По стопам «Ревизора». Как «Тайный агент» доказывает, почему стоит эфирного времени
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то «Ревизор» был не самостоятельным проектом, а лишь рубрикой программы «Подъем». Сегодня птенчик, оперившись, стал одним из самых успешных шоу страны и ближнего зарубежья. На «Новом канале» эксперимент по отпочкованию единогласно был признан удачным, а потому его всеми силами стремились повторить - нужен был лишь подходящий повод.
Со временем потенциал усмотрели в еще одной рубрике, на сей раз - проекта «Абзац!», причем она снова задевает любимую аудиторией вещателя проверочно-ревизионную тематику. Да-да, вы правильно поняли: речь о новом шоу «Тайный агент», недавно стартовавшем в эфире канала. Еще в прошлом году я одним глазком заглянула на съемочную площадку пост-шоу проекта, поговорила с его создателями, а теперь пришло время познакомиться с «Тайным агентом» поближе и узнать, совпала ли суровая действительность с тем, что нам обещали.
Как и любой проект, «Тайный агент» начинается с фирменной графики.
Она здесь вполне в духе «Нового канала» - стильно, модно, молодежно и даже заслуживает того, чтобы чуть позже упомянуть ее еще раз
В шоу есть ведущая, и она тоже выходец из «Абзаца!». Если не можете вспомнить, то это журналистка проекта Катя Павлюченко
Разговаривая несколько месяцев назад с авторами «Тайного агента», я, честно говоря, плохо понимала, чем именно Катя будет заниматься в новой роли: расследования, судя по анонсам, были отданы ее коллегам, а пост-шоу и вовсе обзавелось собственной парочкой ведущих - Андреем Шабановым и Ириной Хоменко. К счастью, мои опасения насчет того, что Павлюченко в «Тайном агенте» останется не у дел, не оправдались.
Во-первых, девушка выполняет роль голоса за кадром (правда, как по мне, уж слишком экспрессивно), без которого порой сложно понять, что происходит на экране, а во-вторых, разбавляет своими мини-рубриками бесконечные сюжеты, снятые в основном по-тихому и на телефон (качество картинки - соответствующее).
И, конечно, в самом начале выпуска именно она дает понять, что ждет зрителей в ближайшие несколько часов
Дебютный эпизод проекта был посвящен кулинарии и всему с ней связанному - супермаркетам, медкнижкам, реанимации подпорченных продуктов и т.д. А начать решили с любимой миллионами соотечественников курочки гриль.
Где-то на пятой минуте просмотра я поняла, что поужинать нужно было до старта программы. Фатальная ошибка!
Авторы проекта говорили мне, что вдохновляются, среди прочего, сообщениями из соцсетей, и некоторые из них оказались адресованы Олечке. Интересно, какой?
Но вернемся к сути. Раз уж Катя на всю страну объявила, что украинцы массово травятся готовыми продуктами из супермаркетов, нужно это доказать, а еще лучше - показать. Именно на этом этапе к делу подключаются другие журналисты-расследователи, и их задача куда сложнее, чем начитывать текст и опрашивать приглашенных экспертов. Как и было обещано, сотрудники шоу по-настоящему устраиваются на другие работы (в случае с первым выпуском - в отдел кулинарии в одном из столичных супермаркетов) и трудятся там до тех пор, пока не постигнут все тонкости и секреты профессии.
На сей раз в расход была пущена хрупкая, но очень смелая Оля Манько, которая, я уверена, в начале эксперимента даже не догадывалась, что ей предстоит пережить
Но сначала - обязательный для всех, кто хочет работать с едой, медосмотр
На этом же этапе к расследованию подключается еще один журналист - Максим Узол, который, пока Оля гнула спину в супермаркете, проверял, как у нас обстоят дела с покупкой медкнижек
И тут я не могу не отметить работу сценаристов. Понимая, что количество параллельно развивающихся сюжетных линий непременно запутает зрителя, они нашли весьма изящный выход из положения, буквально разжевывая аудитории последовательность действий и обосновывая переходы то к Оле, то к Максиму.
Иногда журналисты пересекались в кадре, что выглядело вполне оправданно
А вот и обещанное упоминание о графике: те самые переходы от одного героя к другому выполняются с ее помощью. Тут захочешь - не запутаешься
Катя, как я и говорила, тоже времени зря не теряла: пока ее тайные агенты работали на местах, она с помощью приглашенных экспертов собрала толпу на улице и проводила разного рода эксперименты
В остальном же особых откровений от шоу не ждите: расследования они и есть расследования.
Здесь вам и уже затертые до дыр ужасы из закулисья супермаркетов,
и леденящие кровь истории из больниц,
а в качестве бонуса - несколько рецептов того, как можно «оживить» протухшие рыбу и мясо. Конечно, в проекте это было показано скорее с целью уберечь зрителей от уловок продавцов, но и последние вполне могут быть в числе аудитории шоу
В общем, «Тайный агент» удался, и его дебютный выпуск оставил по большей части приятные впечатления. Единственная (хотя и очень весомая) претензия к проекту - отсутствие свежести и новизны в подходах и выборе тем: о закулисных ужасах заведений общепита не рассказывал только ленивый, а потому шанс отыскать там что-то уникальное стремится к нулю. Очень надеюсь, что темы остальных выпусков будут менее заезженными.
Вместо эпилога - несколько слов о пост-шоу, которым сразу же одарили «Тайного агента». Да, особой новизны нет и здесь - если вы видели хоть один выпуск «Страстей по Ревизору», а теперь уселись оценивать дуэт Шабанова и Хоменко, то знаете, о чем речь. Да и отсутствие Сергея Притулы, способного одним своим появлением вытянуть практически любую идею, явно не располагало к успеху.
Но даже такие вводные не помешали тому, чтобы пост-шоу получилось довольно динамичным и (местами) веселым: Андрей давно набил руку на стендапе, а Ира, похоже, умеет быть своей в доску
Кроме того, отличной идеей было развести ведущих по разным лагерям: если Хоменко действительно делает все, чтобы отстоять интересы потребителей, то Шабанов не отходит от линии защиты бизнеса даже в самых безнадежных случаях.
Например, он пытался убедить зрителей, что мешать тазик оливье в супермаркете руками - это следовать заветам Джейми Оливера
Пришло время подвести итоги. Первый блин не стал комом, и это уже успех: оба проекта воспринимаются на одном дыхании, качество их исполнения тоже не вызывает вопросов, а количеству драмы и саспенса может позавидовать даже «Ревизор». Посмотрели же проекты так: «Тайный агент» - 9,99% и 10,89% (аудитории 18-54, 50+ и 14-49, 50+), пост-шоу - 10,26% и 11,15%.
Похоже, «Новый канал» нашел свою нишу и скоро будет весь свой эфир строить вокруг журналистских расследований и инфотеймента.