Не опять, а снова. Переход на «цифру» в июне 2017 года под угрозой срыва
Кажется, эпопея с переходом отечественного телевидения в «цифру» будет вечной. Как оказалось, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания не готов назвать конечную дату отключения аналогового телевидения, а также составить график отключения в регионах из-за отсутствия консолидированной позиции на рынке. Предварительную дату перехода на эфирную цифру Т2 – 30 июня 2017-го – теперь ставит под сомнение одна из телегрупп. Но Нацсовет не сдается и изучает заграничный опыт: к примеру, в Польше провайдер Т2 перепродавался дважды, а Венгрии его успешно национализировали. Об этом рассказали в ходе конференции «Перспективы внедрения цифрового ТВ и Украине и заграничный опыт», проведенной при помощи Совета Европы на прошлой неделе (при поддержке Совета Европы была разработана методология определения зоны покрытия сети цифрового наземного телевизионного вещания стандарта DVB-T2).
По словам главы Нацсовета Юрия Артеменко, одна из телегрупп заявляет о необходимости отсрочить отключение «аналога» и готовит соответствующее обращение к премьер-министру. Окончательное решение о переходе на «цифру», по словам Артеменко, может быть принято только на государственном уровне – Кабмином и регулятором, но ему не хотелось бы, чтобы процесс перехода затягивался из-за политических или других неурядиц. Что за телегруппа блокирует переход, стало ясно ближе к концу конференции, когда член регулятора Олег Черныш машинально предложил представителю StarLightMedia посмотреть по сторонам, чтобы понять, кто это: рядом сидел представитель «1+1 медиа».
График отключения, который Нацсовет, согласно Плану перехода на Т2, должен был составить еще в октябре, будет готов до конца декабря, после обсуждения с рынком и всеми заинтересованными участниками. Сейчас регулятор активно работает над разработкой плана поэтапного отключения «аналога».
Основная часть конференции была посвящена европейскому опыту перехода на Т2. Руководитель подразделения частотного планирования и координации Национального органа по вопросам медиа и инфокоммуникаций Венгрии Мария Киссне-Акли подробно рассказала о деятельности региональных координационных групп в Европе с целью рассмотрения вопроса цифровых дивидендов – Западноевропейской платформы (WEDDIP), Северо-Восточного форума (NEDDIF), Юго-Восточного форума (SEDDIF). Их роль формальная, главное – выработать единственные правила по использованию частот в мире. Украина как наблюдатель участвует в заседаниях некоторых региональных групп, а в УГЦР хотят создать аналогичную группу в причерноморском регионе, куда войдут Украина, Молдова, Грузия, Турция, Болгария и Румыния.
Международный опыт показывает, что в переходе с эфирного «аналога» на эфирную «цифру» отстают не только Украина, Россия и почти вся Африка. Из близко-европейских стран за прогрессом не поспевает Турция, где вопрос перехода на «цифру» начали всерьез поднимать только в этом году, а в Азии – Индия и ряд других. Украина не прогадала, выбрав между стандартами DVB-Т и DVB-Т2 последний, поскольку он эффективнее и современнее (в Европе цифровое телевидение развивается в основном в стандарте DVB-T). Плюсы очевидны: в одном мультиплексе можно поместить больше каналов, чем в DVB-T – 13 SD-каналов (MPEG-4/AVC) и 4 HD-канала (MPEG-4/AVC). Четыре мультиплекса, как в Украине, – тоже, как оказалось, не большая проблема: в странах, приведенных спикерами как пример, число мультиплексов варьировалось от трех до четырех.
Успешный переход на Т2 освободит частоты, которые должны уйти под 4G (703-733 МГц из первого цифрового дивиденда и 832-862 МГц – из второго). Во втором телекомрегуляторе – Нацкомиссии по информатизации – все же надеются провести конкурс на 4G (LТЕ) в декабре следующего года. Но это можно сделать только после освобождения первого цифрового дивиденда – то есть эфирного аналогового телевидения.
Если в Украине только думают над проведением среди местных мобильных операторов аукциона-конкурса на 4G, то в европейских странах их массово завершили еще в 2013-м, выручив в госбюджеты сотни миллионов (а в некоторых странах – по несколько миллиардов) долларов. Объяснить причины столь разного подхода к ценовой политике по 4G иностранные спикеры не смогли. Так что предлагаю просто ознакомиться со статистикой по разным странам Европы:
Если говорить о конкретных примерах, то стоит отметить инициативу Венгрии: местный оператор «цифры» был тесно связан с французской компанией, но в 2014-м его национализировали (государство выкупило за 180 млн евро). Примерно тогда же, по информации Марии Киссне-Акли, в стране запустили госпрограмму по раздаче около 200 тыс. телетюнеров.
Польским опытом поделился Кшиштоф Залевски, руководитель регуляторного департамента Офиса Краевого совета по вопросам телерадиовещания Польши. В стране – 4 мультиплекса с покрытием 98-99% (в одном из которых – только 7 телеканалов Общественного вещания) и отдельный пятый мультиплекс с возможностью просмотра мобильного телевидения (24 канала) и прослушивания 12 радиостанций. Он покрывает только 66% страны и сконцентрирован в больших городах. «Аналог» в стране отключили еще в июле 2013-го. Провайдер «цифры» – частная компания с вполне прозрачной собственностью, которая уже успела дважды перепродаться. Примечательно, что в Польше ее называют техническим оператором, а цифровые частоты принадлежат не государству, как у нас, а непосредственно телеканалам. Программы по раздаче телетюнеров в стране не было.
В целом польский телерынок немного напоминает Украину: спутниковых телеканалов в стране – 99, местных вещателей – 291, онлайн-телеканалов – 112, кабельных провайдеров – 500, а также 3 спутниковые платформы и 5 цифровых мультиплексов.
Напоследок – еще несколько выводов с конференции в тезисах.
- По уверениям УГЦР, строить еще один мультиплекс – пятый, под цифровое телевидение – можно уже сейчас, не отключая «аналог» (частоты есть). Но сперва государству стоит подумать, нужно ли делать Концерн РРТ оператором Т2 и стоить ли брать на это кредитные деньги.
- Развивать вещание в специальном DVB-H стандарте старой технологии цифрового мобильного телевидения нет необходимости – компания «Этер», которая владеет лицензией на шестой мультиплекс (МХ-6) в этом стандарте, частично пересекается по частотам с «Зеонбудом» и должна уйти с рынка. Но это случится лишь по истечении срока действия лицензии компании – через два года, в 2019-м.
- Оказалось, что лицензия провайдера цифрового мультиплексов МХ-1, МХ-2, МХ-3 и МХ-5 истекает через три года – она выдавалась «Зеонбуду» в начале 2010 года ровно на 10 лет. Так что потерпеть осталось немного – если, конечно, Нацсовет не решит вдруг продлить лицензию.
Так, может, ну его – этот переход на Т2? Потерпим еще три года?
Фото - batona.net