Скетчком преткновения. Почему ТЕТ и Госкино не могут поделить «Країну У», и при чем тут Министерство культуры Украины
Иногда и так бывает: вроде бы яйцо уже выедено, а конфликт все не исчерпывается. Например, как в случае телеканала ТЕТ и их скетчкома «Країна У», Государственного агентства по вопросам кинематографа и молчаливой третьей стороны - Министерства культуры Украины. На прошлой неделе я уже попыталась разобраться в этом вопросе, но сами стороны тему закрытой не посчитали.
Прежде чем докладывать вам новые подробности, напомню предысторию. Ровно неделю назад, 1 августа, ТЕТ со ссылкой на инсайдерскую информацию обвинил Госкино в политическом давлении: мол, Экспертная комиссия ведомства получила «экстренное задание» проверить скетч-шоу «Страна У» с целью корректировки жанра, получения нового статуса «кино» и, соответственно, нового лицензирования. ТЕТ удивился, почему проверку назначили шоу, которое уже много лет в эфире, именно сейчас. Также в потенциальной необходимости получать прокатные свидетельства телеканал усмотрел возможный механизм политического давления.
«Шок! Сенсация! Срочно в номер!» - подсказывают герои скетчкома
Тогда же, неделю назад, замглавы Госкино Сергей Неретин ответил, что экспертиза проекта «Країна У» проводится по запросу Министерства культуры Украины, а не как политическое давление на ТЕТ. И проводится именно сейчас потому, что при съемке «Країни У» в музее «Пирогово» (которая была сомнительной законности, согласно правилам самого музея) случился пожар - экспертизу заказали в ходе расследования причин возгорания. Все подробности этой ситуации и собственно запрос от Министерства культуры читайте тут.
А вот и последствия пожара - и, собственно, причина разбирательства
Мне казалось, что все ответы получены, но это я недооценила войну между «1+1» и Госкино. Напомню, «1+1 медиа» (ТЕТ входит в эту медиагруппу) с мая обвиняет Госкино во всех смертных грехах и коррупции почти каждую неделю в сюжетах ТСН разной степени сомнительности. Даже меня попытались в эти обвинения втянуть.
Так что я совсем не удивилась, когда вчера вечером телеканал ТЕТ прислал пресс-релиз, в котором выразил глубокое возмущение решением Госкино. Привожу текст без изменений:
«В пятницу, 4 августа, нам стало известно, что Госкино приняло решение об изменении жанровой принадлежности скетч-шоу «Краина У». Ни канал, ни продкашн-производитель не были вовлечены в процесс и узнали о решении из собственных источников.
«Это нонсенс. Весь профессиональный цивилизованный мир знает о существовании этого жанра и его характеристиках, а Госкино Украины, как оказалось, нет. Есть прецедент и, конечно, мы понимаем причину. Иначе, как политически мотивированным, это решение назвать нельзя», — прокомментировала ситуацию генеральный продюсер канала Виктория Левченко.
Напомним, запрос относительно голосования по поводу изменения жанровой принадлежности эксперты Госкино получили 28 июля, и в течение выходных было получено решение о принадлежности жанра скетч-шоу к категории «игровой сериал». При этом некоторые эксперты не получили запроса о голосовании.
Руководство телеканала «ТЕТ» возмущает не только факт изменения жанровой принадлежности шоу, которое уже в эфире 7 сезонов, но и выборочный характер действий госрегулятора. Ведь другие подобные программы, такие как «Когда мы дома» канала «СТБ», «Сышишь шоу» канала «НЛО», «На троих» канала «ICTV» и другие продолжают работать в жанре телевизионного скетча, а киноэксперты нарушений в этом не видят.
Мы ждем публичное разъяснение позиции Госкино и план действий по изменениям относительно других скетч-шоу. Сейчас телеканал «ТЕТ» готовит документы для судебного иска».
В общем, если вы уже сложили в уме 2 и 2 (а я вас не обвиняю, если нет, в этом уравнении много лишних неизвестных), то наверняка догадались: «собственный источник» телеканала ТЕТ - это кто-то из экспертов Госкино. Экспертных комиссий при ведомстве, напомню, две: питчинговая и прокатная. Подробности о работе прокатной комиссии наверняка рассказал телеканалу кто-то из ее членов. Так как их всего 16 человек, разобраться, кто в этой комиссии особенно дружен с медиагруппой «1+1», совсем нехитрая задача. Подсказка - читайте биографии экспертов.
Замечу, что в пресс-релизе канала ТЕТ снова скромно опущен факт о запросе Министерства культуры Украины и расследовании пожара в музее «Пирогово». Так что за уточнениями я обратилась к PR-директору телевещателя Руслану Керимову, а тот, в свою очередь - к юридической службе канала. Как выяснилось, они ни мою предыдущую заметку не читали, ни, похоже, к Госкино за ответом не обращались:
- Госкино рассказало, что проводило экспертизу по запросу Минкульта. Обращались ли вы в Министерство культуры за ответом?
- Нам не сообщали, кто инициатор экспертизы. Как раз готовим письмо в Минкульт с просьбой о разъяснении.
- Минкульт проводит проверку в связи я пожаром в Пирогово. В свое время продакшен, снимавший скетчком по заказу ТЕТ, обещал помочь в восстановлении пострадавшего имущества. Как сейчас обстоит ситуация?
- Насколько нам известно, продакшен ведет работу по восстановлению. Со своей стороны нам сложно понять связь поврежденной кровли хаты в Пирогово и жанровой принадлежности продукта (напомню, связь была изложена в оригинальном запросе от Министерства культуры, который я уже публиковала, - МН).
- В законодательстве Украины нет определения понятия «скетчком», есть только документальный, художественный контент и телепрограмма. Правильно ли я понимаю, что телеканал ТЕТ сам определил, что скетчком относится к жанру «программы»? К чему, в частности, относятся эфиры скетчкомов по программной концепции?
- Телеканал ТЕТ является заказчиком продукта, а жанр его определяет исполнитель (продакшен). Продакшен решил, что «Страна У» - это скетчком. В Украинском законодательстве отсутствуют конкретные формулировки, из-за которых «Країну У» можно отнести и к телепередачам в частности. Учитывая мировую практику, продакшен отнес его именно к скетчкому. Поскольку такого понятия «Скетчком» в законе нет, на нашем канале, как и на многих других, скетч-шоу проходит как развлекательная передача. Согласно лицензии на вещание, данный продукт у нас относится к категории «развлекательные программы».
Впрочем, было бы странно не дать слова и другой стороне: за новой порцией ответов я обратилась и к Госкино. Заместитель главы ведомства Сергей Неретин рассказал мне следующее:
- Удивляет цитата из пресс-релиза телеканала ТЕТ о том, что якобы «Держкіно ухвалило рішення щодо зміни жанрової приналежності скетч-шоу «Країна У»... Я бы назвал это свободной интерпретацией самого факта решения экспертной комиссии, действующей при Госкино.
Далее, экспертиза в этот раз проводилась дистанционно, так как в Положении об экспертной комиссии указано, что в определенных случаях может осуществляться индивидуальный просмотр. Поясню – это было вызвано тем, что в этот раз мы получили письмо от Минкультуры с четкими линками на видео, которое и нужно было посмотреть экспертам:
- Что именно должна была определить Экспертная комиссия?
В обращении к экспертам нами было указано два вопроса: 1) чем является проект «Країна У» - телепрограммой или игровым телесериалом; 2) есть ли в проекте «Країна У» элементы игрового кино? Восемь из десяти экспертов сделали вывод в пользу игрового телесериала в понимании определения «фильм», основываясь на Законе Украины «О кинематографии» в редакции Закона №159-VIII от 05.02.2015. Также большинством экспертов были зафиксированы игровые элементы в скетч-шоу «Країна У».
Увы, такие понятия как «скетчком», «ситком», «ромком», «драмеди» и т.д. – отсутствуют в нынешней редакции Закона и, как мне кажется, это могло бы поставить точку в вопросе «Країни У» относительно ее родословной.
Отдельно хочу напомнить, что действующая при Госкино Экспертная комиссия по вопросам распространения и демонстрации фильмов составлена, на наш взгляд, из достаточно профессиональных экспертов – писателей, журналистов, сценаристов, общественных деятелей в творческой сфере и т.д. И у нас нет оснований не доверять ее выводам.
- Телеканал ТЕТ считает, что получение прокатных свидетельств станет механизмом политического давления на производителей комедийного контента.
- Политические моменты и спекуляции вокруг данного вопроса комментировать не хочется. Но отдельно хотелось бы поприветствовать оперативность развлекательного телеканала ТЕТ в вопросе добычи внутренней информации нашего органа, и напомнить, что экспертиза проводилась по заказу Министерства культуры. Поэтому дальнейшие вопросы лучше, все-таки, адресовать туда.
Уточню, впрочем, один важный момент: ТЕТ изначально не обращался к нам за выдачей прокаток на скетчком «Країна У», а вот год назад «НЛО ТV» с похожим ситкомом «СуперКопы» режиссера Александра Богданенко обратилась к нам за выдачей прокатного свидетельства на их продукт. То есть телеканал ТЕТ самостоятельно решил, что произведенный ими продукт является телепередачей... А канал «НЛО ТV» в похожей ситуации решил иначе. И без проблем получил свои прокатные свидетельства: на 1-й сезон - в феврале 2016-го с рейингом «12+», на 2-й сезон - в ноябре 2016-го с рейтингом «16+».
Раз уж и телеканал ТЕТ, и Госкино поминали «незлим, тихим словом» телеканал «НЛО TV», за комментарием я обратилась и к главе вещателя Ивану Букрееву. У него, кстати, оказалось свое видение вопроса жанрового определения скетчкомов и вообще ситуации:
- Да, у нас много продукции в таких жанрах. «Суперкопы» - это ситком по жанру, «СышышьШоу» - нечто среднее между ситкомом и скетчкомом, все сезоны «Онлайн» - скетчком. На всю эту продукцию «НЛО TV» получало прокатные свидетельства (и да, мы получали потом по голове от Нацсовета из-за рейтинга «16+», когда это было актуально).
- То есть вопрос в том, что рейтинг у таких скетчкомов «16+», и поэтому нельзя показывать их в дневном повторе? Именно поэтому все боятся получать прокатные свидетельства?
- С января 2016 года это уже не проблема, с маркером «16+» можно показывать контент в любое время, это если «18+», то только с 22:00 до 07:00. Раньше де факто некоторые пользовались такой логикой: удобно было считать скетч-шоу программой, чтобы не было проблем с Нацсоветом. Сейчас это уже не принципиально, но, возможно, в случае ТЕТ определение скетчкома как киносериального продукта нарушает программную концепцию канала.
- Но как определить, скетчком - это киносериальный продукт или программа?
- Я персонально скетчкомы программами не считаю, по типологии это киносериальный продукт, поэтому мы имеем прокатные свидетельства на все, кроме, собственно, передач. В законодательстве, впрочем, это однозначно не определено.
Теперь вы знаете все: и почему некоторые боятся получать прокатные свидетельства, и почему Министерство культуры потребовало экспертизу, и почему сгорел дом в музее «Пирогово». Неясно только, зачем именно телеканал ТЕТ собрался с Госкино судиться - впрочем, зная юристов «1+1», могу предположить, что просто из любви к искусству.
А вот кто прав и кто виноват, решайте сами. А я пойду еще один запрос в Министерство культуры напишу - вдруг мне расскажут, как быть с домиком в Пирогово.
Фото Кирилла Авраменко, ГСЧС Киева и телеканала ТЕТ