Facebook LiveJournal Twitter

Сказочные деньги Киностудии Довженко, или Как название фильма стало его сутью. Киевская премьера «Казки про гроші»

14:46 29.01.2018 0

Многим вопросам навсегда суждено остаться без ответов. Например, почему корабль часто плывет в прямой зависимости от своего названия?

Но предлагаю не фокусироваться лишний раз на риторических вопросах, а рассмотреть конкретный пример: фильм Национальной киностудии им. Довженко «Казка про гроші», снятый на деньги Госкино режиссером Олесей Моргунец. История длинная, запутанная, с открытым финалом и обнажающая несколько острых проблем украинской киноиндустрии, поэтому садитесь поудобнее - расскажу вам все, что удалось узнать.

«Казка про гроші» - это адаптация повести «Йом-Кіпур, або Судний день» житомирского писателя Владимира Короленко, известного гуманиста (если вдруг вас смутило название или смутный антисемитизм трейлеров). Путь этого фильма на экраны - наверное, самый долгий и извилистый из всех проектов, которые питчинговались в Госкино.

Со сценарием «Судный день», написанным еще в 1996 году, на второй конкурс кинопроектов Государственного агентства - в 2011 году, когда ведомство возглавляла еще Катерина Копылова - пришел известный украинский кинематографист Виктор Гресь, запугавший не одно поколение советских и украинских детей своим фильмом «Черная курица». И Национальная киностудия им. Довженко получила 100% финансирования в объеме 11 млн 911 тыс. грн (позже сумма была увеличена на 100 тыс. грн). 

Но с 2011-го до 2014-го производство фильма не продвинулось дальше предпродакшена (хотя часть бюджета уже была потрачена), поэтому, когда национальная валюта начала стремительно обесцениваться, а бюджет фильма - пропорционально сокращаться (затем финансирование и вовсе было заморожено Кабмином), Виктор Гресь отказался продолжать работу над фильмом без «индексации» и увеличения бюджета. Глава Киностудии Олесь Янчук начал искать на проект нового, кризисного режиссера - и нашел отнюдь не с первой попытки.

Впрочем, 25 января 2018 года эта история завершилась относительным хэппи-эндом - фильм «Казка про гроші» Олеси Моргунец-Исаенко вышел в прокат. Прокат не самый широкий, но и не совсем несуществующий.

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

На премьере фильм презентовали Олесь Янчук, додолбивший эту скалу, Филипп Ильенко, доведший до ума доставшийся ему в наследство от «папередников» долгострой, и Олеся Моргунец-Исаенко, которая взялась за гуж, который отказались тащить с десяток взрослых мужчин.

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

И, конечно, съемочная группа, в которой вы при ближайшем рассмотрении узнаете и звезд «Не зарекайся», и «Доктора Ковальчук».

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Киевской премьерой, кстати, дело не ограничилось - в Житомире фильм презентовали, например, звезды фильма Андрей Исаенко и Михаил Кукуюк (тот самый «Свингер») при полном аншлаге.

Фильм, который сама автор назвала «логичным стилистическим продолжением» «Пропавшей грамоты», больше напоминает телеспектакль - и светом, и декорациями, и звуком. Хотя некоторые актеры очень старались вдохнуть в свой материал больше динамики. Ну а сценарий «Казки про грошi» хранит лебединую верность первоисточнику, повести Владимира Короленко, хотя можно было бы сделать 100 минут хронометража и более насыщенными событиями. Впрочем, что я все рассказываю, смотрите сами:

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Самое зажигательное в фильме - конечно же, свечи

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Потому что фильм семейный, и максимум допустимой эротики - в этом кадре

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Зато жути и мистики - предостаточно

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Например, борода Николая Боклана, кажется, заимствованная со съемок «Мира вашему дому»

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

Впрочем, не все так строго и серьезно, хотя сказка и с целиком экономической подоплекой

О том, как фильму удалось разобраться не только со сказочными деньгами шинкарей, мельников и чертов-хапунов, но и с вполне реальным финансированием и дойти до экранов, я поговорила с режиссером Олесей Моргунец-Исаенко:

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

- Олеся, я знаю, что вы не первый, и даже не второй режиссер, который работал над этим проектом. Расскажите, как так получилось и когда фильм попал к вам?

- Да, фильм должен был снимать автор сценария Виктор Гресь, но из-за того, что не сделали индексацию бюджета, а финансирование получали траншами с затруднениями, Гресь отказался продолжить работу над фильмом. К тому же, он уже человек в возрасте. А мне позвонил Олесь Янчук, сказал, что фильм нужно доделать, и я сразу согласилась. Между этими двумя событиями были и другие режиссеры, но я не очень в курсе.

- Почему Янчук предложил фильм именно вам?

- Я снимала на киностудии им. Довженко короткий метр «Виолончель», как раз закончила работу и очень хотела попробовать себя в полном метре.

- Когда именно лично вы начали работу над проектом?

- Осенью 2016-го.

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

- Расскажите, на каком этапе вы получили проект. Что уже было сделано, что вы делали по-новой?

- Был проведен большой кастинг, но я в итоге сделала свой кастинг и взяла других актеров. У Греся были более возрастные актеры в центральных ролях, я же видела героев немного моложе. Были пошиты кое-какие костюмы, а некоторыми мы воспользовались.

В целом же у Виктора Греся была более дорогая концепция, в наш бюджет она больше не вписывалась. Там по плану было много лошадей, большая массовка, сцены со спецэффектами. Мы переписали сценарий, существенно переработали некоторые сцены, добавили в них больше комедийности, вернулись к тексту Короленко.

- Мы - это кто?

- Мне помогали сценаристы «Дизель-шоу».

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

- В вашем фильме есть небольшая сцена с использованием анимации...

- Я преподавала в школе «Червоний собака», где очень полюбила эту форму подачи историй. Да, мне очень хотелось использовать анимацию, более того, хотелось и несколько других сцен с анимацией. По отзывам зрителей, это один из самых удачных аспектов фильма. К сожалению, анимация - это и недешево, и долго, и мы просто не успевали добавить больше в картину. 

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

- В фильме очень много ночных съемок. Большая часть действия происходит ночью. Это ваше режиссерское видение?

- Тому несколько причин - во-первых, такое решение было в первоисточнике, в повести Короленко все действие происходит ночью. Ну и ночь скрывает недостатки декораций, в которых мы снимали.

- А снимали вы в Пирогово?

- И в Мамаевой слободе снимали шинок - к сожалению, в Пирогово подходящий шинок не нашли.

- Возвращаясь к теме ночных съемок - из-за этого фильм получился для детского очень темным...

- Это не совсем детский, скорее, семейный фильм. Вчера, впочем, была премьера в Житомире с Андреем и Мишей (Исаенко и Кукуюк, - МН), был полный зал и, они говорят, полный восторг именно у детей 7-8 лет, которые подходили, хвалили фильм и очень благодарили.

- У вас вообще было немало премьерных показов, целый тур. Как воспринимали картину зрители?

Госкино, питчинг, Катерина Копылова, Казка про грошi, Киностудия Довженко, Олесь Янчук, Олеся Моргунец

- В регионах многим очень понравилось. В Киеве люди более избалованы экшном, а это кино нужно слушать. Классно пошел фильм в Западной Украине, на Востоке - сложнее. Мне кажется, тем, кто любит украинское, фильм заходит.

- При этом, если я правильно понимаю, у вас нет прокатчика. Вы сами себя прокатываете?

- Нет, у нас есть прокатчик, просто это новая компания «Формат-фильм», мы - их первый кинотеатральный релиз. Поэтому работают над прокатом все - и я, и Олесь Янчук звонит в регионы, договаривается о прокате. Работаем сообща. 

Нас просто не взяли прокатчики. Отправляли фильм B&H - Батрух его не посмотрел, мы приглашали прокатчиков на просмотр, когда тестировали DCP, пришел только Илья из Prokat 86. Кстати, он сейчас тоже нам помогает. Сказал, что «нормальный фильм, надо работать», но другое дело, что денег на промокампанию у нас не было.

По тем кинозалам, которые нас взяли, кстати, ходят на фильм приблизительно так же, как на «Изи» и «Червоний».

- Сколько всего у вас экранов?

- Точное количество назвать не могу. Много коммунальных кинотеатров, «Планета кино», «Жовтень», «Баттерфляй». 

Немного сравнительной статистики: бюджет фильма «Казка про грошi», как я уже говорила, 12 млн грн. Фильма «Свингеры» - около 2,5 млн грн, «Сторожевой заставы» - около 40 млн грн. Мораль сей сказки (о которой следует задуматься, конечно же, в первую очередь продюсерам): важен не столько бюджет, сколько рациональность его использования. Впрочем, лучше посмотрите фильм и делайте выводы о его морали сами.

Фото пресс-службы «Казка про грошi»

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...
''