Кому достанутся почти 700 млн грн. Результаты Десятого конкурса Госкино. Главное
После того, как разбросали по всему украинскому кинематографу «камни» в виде 162 кинопроектов, обязательно наступает время их собирать. И это время - сейчас. Сегодня на брифинге Государственного агентства по вопросам кинематографа Экспертная комиссия и Филипп Ильенко объявили результаты второго тура (питчинга) Десятого конкурса кинопроектов.
Предлагаю по горячим следам посмотреть на эти результаты. Напомню, о каждом из проектов конкурса можно прочитать в подробностях (и сравнить его с конкурентами) в моих онлайн-репортажах с каждого дня питчингов: первого, второго, третьего, четвертого и пятого.
Как напомнил Ильенко, на Десятый конкурс было подано более 280 проектов, во второй тур прошли 164, из них презентовались 162. А победителей Десятого конкурса оказалось 78. Кто именно - сейчас расскажу.
Глава Госкино уточнил, что члены Питчинговой комиссии не участвовали в обсуждении и оценивании фильмов в категориях, где на финансирование претендовали связанные с ними проекты. Подсчитав финансовые планы поданных на Десятый конкурс проектов, эксперты определили «проходные» 37 баллов. Но Филипп Юриевич подчеркнул, что заявленная сумма государственной поддержки, на которую претендуют кинопроекты, не требуется в следующем году - процесс растянется на несколько лет (как минимум на три года, по его оценкам). Часть кинопроектов Питчинговая комиссия оценила высоко, но рекомендовала продюсерам пересчитать бюджет.
Ну и наконец, Ильенко отметил, что с конца лета 2017-го украинские фильмы (в основном, снятые при поддержке Госкино) будут выходить в широкий прокат каждую неделю. С одной стороны, это большое достижение, с другой - вопрос дискуссионный. Но об этом мы поговорим чуть ниже. Вначале - о победителях.
Игровые национальные полнометражные фильмы для широкой зрительской аудитории:
- «Вiн i Вона» («КіноКвартал»)
- «Дверi» (Fresh Production)
- «Секс i нiчого особистого» (Star Media)
- «Будинок слова» (Fresh Production)
- «5baksiv.net» («Перлини сезону»)
- «Скажене весiлля» («Прототип Продакшн»)
- «Гувернер» («Гарнет медiа»)
- «Птах душi» («АС УМ Груп»)
Суммарно фильмы просят у Госкино ни много ни мало 110 млн 045 тыс. грн.
Игровые копродукционные полнометражные фильмы для широкой зрительской аудитории:
- Anne De Kiev («Кiнороб»)
- «Спадок брехнi» («ТОЙ Студио»)
- «Кремiнь» («Пронто фильм»)
- «Адвокат зi Львова» («МКК»)
- «Останнiй крок» («Ист вест», новый продакшен Олиаса Барко)
- «Довiра» («Ессе продакшн»)
- «Викрадення диявола» («Гарнет медиа»)
В сумме эти картины обойдутся Госкино в 167 млн 8767 тыс. грн.
Игровые национальные авторские кинопроекты:
- «Серафiма» («Кристи фильм»)
- «Передчуття» («Гарнет медиа»)
Вместе два проекта просят 28 млн 460 тыс. грн.
Игровые копродукционные авторские кинопроекты:
- «Жiнка на вiйнi» («Солар фiльм»)
- «Свiтлячок» («Лаймове свiтло»)
На двоих они сообразят на 20 млн 296 тыс. грн.
Детское кино:
- «Груднева казка» («Бiг хенд»)
- «Козацька Хоругва» («2016»)
- «Чарiвнi окуляри» («Сон це»)
- «Тiльки диво» («Казка»)
Вместе для детей у Госкино просят 114 млн 821 тыс. грн.
В секции Национальное неигровое кино победителей очень много:
- «Директорiя кiно» с фильмом «Ульяненко: без цензури»
- студия «МАГИКА» и их «Земля Iвана»
- «Альбатрос» с проектом «Жовтий автобус»
- «Мейнстрiм» с картиной «Сiль from Bonneville»
- «Три-я-да продакшн» и их проект «У-777. Перемога над смертю»
- студия «К-Медиа Плюс» с предложением «Лобановський, Блохін і інші в неслужбових звітах майора КДБ»
- «ТТМ» с фильмом «Портрет на тлi гiр»
- та же «ТТМ» с проектом «Вусатий фанк»
- студия «Атасов Фільм Тревел» и фильм «Бовсунiвськi бабусi»
- «ФОРПОСТ» с фильмом «Гiдра»
- студия «Джей Эес» с проектом «Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго» (который гарантировал Госкино отличный прокат)
- студия «Iнсайтмедiа» с фильмом «Терикони»
- «СУК» и их предложение «Перлина абсурду»
- продакшен «Трумен» и их «Гоголь док»
- продакшен «70 мм» с фильмом «Одержимiсть»
- Fresh Production и их предложение «З України до Голлівуду»
- «Пронто фильм» с фильмом «Сказ»
- «СУК» с фильмом «Зарваниця»
- «Кинематографист» с фильмом о Черкасском «Давид - свято довжиною в життя»
- «435 фильмс» с проектом «Заповідник Асканія»
- «Кинематографист» и фильм «Десята муза в Україні. Фільм четвертий».
В общем эта секция взвесилась на 45 млн 714 тыс. грн.
Неигровые копродукционные фильмы:
- «Директория кино» с проектом «Бабуся. Складнощi перекладу»
- студия «СИГНАЛ РЕД» с фильмом «Король Украины»
- компания «Табор» и проект «Андрiй Сумейман»
- студия «Татофильм» с предложением «Народженi квiтнем»
- компания «Магiкафiльм» с фильмом «Ельфова вежа».
Вместе они обойдутся Украине в 8 млн 723 тыс. грн.
Дебюты:
- Road Movie military («Инсайтмедиа»)
- Solitude (ООО «Табор»)
- «Дух лiсу» («Мейнстрiм»)
- «Мої думки тихі» («Той сiнема»)
- «Порядна львiвська панi» («КРІСТІ ФІЛЬМ»)
- «В радостi i тiльки в радостi» («АП ЮЕЙ Студио»)
- «Iди по водi» («Пронто фiльм»)
- «Чужий» (Студия Довженко)
- «Ивана купала» (Fresh Production)
- «Генделик» («Золоте руно»)
- «Нечеткий пацан» («Ессе Хаус»)
Скромная на первый взгляд дебютная категория «весит» на 23 млн 380 тыс. грн.
Анимация короткометражная:
- студия «Новаторфильм» и проект «Моя країна-Україна. 2 сезон. Серії «Козак Варвара і Дніпро», «Місто Лева» та «Соловей»»
- компания «ТТМ» и первый авторский мультфильм «Кохання»
- компания «Глоуберри букс» с сериалом «Мама поспiшае додому»
- студия «Борисфен С» с проектом «Цирк на дротi»
- компания «Маркусфильм» с фильмом «Пуповина»
В сумме проекты просят у Госкино 15 млн 785 тыс. грн, а вот в братской категории анимационного полнометражного кино победителей не оказалось вовсе.
Среди игровых фильмов про героизм защитников Украины победили:
- студия «Пронто фильм» с проектом «Ковчег»
- компания «Инсайтмедиа» с приквелом к картине «Червоний»
- «КримСОС» с проектом «Иман»
- «БиТиЭл Вавилон» с фильмом «На своей земле»
В сумме эти проекты нуждаются в государственной поддержке на 26 млн 213 тыс. грн.
В категории неигровых фильмов о героизме защитников Украины победили все без исключения проекты. В сумме на их реализацию государство потратит 17 млн 737 тыс. грн.
В двух секциях тематических фильмов о 85-летии Голодомора победил только один проект: студия «Кiнороб» с фильмом Gareth Jones выдающегося польского режиссера Агнешки Холланд. У государства проект просит 27 млн 295 тыс. грн.
В секции о величии украинского духа, придуманной Минкультом, победил единственный проект, дошедший в ней до второго тура: фильм студии «Пронто фильм» «Довбуш». Ему нужны целых 66 млн 190 тыс. грн.
Проведя нехитрые математические операции, в сумме я получила 679 млн 532 тыс. грн. Это приблизительно треть от того, что изначально просили продакшены. В случае, если этот бюджет «растянуть» на три года, как обещает глава Госкино, он составит по 220-240 млн в год.
При этом Экспертная комиссия рекомендует Госкино при подписании договоров со студиями уменьшить запросы. В частности фильмов Gareth Jones, Anne de Kiev, «Андрей Сулейман», «Викрадення диявола», «Гувернер», «Гiдра», «Довбуш», «Довiра», «Из Украины в Голливуд», «Земля Ивана», «Кохання», «Лобановский, Блохин...», «Одержимiсть», «Операцiя Грубешiв», «Останнiй крок», «Птах душi», «Спадок брехнi», «Терикони», «Тiльки диво», «У-777», «Ульяненко: Без цензури». Что касается фильма «Давид», то здесь эксперты рекомендуют увеличение хронометража без увеличения бюджета. В таком случае расходы ведомства сократятся еще более.
Как подчеркнул на брифинге Филипп Ильенко, особое внимание на Десятом конкурсе уделили зрительскому кино, так как пришло время потеснить Голливуд в украинском прокате. Ввиду того, что акцент при поддержке кинопроектов действительно сделали на игровое кино с прокатным потенциалом, возможно, часть затрат государственному агентству вернется - в списке есть несколько проектов, в окупаемость и даже прибыльность которых можно верить.
Обо всем этом я решила поговорить лично с главой Госкино - у меня накопились десятки вопросов, но отетить он успел только на несколько.
- Филипп, мы прощаемся с этим составом Экспертной комиссии. Кто же будет отсматривать фильмы, которые сдают в Госкино по мере готовности?
- Ну, потом это будет Экспертный совет, который мы создадим. До того Комиссия продолжит исполнять оперативные функции, полномочий она еще не утратила. Питчинги, согласно закону, Комиссия проводить не может, но все остальные функции исполнять пока будет.
- А когда будет создан Экспертный совет?
- Чтобы его создать, нужно принять соответствующее Положение о Совете. Мы над этим работаем, скоро будем готовы направить проект в правительство. Разрабатываем все проекты совместно с индустрией в рамках рабочей группы. Это непростая работа, все заинтересованные органы власти должны эти проекты согласовать и утвердить, нужны будут общественные слушания. Я думаю, Экспертный совет будем формировать осенью, чтобы в следующем году работать по новой бюджетной программе.
Хочу подчеркнуть, что будут новые процедурные правила проведения питчингов, но не новые принципы. Наш главный принцип - открытость для всех, кто хочет участвовать, и для всех, кто хочет наблюдать за процессом - сохранится. Как вы увидели по результатам этого конкурса - у нас не существует никаких «мейджоров».
- Но «мейджор» - это же не ругательное слово или оскорбление. Это просто индустриальный термин. Нормально, что есть студии поменьше, а есть - большие.
- Да. Но каждый в Госкино может получить шанс, если у него достойный проект, несмотря на наличие или отсутствие опыта.
- Вернемся к рабочей группе, о которой вы рассказали на заседании Общественного совета. Тогда же заявлялась цель - разработать 48 нормативно-правовых актов. На каком этапе их разработка?
- Она движется, мы работаем. Часть проектов на уровне проектов готова и сейчас будет вынесена на общественное обсуждение. Но, согласитесь, одновременно проводить питчинги, лоббировать законы в парламенте, представлять Украину на международных фестивалях и кинорынках и разрабатывать нормативно-правовые акты - немало для нашего скромного коллектива однодумцев.
- Разумеется! И все благодарны вам за эту работу. Возвращаясь к вопросу Положения об Экспертной Раде: учитывается ли при разработке положений тот факт, что питчинги сериалов и питчинги фильмов должны оценивать разные эксперты? Более того, что в среде киноэкспертов некоторые категории специалистов недопредставлены?
- Да, учитывается. Я полностью с этим мнением согласен. Помимо того, на каждый вид фильмов, лично по моему мнению, должна быть отдельная комиссия. Пусть в ней будет меньше членов, но они будут экспертами именно из этой сферы. Эффективно было бы, чтобы состав такой комиссии ротировался каждый конкурс. Вот те, кто свои проекты в этом конкурсе не подают - те судят остальных, а комиссия каждый раз формируется ad hoc. Один питчинг провели - на следующий сами подаются. Это будет и более динамично, и более специализовано.
Понимаете, когда создавалась система нынешних питчингов, те, кто над ней работал, даже представить не могли, что на конкурс будут поданы 280 проектов. Что в нем будут питчиться сразу несколько полнометражных анимационных проектов - тогда мечтали об одном таком в пять лет. Что на конкурс приедут Агнешка Холланд, Филипп Озоле, Рольф де Хир, что продюсер «Догвилля» Марианна Слот приедет в Киев лично питчинговать свой проект нашим экспертам. Это признание уровня нашего конкурса кинопроектов, и говорит о том, что мы работаем на новом уровне и в мире нас воспринимают серьезно.
- Пока что структурные изменения в киноиндустрии касались только производства. С принятием нового закона и новой системы поддержки, есть ли шанс, что Госкино обратит внимание и на дистрибуцию?
- Конечно. По новому закону это возможно, и нам всем очевидно, что это необходимо. Мы сейчас понемногу пытаемся увеличивать объемы финансовой поддержки фильмов, которые выходят в прокат. Просто чем больше становится фильмов, тем меньше их поддержка.
С одной стороны невозможно требовать успеха, если ты реально помогаешь только в одной составляющей процесса. Неправильно выращивать ребенка до семи лет, а потом отправить в школу в первый класс и сказать: «Все, теперь ты взрослый и должен сам себя содержать, покажи нам мастер-класс по выживанию».
Нельзя всерьез сравнивать в прокате «Пираты Карибского моря» и любой, даже самый лучший, украинский фильм.
- Дело не в сравнении. У всех на рынке одна цель - чтобы фильм увидело максимальное количество зрителей, правильно? С этой точки зрения выпускать в прокат украинские фильмы каждую неделю - это, как по мне, проблема. Особенно по сравнению с тем, что в первом полугодии их было в разы меньше.
- Я тоже считаю, что это большая проблема. В основном все те фильмы, кроме «Чужой молитвы» Ахтема Сеитаблаева, только заканчивали работу, а запущены были еще до войны. А новые фильмы просто еще физически не успели сделать.
- Это не претензия к Госкино или производителям. Я к тому, что зритель - при всей любви к украинскому кино - не сможет купить 4-5 билетов в месяц: это и дорого, и по времени накладно, и конкуренция с Голливудом в конце года очень высокая. Хотелось бы более продуманного выпуска фильмов в прокат.
- Да, частично. Но эти фильмы будут иметь жизнь и вне кинотеатров. Настало время говорить и об украинском VOD-сервисе. Который бы занимался в первую очередь именно распространением украинского кино - как нового, так и классики, которой нормально никто не занимается.
Но это не должно делать Госкино. Госкино не может само снимать классные фильмы, само выводить их в прокат, само открывать онлайн-кинотеатр. Госкино может помогать индустрии, работать с ней в определенной синергии, но не работать вместо нее.
И не поспоришь.
Пока оставлю вас эти результаты переваривать - все же 78 фильмов, почти 700 млн грн. Думаю, о Десятом конкурсе кинопроектов мы с вами еще поговорим, и не раз.
Фото - news.ub.ua и Кирилла Авраменко