зайцев. Во-первых, это будет та самая поддержка Общественного вещания. А во-вторых, повысится градус интеллектуальной подкованности населения. «Мой любимый пример - выпуск о металлургическом комбинате. Готовясь к нему, я неделю изучал тему по краткому курсу «Основы металлургии». Когда же программа вышла в эфир, мы получили отзыв от преподавателя кафедры металлургии КПИ, который поблагодарил нас за работу и сказал, что этот выпуск можно показывать в качестве вступления в металлургию - коротко, доступно, а главное - сразу видно, о чем идет речь», - поделился Шинкарчук.
В общем, я бы советовала чиновникам присмотреться к этим ребятам. Ну хотя бы из министерства образования. А вы, надеюсь, убедились, что и третью возложенную на него миссию украинское телевидение выполняет. И тем более отрадно, что единственная в своем роде программа существует в рамках Общественного вещания.
Вот только одним «Як це» сыт не будешь, да и «Перший» пока не в состоянии похвастать приличными цифрами. Хочется верить, что рано или поздно либо вещатель нарастит аудиторию, либо кто-нибудь из «большой шестерки» прислушается к моим сегодняшним спикерам и запустит у себя нечто подобное. Конкуренции создатели «Як це», кстати, не боятся - образовательной и познавательной ниши хватит на всех.
Напоследок покажу вам промо проекта - чтобы визуализировать то, о чем рассказали мне Сергей и Тимур:
Сам же проект можно увидеть на канале «Перший» каждую субботу в 10 утра. Не проспите. А если уж проспали – ищите на сайте телеканала.
Фото - Кирилл Авраменко, редакция проекта "Як це?"