Мишка Япончик и килограмм черной икры. Как «1+1» снимают свой самый дорогой сериал «Сувенир из Одессы»
В чем я никогда не подозревала телеканал «1+1», так это в прижимистости или скупости. Поэтому когда в прайм телеканала заявили сериал (а скорее, сериалити) «Школа», который ну очень бюджетный, я сразу же поняла - наверное, готовятся запускать что-то очень дорогое.
Так и оказалось - уже больше года по заказу «1+1», то есть Александра Ткаченко, команда Sister’s production работает над экранизацией романа Валерия Смирнова «Гроб из Одессы» по сценарию Андрея Кокотюхи. Кое-какие подробности сериала вы уже слышали - и что серий у проекта будет 12, и что одну из главных ролей исполнит польский актер Даниэль Ольбрыхский.
Мне же удалось пообщаться с режиссером картины Олегом Туранским, продюсерами Мариной Писаренко (Городецкой) и Викторией Забулонской и представителем заказчика Еленой Васильевой, чтобы выяснить для вас все подробности - и получить от команды подробный фоторепортаж со съемок. Читайте внимательно, впереди - много интересного.
- Бюджет сериала «Сувенир из Одессы», конечно, превышает наши бюджеты на протяжении последних трех лет, так как это большая историческая картина, полная художественных вызовов. Не секрет, что команда канала и Sister’s production впервые взялись за проект такого серьезного организационного и творческого масштаба. При этом для такой работы бюджет нельзя назвать высоким. Он все же не сопоставим с, например, российскими, - рассказала мне Елена Васильева.
И хотя назвать точную сумму телеканал не решился, спокойно можно утверждать, что с 2014 года это - самый высокобюджетный продукт по заказу «1+1». Посмотрим, что из этого получилось?
А получились, например, Мишка Япончик
Его банда
И Молдаванская (не путать с Молдавской) республика
Вера Холодная
- Как тебе мое новое платье?
- Извини, я спешу, не до скандалов
- Циля! Шо ж ви не спрашиваете, как я живу?
- Роза, как ви живете?
- Ой, Циля, и не спрашивайте!
- Скажите, где тут у вас диван, на котором голоса проверяют?
- Здесь проживают супруги Гольдберг?
- Нет. Но на первом этаже живет господин Гольд, а на четвертом госпожа Берг.
- Ага. Значит, они разошлись.
- Абрам, не пойму, почему все кричат: «Паганини - талант! Ах, какой голос!» Он же фальшивит и в ноты не попадает.
- А ты что, был на его концерте?
- Да, нет, мне вчера Моня на скрипке наиграл.
- Жора, таки вы куда?
- Да нет, я домой!
- Я сейчас вашему порто устрою такое франко!
- Изя, не бей его так сильно, вспотеешь!
Приблизительно так, мне кажется, должны звучать диалоги в этих сценах. Впрочем, посмотрим, как это себе представил Андрей Кокотюха.
К слову, все исполнители главных ролей,
в том числе Даниэль Ольбрыхский, играли на инструментах сами. Не Паганини, конечно, но и не Моня
Геннадий Попенко на вечеринке у Веры Холодной тоже не тушевался - говорит, времена меняются, но эти изменения приносят именно смышленые люди.
Ольга Виниченко и Александр Соколовский стоят боятся, а выясняет с ними отношения Дмитрий Суржиков (в роли Григория Котовского)
А вот и тот самый титульный «Сувенир из Одессы». Прототип по заказу налетчика Мишки Япончика в конце XIX века создал знаменитый одесский ювелир Израиль Рухомовский. Слава о филигранной работе мастера в свое время долетела до Лувра, а в 2013 году изделие продали на аукционе Sotheby's за $365 тыс.
- Сериальный сувенир представляет собой маленький футлярчик, на котором выгравированы Уроборос - змея, пожирающего свой хвост, алхимический циркуль, альфа и омега. Эти изображения символизируют цикличность бытия, творчество и смерть. Внутри футляра находится камертон в виде скрипки, который, согласно легенде, был создан для Паганини. Однако его так и не успели подарить маэстро - из-за смерти. Поэтому скрипочка была спрятана в так называемом гробу. Кстати, именно композицию Паганини «Каприс №24» играет наш главный герой Матвей на площади перед оперным театром, - рассказал режиссер сериала Олег Туранский.
Кстати, вот и Олег - дает последние подсказки Ларисе Удовиченко и вездесущему Юрию Горбунову (если бы Плюсы сняли сериал без Горбунова, я бы вся испереживалась)
Впрочем, и без Станислава Боклана представить сериал сложно
А вот о Даниэле Ольбрыхском - совсем отдельный разговор. Для начала - с Олегом Туранским:
- События сериала развиваются в двух исторических пластах - в 1916 году в Одессе, и в Одессе 1970-х. Два, как вы понимаете, совершенно разных города, две эпохи, но каждая, как мне кажется, срезонирует со зрителем современным. В любой эпохе находятся герои, которые не готовы принимать сложившийся порядок вещей, которые будут стремиться к чему-то лучшему, и их история зрителя заинтересует.
Лично для меня главной режиссерской задачей и было передать эту дихотомию отношений между тремя эпохами - 1916-м, 1975-м и зрительским 2018 годами. Дать зрителю задуматься над происходящем и с расстояния экрана суметь провести аналогии.
- В сценарий Андрея Кокотюхи перебежали из оригинального романа Валерия Смирнова «Гроб из Одессы» как минимум три реальных исторических персонажа.
- Да, и Мойше Винницкий, более известный истории как Мишка Япончик, и «атаман ада» Григорий Котовский и Вера Холодная. Но не только они - у нас в сериале также появятся легендарный одесский генерал Алексей Алмазов, аферисты братья Гохманы, которые работали в связке с известным ювелиром Рухомовским, обманувшим Лувр, – в сериале, правда, его зовут Рахумовский. Андрей Кокотюха хоть и расширил некоторые сюжетные линии, но роман Валерия Смирнова лежит в основе сериала.
- Как вы подошли к вопросу кастинга? Это ведь не безызвестные личности, да и киновоплощений у них было немало.
- К счастью, нам очень повезло найти не просто похожих внешне, но и очень талантливых украинских актеров, и на эти роли, и на все остальные. У Дмитрия Суржикова, сыгравшего в нашем проекте Котовского, кстати, была вдвойне сложная задача. Актер по сценарию должен перевоплощаться так же, как реальный Котовский в жизни – тот был склонен к мистификации и экспериментами с образами. Но и Дмитрий, и художники отлично справились с задачей, и, думаю, удивят зрителя множеством насыщенных, узнаваемых, и в то же время провокационных образов.
А вот что мне рассказали продюсеры картины Виктория Забулонская и Марина Писаренко (Городецкая):
- Представьте, легендарная старая Одесса, от эпохи порто-франко и Соньки Золотой Ручки, город банкиров и острословов, аристократов и налетчиков, воров, мошенников и негоциантов - в своем блеске и неповторимости. И вся наша любовно-криминальная история происходит на протяжении сотни лет. Конечно, это значит, что проект дорогой и сложный.
- Очевидно, что такой большой и дорогой финансово проект заказчики из «1+1 медиа» готовят для международных рынков, на продажи. Как с производственной точки зрения нужно подойти к проекту, чтобы он имел международный потенциал?
- В первую очередь для любого рынка важна история (сценарий). Это история о любви и аферах в очень кинематографичное время. Мы решили, что в этом проекте не может быть неважных мелочей. Это и делает проект масштабным, честным и дорогим - не на бумаге, а на экране. Все атрибуты для продажи.
В сериале задействовано огромное количество исторических и художественных объектов – мы не снимали в павильонах. Зритель увидит и Одесский Оперный театр, Приморский бульвар, Тещин мостик, гостиницу «Лондонская», Пушкинский дворик и многие другие. В Киеве мы снимали некоторые интерьерные сцены в исторических зданиях, таких как музей Павла Тычины, Малая опера, Квартира-музей Старицких, Межигорье.
Кроме того, наша команда уделила повышенное внимание проработке «второго плана». Это то, чего вы, возможно, не увидите в кадре, или не обратите на это внимание, но на площадке очень важно создать исторически и настроенчески правильную атмосферу. Чтобы правильно воссоздать эпоху во всех достоверных подробностях, на площадке у нас работали консультанты. В частности, уже ставший легендарным одессит Люсик Заславский, который рассказывал нам: «В Одессе так не говорили, а сказали бы вот так», - и следил за тем, чтобы каждый актер говорил по-одесски.
Отдельная история с натурными съемками, где в кадр то и дело могут попасть кондиционеры, электрические провода, наружная реклама или современные урны. Наш художник-постановщик Александр Тетерин проделал колоссальную работу, чтобы на экране современная Одесса максимально соответствовала началу XX века.
- Я правильно понимаю, что в сериале будет звучать российская речь?
- В сериале герои будут говорить по-одесски. Ну, и по-французски - это же как раз период интервенции. Исполнитель одной из главных ролей - польский актер Даниэль Ольбрыхский - например, свободно говорит и на французском, и на русском. И, кстати, сам играл на скрипке в кадре, хотя не брал инструмент в руки с детства и сильно переживал по этому поводу.
- Украинские продюсеры часто жалуются, что не хватает профессиональных актеров...
- Нам хватило, все у нас в порядке с актерами. Правда, есть вероятность что приблизительно все 80-100 украинских актеров мы в своем сериале и сняли (смеется). Иногда мне кажется, что над сериалом «Сувенир из Одессы» работали вообще все, настолько это масштабный проект.
- В частности, вы сотрудничали с властями города? Если да, то в каком формате?
- Ни похвалить, ни поругать Киев нам не за что, помогать нам с локациями, разрешениями - никто не помогал, но и не мешал. В Одессе в этом смысле работать значительно проще: весь город знал, что мы снимаем сериал. Некоторые злились, конечно, потому что мы каждый раз перекрывали то Дерибассовскую, то Екатерининскую, то Пушкинскую. Но с пониманием относились, и даже с гордостью.
- Вернемся к теме исторической достоверности. Ваш сериал можно считать таким?
- Мы не претендуем на исторически точное отображение событий. И хотя исторические персонажи в сериале фигурируют, это все же не документальная реконструкция, а драматическое изложение истории. Но вполне ответственно можем утверждать, что дух эпохи мы передали точно. Мы погрузились в нее полностью - пришлось узнать многое, в том числе, о таких сферах жизни, о которых ничего и не подозревали - например, о мире криминала, о создании Молдаванской (не путать с Молдавской) республики на Молдаванке в Одессе, почему Французский бульвар так называется, и почему в Одессе он есть, а в Киеве - нет.
О работе с Одесской рассказала и Елена Васильева:
- Город оказал нам огромную поддержку. Одесса очень хорошо идет на контакт, нам разрешали перекрыть центр города, снимать во всех исторических местах, и даже у знаменитого Оперного театра, разве что просили не ходить по газонам. В этом и парадокс, что проект сложный, а договариваться легче, потому что всем он очень интересен, - рассказала Елена.
Надеюсь, когда в Киеве, Одессе и других городах заработают после реформы кинокомиссии, сотрудничество с городскими властями станет еще более гладким.
Впрочем, на один важный вопрос Васильева все же не смогла мне ответить - как оказалось, дата премьеры «Сувенира из Одессы» пока не назначена, и канал не готов ее конкретизировать. Но лично я буду очень ждать, чтобы выяснить, зачем же героям «Сувенира» понадобилось столько черной и красной икры:
И вам приятного аппетита.
Фото - пресс-служба 1+1