Почти триумфальное возвращение «Стрiмголов». Зачем фильм снова в прокате, и с какими результатами
Одна из самых поразительных историй нынешней Олимпиады в Пхенчхане - о том, как парница Алена Савченко в возрасте, для фигуристки практически пенсионном, с третим по счету партнером и на пятых Играх взяла-таки золотую медаль.
А у меня есть для вас история не менее per aspera ad astra, еще и об украинском кинематографе. Поэтому предлагаю сесть поудобнее и послушать, как фильм «Стрiмголов» молодого режиссера Марины Степанской через все зрады дошел, наконец, до перемоги.
15 февраля 2018 года «Стрiмголов» вышел-таки в повторный прокат - для украинского кино явление неслыханное, ведь многие и один-то раз попасть на кинотеатральные экраны не способны (да, «Казка старого мельника» и Павел Грицак, это камень в первую очередь в ваш огород).
Но чтобы понять все торжество взлета, нужно вначале измерить глубину падения, поэтому расскажу-ка я вам предысторию.
Жила-была режиссер Марина Степанская - на тот момент еще не очень понятно, насколько талантливая, ведь зарекомендовала себя пока только в коротком метре (хотя и отличном - ее «Мужскую работу» назвали лучшим короткометражным фильмом ОМКФ). И была у нее идея снять полнометражный фильм. Марина написала сценарий и поняла, что реализовать его своими силами невозможно - как и любой, в принципе, полный метр в Украине. Требуется или инвестор, или финансирование Госкино. И отправилась на питчинги - то есть конкурс кинопроектов Государственного агентства по вопросам кинематографа. И все бы было хорошо, но.
Марина Степанская и Филипп Ильенко
Режиссеры и авторы сценариев не ходят по конкурсам сами - для этого у фильма должен быть продюсер. В случае «Стрiмголов» продюсеров на квадратный метр - больше, чем может показаться с первого взгляда.
На восьмом конкурсе кинопроектов Госкино на питчинге производством фильма обещала заняться студия Елены Ершовой «Татофильм». И все бы ничего, но мир кинематографа слишком тесен: Андрей Ящишин, первый заместитель главы Госкино на тот момент, подписал программу производства, в которую включил два проекта «Татофильм». По странному стечению обстоятельств, компания «Татофильм» зарегистрирована на его дочь Екатерину, а продюсером фильмов значилась экс-супруга Ящишина Елена Ершова. На этот конфликт интересов отреагировала антикоррупционная прокуратура: суд признал Андрея виновным, запретил занимать руководящие должности в госорганах и оштрафовал. А фильм «Стрiмголов» попал под раздачу.
Елена Ершова осталась формально продюсером фильма, но обязанности по производству картины передала коллегам - студии «Инсайтмедиа».
То есть Владимиру Филиппову и Андрею Суярко
Тогда же бюджет «Стрiмголов» сократили более чем в два раза. Так и стал фильм приемышем во всех студиях. Но все же был снят.
Проходит год, и фильм попадает в конкурсную программу Карловарского международного кинофестиваля. Где призов не завоевывает, но получает очень хорошую прессу и внимание сейлзов. Далее следует череда побед на фестивалях, в том числе, за операторскую работу и за актерскую работу Дарьи Плахтий - и еще более пристальное внимание прокатчиков.
В том числе - украинского дистрибутора KinoVe, компании с хорошим вкусом но, как выяснилось, с не лучшими связями в кинотеатрах, по крайней мере пока.
9 ноября 2017 года фильм вышел в прокат.
Тогда, согласно данным Госкино, он привлек всего 1255 зрителей и чуть более 77 тыс. грн кассы. Большую часть этих зрителей принес фильму один кинотеатр - киевский «Жовтень». Продюсеры, а особенно режиссер фильма Марина Степанская, остались прокатом недовольны - и из-за малого количества экранов и недостаточной географии проката, и из-за того, что почти все показы (кроме премьеры) были в HD-залах, а не на DCP-копиях.
15 февраля 2018 года фильм «Стрiмголов» вернулся на экраны - достижение для украинского кино, повторюсь, беспрецедентное. Как именно это удалось, мне рассказали режиссер картины Марина Степанская и дистрибутор, основательница компании «Жовтень-прокат» Людмила Горделадзе. Первое слово - Марине.
- То, чего добилась Людмила Борисовна - беспрецедентно. География показа в этот раз - Киев, Львов, Хмельницкий, Черновцы, Полтава, Одесса, Харьков, Мариуполь, Сумы, Луцк, Каменское, Бровары, Белая Церковь, Полонне, Нетешин. До последнего велись переговоры, например, с кинотеатром в Ровно - очень жаль, что не получилось договориться.
- То есть росписью вы довольны? Количеством экранов?
- Да.
- В прошлый раз, я помню, вас очень беспокоило, что фильм не выходит в DCP, то есть по качеству звука и изображения не будет соответствовать задумке. Сейчас есть DCP-залы?
- Конечно, во всех сетевых кинотеатрах, это «Баттерфляй», «Планета кино», Multiplex, Wizoria, Cinema City. В Киеве посмотреть фильм не проблема. С регионами Украины, конечно, все значительно сложнее.
- Вы следите за тем, какие цифры фильм показывает в прокате?
- Нет, пока не слежу. Я для себя решила, что буду смотреть по результату в целом, иначе слишком волнительно каждый день ждать цифры.
- В связи с повторным выходом фильма в прокат вы поменяли рекламные материалы - сделали новый постер, новый трейлер.
- Да, нас убедил дистрибутор. Дело в том, что все очень хвалили наш первый постер на международных фестивалях, он нравился публике там. Но тут все мы - и я, и Даша Плахтий, и Андрей Селецкий - no name. Поэтому нужно было «локализовать» промо-материалы.
Первая версия постера
Вторая версия постера
Я очень люблю Троещину, очень люблю те ее виды, которые попали в итоге на новый постер. Этот вариант, кстати, был у нас в черновиках промоматериалов перед первым релизом. Поэтому долго нас убеждать не пришлось.
- Мне тоже кажется, что фильму больше к лицу второй постер, который не с усредненно-красивыми лицами, как любой другой европейский продукт, а с узнаваемым украинским пейзажем.
- Значит, у нас с «Жовтень-прокат» получилось, это и была цель нового промо.
- У вас был и повторный трейлеринг?
- Да, специально для второго релиза мы сделали 40-секундный новый трейлер:
Опубликовано ІнсайтМедіа 7 февраля 2018 г.
- Кинотеатральный прокат в Украине - это для «Стрiмголов» далеко не конец истории. Вы выходите в прокат во Франции...
- Да, у нас есть международный сейлз, они сейчас подыскивают дистрибутора для французского проката. «Стрiмголов» получил приз зрительских симпатий на фестивале в Premiers Plans в Анже, а вместе с этим грант на прокат во Франции на сумму 55 тыс. евро. Кроме того, будет премьера в США - сейчас мы выбираем между двумя крупными фестивалями в Америке. В целом, на ближайшие полгода каждый месяц у нас премьера, или даже несколько.
- То есть речи о релизе на VOD пока нет?
- Речь есть (смеется). Сейлз-агент, в отличие от нас, на этом зарабатывает. Но выпускать фильм на VOD до того, как он откатает свою фестивальную и кинотеатральную программы, нельзя. Но переговоры с платформами, насколько я понимаю, уже ведутся.
А вот что рассказала мне Людмила Горделадзе, директор кинотеатра «Жовтень» и дистрибутора «Жовтень-прокат»:
- Это прозвучит странно, но я не рассчитывала на кассу, когда бралась за прокат украинских артхаусных фильмов. В Украине пока нет аудитории для таких фильмов, кроме как в кинотеатре «Жовтень» и еще нескольких. Наш процент как дистрибутора вообще крохотный, если мы и получим с проката какие-то деньги, то несколько тысяч гривен. Создание «Жовтень-прокат» для меня не было финансовым проектом.
- А каким проектом?
- Это эксперимент, чтобы понять, какая именно сечас ситуация с прокатом украинского артхаусного кино. Это попытка прощупать рынок и начинать формировать аудиторию. Пока что мне очевидно, что зритель ходит только на «Киборги» или «Свингеров» и не готов воспринимать другое украинское кино где-либо, кроме как в специальных кинотеатрах. В «Жовтень» зритель ходит целенаправленно за артхаусом.
- И что нужно сделать, чтобы зритель ходил так целенаправлено не только в считанные кинотеатры, и не только в Киеве?
- Все очень подробно и понятно расписано в книге Жоэля Шапрона. Во Франции целенаправленно поддерживаются кинотеатры, которые показывают разнообразное, в том числе артхаусное, кино, они получают поддежку государственного фонда. Так и формируется аудитория - не сразу, конечно, а со временем, с целенаправленной политикой поддержки.
- В Украине предпочли силовой метод и внедряют квоты.
- Да, буквально на днях мы получили от КГГА письмо с распоряжением подать отчеты о показе украинского кино. Форма отчетности - за 2004 год. Там до сих пор отдельно указываются видеоправа. Мы подадим, конечно, но форму нужно привести в соответствие с нормами нового законодательства и вообще реалиями.
А что касается квот - 1 марта, например, выходит в прокат фильм «Иней» - и, как позже стало известно, еще и фильм «Сотка» (дистрибутор B&H, - МН). Кинотеатру не нужно разнообразие, ему достаточно поставить один фильм на все требуемые квотой сеансы. Как думаете, они сделают выбор в пользу комедии от крупнейшего дистрибутора или артхаусного фильма? Украинские фильмы вообще не готовы пока друг с другом конкурировать.
- Вернемся к «Стрiмголов». Если это не финансовый проект, то получается, что вложенные в прокат деньги не вернутся?
- А у нас не было особого бюджета на промо и прокат. Мы своими силами помогали кинотеатрам подготовиться к прокату, сами доставили им копии. Продюсер за свой счет напечатал новые промоматериалы. Они рассчитывают на поддержку Госкино, но вы же знаете, что государство может только оплатить расходы уже по факту, а не выдать деньги вперед.
Мы попытались воспользоваться нормами нового Закона и продвигать рекламу на телевидении как социальную - увы, ничего не получилось, телеканалы не пошли нам навстречу. Они заинтересованы только в своем собственном продукте, в котором выступают сопродюсерами и получают в результате сериал. Теперь вот и бюджет Госкино на финансирование фильмов уйдет на сериалы. Кое-какая реклама была на радио, но на телевидении - нет.
На этой ноте напомню, все же, что повод для оптимизма есть: если «Стрiмголов», несмотря на все приключения в пути, удалось найти своего зрителя, пускай и со второй попытки, значит, рано отчаиваться. До встречи в кино.
Фото Кирилла Авраменко, «Стрiмголов»