Склоки, деньги и борьба за власть. 15 самых громких медийных скандалов года
Каждый год на исходе декабря я предлагаю вам ненадолго забыть о предновогодней суете, нарезке оливье и подготовке к грядущим праздникам и оглянуться назад. Вчера вы уже узнали, каким запомнился уходящий 2016-й медиакорпорациям, а сегодня я настоятельно рекомендую припомнить мою любимую часть медиажизни, без которой она не была бы настолько яркой и занимательной. Речь, конечно, о скандалах и скандальчиках на нашем рынке. Тема, к слову, оказалась настолько животрепещущей, что уже успела уйти в народ, но я не могу оставить вас без удовольствия еще раз пережевать темы, которые в свое время лишали нас покоя и сна. Итак, поехали!
«Громадське ТВ» против Романа Скрыпина
Начало 2016 года запомнилось украинским медийщикам не только выходом на украинский рынок платформы Netflix, но и масштабным скандалом, разразившимся в рядах «Громадське ТВ». Сначала вещатель в лице Дмитрия Гнапа обвинил Романа Скрыпина в растрате общих денег в большом количестве. Роман, естественно, молчать не стал и развернул целую кампанию, которая была направлена не столько на возвращение честного имени, сколько на очернение бывших партнеров. История продолжилась исключением Скрыпина из ОО, а также уголовным делом, которое, впрочем, так и не сдвинулось с мертвой точки. Экс-друзья по сей день вспоминают тот нелегкий январь, время от времени вбрасывая на вентилятор не слишком приятные субстанции, но практической пользы эта история не принесла никому. Разве что, жителям Киева - теперь Роман, если помните, занимается строительством «метро на Троещину»…
«Киномания» против Warner
Этот скандал тянулся с конца 2015 года, а своего апогея он достиг аккурат накануне праздника - 31 декабря стало известно, что украинский прокатчик и американский мейджор отправляются в суд разрывать допсоглашение к контракту, в котором фигурировал Сергей Тарута. Честно говоря, от 2016-го я ожидала масштабного развития событий, однако компании, судя по всему, нашли в себе силы договориться по-тихому. В частности, благодаря этому мы с вами смогли увидеть масштабную премьеру картин «Отряд самоубийц» и «Фантастические звери». И на том спасибо.
Госкино против сомнительного контента
Для Филиппа Ильенко и его коллег по Госкино уходящий 2016-й ознаменовался масштабной борьбой с сомнительным контентом в эфире украинских каналов. В основном она была направлена на российские сериалы, но не обошлось и без показательной порки своих же, например, канала «Украина» за картину «Не зарекайся». Более того, эта история завершалсь еще и роспуском Экспертной комиссии при ведомстве (и последующему набору тех, кто «не утратил доверие»), что тоже не обошлось без любимой украинцами зрады. Еще один виток борьбы - свежая история с сериалом «Последний коп», который Плюсы пытались выдать за копродукцию. Хочется верить, что в 2017-м подобные случаи повторяться не будут, но я бы не зарекалась.
Нацсовет против нарушителей
Говоря о борьбе, нельзя не вспомнить, как Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания во главе с Юрием Артеменко целый год самозабвенно сражался со всеми, кто хоть как-то нарушал установленные правила игры. Здесь вам и бесконечные отказы в продлении лицензий «112 Украина», и периодические претензии к «Интеру», и даже бои с СТБ, которые вынудили последнего закрыть сразу несколько рейтинговых проектов. Несмотря на то, что практически ни одно заседание не обходилось без показательных порок, кое-кому по имени Олег Ляшко этого было мало: политик не упускал случая публично отметить, что члены регулятора должны быть жестче и суровее. Не лишним будет вспомнить и о наказаниях для радиостанций, которых Нацсовет не жалеет с тех пор, как квоты на украинский язык вступили в силу, но об этом чуть позже.
«Ревизор» против «Инспектора Фреймут»
О скандале, в котором погрязли проекты «Ревизор» и «Инспектор Фреймут» сегодня не слышал только ленивый. И если любому здравомыслящему человеку с первого взгляда понятно, кто здесь жертва, а кто - злодей, то украинской Фемиде понадобилось куда больше времени. Девять раз суды различных инстанций собирались на заседания, но итоговое решение не вынесено до сих пор. Пока ждем 13 января, а там будет видно, чем сердце успокоится.
Радиоиндустрия против государства и квот
Возвращаясь к радиоквотам, нельзя не вспомнить не только то, как их принятие сказалось на работе радиостанций, но и то, на какие ухищрения шла индустрия в целом, пытаясь противостоять неизбежному. Сначала речь шла о том, что нормы, прописанные в законопроекте, невозможно выполнить, затем - что они противоречат нормам ЕС. А Матвей Ганапольский однажды и вовсе пригрозил покинуть Украину, если его заставят говорить в эфире на украинском. Как бы там ни было, а итог известен: закон работает, Нацсовет наказывает непослушных, но эфиры радиостанций от этого сильно лучше не стали.
Провайдеры против телегрупп
Если в предыдущем случае речь шла о противостоянии государства и индустрии в целом, то в этом не на шутку переругались между собой игроки отрасли. Как только стало известно о подготовке изменений к закону об Универсальной программной услуге, провайдеры и телегруппы словно с цепи сорвались и начали взаимно обвинять друг друга практически во всех грехах, главный из которых - желание нажиться на ближнем. Представители телеком-отрасли то просили президента ветировать закон, то устраивали показательные выступления на круглых столах, а самые смелые даже принялись отключать некоторые каналы в целях профилактики. Последние тем временем не слишком-то обращали внимание на происходящее и один за одним озвучивали свои будущие расценки. Закончилось все... хотя нет, подождите: ничего еще не закончилось, 1 января на носу, а переговоры - в разгаре.
Кое-какая медиагруппа против кое-какой медиагруппы
Следующий скандал для многих прошел незамеченным, но от моего внимательного взора не спрячется никто. Не буду называть имен, но весь год две крупные отечественные медиагруппы не упускали повода друг друга подловить на нарушениях. В прямое противостояние они, впрочем, не вступали, ограничиваясь взаимным науськиванием и попытками загрести жар чужими (журналистов, чиновников и всех, кто хоть немного причастен к медиадеятельности) руками. Не знаю наверняка, что изначально послужило поводом для конфликта, но наблюдать за его развитием, признаюсь, интересно. Посмотрим, перенесут ли его фигуранты и в следующий год.
Скандалы с Общественным вещанием
Обвинить кого-то одного в том, что весь год не утихали скандалы вокруг Общественного вещания, невозможно, поскольку поучаствовать в них сумели все, находившиеся поблизости. То Олег Наливайко ополчится на Зураба Аласанию, то против последнего восстанет целый Профсоюз НТКУ. Вместе с этим, депутаты никак не могли договориться о выделении телекомпании финансирования, и итогом бесконечных противостояний стал уход Аласании в отставку аккурат в разгар подготовки к «Евровидению». В общем, если вам вдруг казалось, что все околообщественные структуры занимались исключительно грызней, то вы были правы.
Савик Шустер против Украины
Взяв курс на противостояние с властями Украины еще в 2015 году, Савик Шустер не стал от него отходить и в 2016-м. Не успел журналист разобраться в своих отношениях c Налоговой, как нагрянули новые проблемы, на сей раз - со стороны Киевского городского центра занятости, запретившего ему работать в Украине. Благо, и этот вопрос решился довольно быстро, но это не спасло канал 3S.tv от закрытия, причем причина оказалась довольно банальной - нехватка денег. Впрочем, Шустер пообещал, что вещатель продолжит работу, если найдет $10 млн. Окончательное решение примут в начале года, так что ждем и верим.
Народ против студии «Квартал 95»
Можете считать это суеверием, но лично я окончательно поверила наговорам на високосный год, когда волна упреков и народного гнева докатилась до любимчиков всех и вся - студии «Квартал 95». Стоило Владимиру Зеленскому и Ко поехать в Латвию с большим концертом и немного пошутить там об Украине и Петре Порошенко, как «квартальцев» уже готовы были распять, четвертовать и повесить на ближайшем к границе столбе. Благо, обошлось без жертв, но на творчестве студии это сказалось не самым лучшим образом: чтобы избежать дальшейших упреков, Зеленский принял мужественное решение снять мультфильм «Приключения Гулливера» и картину «Слуга народа-2» с питчинга Госкино. А может, оно и к лучшему - фильм-то уже даже в прокат вышел.
«Интер» против всех и «Телетриумфа»
Телеканал «Интер» уже не первый год время от времени заставляет переживать всех сочувствующих бабушек страны. И хотя в 2016-м обошлось без Кобзона, поводов говорить о вещателе было, хоть отбавляй. Первую волну народного гнева, сама того не подозревая, подняла тогда еще выпускающий редактор «Подробностей недели» Мария Столярова. Очень неудачно выругавшись в эфире во время сюжета о Небесной сотне, девушка подвела себя под увольнение и депортацию, а канал - под очередные разборки с общественностью.
Со временем все затихло, но уже в сентябре вещатель снова был на слуху из-за поджога здания, в котором располагается его новостной продакшен НИС. Виновных в инциденте до сих пор не нашли, однако вскоре после этого группа активистов принялась блокировать офис «Интера», заставляя самых параноидальных наблюдателей задуматься, что кое-какая причинно-следственная связь между событиями все же имеется. Неудивительно, что после всего этого многострадальный канал совершил повторный демарш, отказавшись принимать какое-либо участие в церемонии «Телетриумф». Только вот коллеги этого, естественно, не одобрили.
НМПУ против Юрия Луканова
Этот скандал разразился совсем уж неожиданно. Свой профессиональный праздник - День журналиста - в Независимом медиапрофсоюзе решили отметить с размахом, отправив в отставку главу НМПУ Юрия Луканова. Поводом послужило натянутое обвинение в коррупции, однако сам Луканов объявил, что истинная причина кроется в банальной борьбе за маленькую, но власть. И хотя правды, честно говоря, больше было на стороне Юрия, итогом стало назначение на его прежнее место нового человека - Игоря Чайки.
«Миротворец» против журналистов
Если бы мне предложили выбрать самого умелого провокатора года, то я, пожалуй, остановилась бы на кандидатуре портала «Миротворец». Судите сами: сначала ресурс выложил в открытый доступ персональные данные тысяч журналистов, когда-либо получавших аккредитацию у террористов на оккупированных территориях, причем этой информацией сразу же поделился советник МВД Антон Геращенко. После этого работники СМИ начали массово получать в свой адрес угрозы, а общество разделилось на сочувствующих и осуждающих. К первым, кстати, примкнула Татьяна Попова, обвинившая «Миротворец», Геращенко и остальных в давлении на журналистов и на этой почве даже подавшая в отставку.
«Зеонбуд» против каналов-должников
У меня есть маленькое невинное хобби - следить за деятельностью загадочной компании «Зеонбуд», которая хоть и признана монополистом, но сама себя таковым не считает. В уходящем году и в ее работе не обошлось без скандалов, самый громкий из которых был связан с отношениями провайдера и каналов-должников. Как выяснилось, ряд небольших вещателей задолжал «Зеонбуду» солидные суммы, и тот не придумал ничего лучше, как отключить их. Вот только с Нацсоветом процедура согласована не была, так что у регулятора предсказуемо начали возникать вопросы как к каналам, так и к провайдеру. И вот тут выяснилось самое интересное: оказывается, «Зеонбуд» в своих решениях руководствовался не столько финансовой составляющей, сколько личными отношениями с каждым отдельно взятым каналом. И если одним грозило отключение и суды, то другие вполне обходились реструктуризацией долгов и даже их списанием. Точка в этой истории пока не поставлена, так что и в следующем году скучно не будет.
Урожайный получился год, ничего не скажешь. Надеюсь, в 2017-м все топоры войны будут наконец зарыты, а вчерашние скандалисты найдут в себе силы выйти на тропу мира, добра и сотрудничества. Ну, или хотя бы конструктива.
Фото - youtube.com, fttc.com.ua, webchutney.pk,
kvedomosti.com, dennydov.blogspot.com, zn.ua, infokava.com,
sharij.net, bukinfo.com.ua, ukrinform.ua, soc-life.ru, pikabu.ru