]
Facebook LiveJournal Twitter

Цена вопроса - полмиллиарда. Что такое фильмы патриотической направленности, и как Минкульт собирается их снимать

14:20 28.02.2018 2

Вчера я вам рассказывала, что Коллегия Министерства культуры на заседании отклонила проект Рекомендаций оценки фильмов патриотической направленности - документ в высшей степени спорный.

Несмотря на то, что обсуждение проекта (особенно усилиями Павла Гудимова, Александра Ройтбурда и Натальи Кривды) было живым, интересным, и репортаж получился бы захватывающий, реакция даже очень приближенных к кинопроцессу и телепроцессу кругов - даже в рядах самого Министерства культуры - показывает, что не все точки над «i» расставлены. Поэтому чем расписывать в ролях все происходившее, предлагаю освежить в памяти хронологию и тесносплетение событий и решений, которые привели к сложившейся ситуации.

Назвать которую иначе, чем «маемо те, що маемо», язык не поворачивается.

Что произошло?

Средства, выделенные государством на финансирование сферы кинематографа, были разделены на две приблизительно равные по объему, но кардинально разные по механизму распределения бюджетные программы.

Когда это произошло?

В декабре 2017 года, когда народные депутаты приняли Закон о государственном бюджете Украины на 2018 год.

Но есть одно но. Принятию бюджета предшествовали долгие переговоры, переоценки ценностей и пересмотры решений. И чтобы понять, что почем в этой ситуации, нужно отмотать еще дальше - до 2015 года и создания инициативы #КіноКраїна. Надеюсь, напоминать вам, что это такое, не надо - но если вдруг, то прошу.

На волне запретов, ограничений и закрытия ряда рынков сбыта, с одной стороны, а с другой - растущей финансовой поддержки кинематографа в единой инициативе объединились представители двух родственных, но все же разных индустрий: кино и телевидения. Совместно был разработан Закон Украины о государственной поддержке кинематографии (в понятие включили, в том числе, телепродукт), совместными же усилиями было пролоббировано его принятие. Но вот кто и какого размера ложкой должен затем есть честным трудом заработанный торт, стороны заранее договориться не смогли.

В 2017 году, когда пришло время получить каждому свою порцию от 1 млрд 020 млн, выделенных на сферу, выяснилось, как обычно, что стремления не совсем совпали с возможностями.

На кино выделили 1 млрд грн, а им все мало. Может, кто-то слишком обнаглел?

Изначально речь шла о 2 млрд грн. И вообще, пора снова разобраться, зачем индустриям нужны деньги, и на что их предложено тратить. Так будет меньше поводов для ссор.

Согласно упомянутому выше Закону Украины о государственной поддержке кинематографа, предусмотрены:

- финансирование производства кинотеатральных фильмов;

- финансирование производства телефильмов и телесериалов;

- финансирование не только производства, но и промо/дистрибуции снятых при поддержке государства фильмов;

- реализация программы ребейтов (возврата 16,6% от квалифицированных затрат на производство в Украине, так как квалифицированные затраты - это инвестиции в экономику региона) и налоговых льгот;

- финансовая поддержка международных кинофестивалей в Украине и участия Украины в главных фестивалях и кинорынках мира.

Этот список (и он не исключителен) - всего лишь определенные новым законодательством обязательства, которые на себя взяло государство. Вопрос нужно ставить несколько иначе - кто должен теперь эти обязательства выполнять?

Кто же должен реализовывать все эти проекты?

Вот мы и подошли к самому интересному вопросу, который емко характеризуется простым выражением «ломать - не строить».

Согласно новому законодательству, функции возлагаются на Госкино. Но в предыдущих итерациях проектов, Украине предстояло создать Фонд кинематографа - точнее, соответствующий департамент в новосозданном Украинском культурном фонде. При этом сам Украинский культурный фонд пока со своими полномочиями точно не определился: сопроводительные подзаконные акты пока только разрабатываются.

Как вы понимаете, директор этого Культурного фонда Юлия Федив была назначена меньше месяца назад, так что до формирования дирекции еще работать и работать.

Тем временем Госкино должно разработать систему подзаконных актов (говорят, их должно быть 48, но количество новых необходимых документов все время растет) о переходе к новой системе государственной поддержки.

Пока тянется переходной период (который должен был закончится в 2017 году, но, как видите, ни конца ни края ему не видно), Экспертная комиссия при Госкино (одна из двух, Питчинговая, а не Прокатная) тихо сложила свои полномочия и формально уже не существует. Задач у экспертов осталось две: принимать на сдаче уже отснятые фильмы и принимать решения о замене режиссера или компании-производителя на уже утвержденых проектах, если возникнет такая необходимость.

Украинский культурный фонд заработает в полную силу не раньше, чем к концу года. Будет ли при нем создан Фонд кино, или это должна быть самостоятельная институция, вообще неизвестно. Подзаконные акты, которые разрабатывает рабочая группа при Госкино, уже больше 9 месяцев на стадии work in progress, а принятие значительной их части невозможно без принятия парламентом изменений в Бюджетный кодекс Украины.

И тут, словно ситуация была недостаточно запутанной, возник третий распорядитель средств: непосредственно Министерство культуры Украины. В Законе о госбюджете Украины на 2018 год бюджетная программа на 500 млн грн предусмотрена отдельно, и распоряжаться ею должно именно министерство.

Все это любопытно, но будет ли питчинг?

Для тех, кого интересуют прикладные вопросы: нет. Более того, конкурса кинопроектов Госкино и не должно было быть в 2018 году. Фантомный весенний питчинг 2018 года, который болит всей киноиндустрии уже месяц, ампутировали еще осенью 2017-го, приняв вместе с новым Законом Украины о государственной поддержке кинематографа нормы о том, что теперь конкурсами кинопроектов и обновленными питчингами будет заниматься новое, еще не созданное учреждение.

Существовавшая система питчингов на Десятом конкурсе кинопроектов «закончилась», а новая - не была создана. Предполагалось, что ее успеют создать долгими зимними вечерами, но в декабре 2017 года после принятия закона о государственном бюджете Украины стало очевидно, что это и не понадобится.

Заявленный премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом «1 млрд грн на киноиндустрию» оказался 520 млн грн на все бюджетные программы Госкино (а это и финансирование Довженко-Центра, и деньги на кинофестивали «Молодость» и ОМКФ, и на десятки фестивалей и Дней украинского кино, и на реализацию Программы производства фильмов, утвержденную Министерством культуры, в которой еще не все победители Восьмого и Девятого питчингов получили свое финансирование, что уж говорить о 70 с лишним проектах-победителях Десятого питчинга). Соглавно уже подписанным контрактам Госкино с производителями, финансирования на 2018 год, а это около 480 млн грн, хватит приблизительно на 60% уже заявленых проектов-победителей.

#кінокраїна, Минкульт, Министерство культуры, Евгений Нищук, Госкино, киноиндустрия

Удивительно отсутствие питчинга в 2018 году только потому, что с 2015-го конкурсы проводились часто, вовремя и по понятной процедуре. А к хорошему быстро привыкаешь.

Значит, будет питчинг на 500 млн грн, которые в распоряжении Минкульта?

Именно тут и рылась собака.

Свалившиеся два с половиной месяца назад на Министерство культуры деньги могут быть эффективно использованы. А могут и нет. Пока что все указывает на то, что - нет. Рассмотрим ситуацию внимательно.

Вчера, 27 февраля, Коллегия Министерства культуры рассмотрела и отклонила первый документ, который должен был определить основополагающие принципы реализации программы «Фильмы патриотического направления». Судя по всему, первые два месяца года программой не занимались совсем, если результатом двухмесячной работы стал документ на одну страницу с весьма неконкретными рекомендациями о том, что понимать под «фильмами патриотической направленности».

Коллегия Минкульта рассмотрела Рекомендации и забраковала их уже в первые десять минут обсуждения. 

Это хорошо или плохо? И почему вообще это важно?

Важно не то, что Коллегия рекомендации отклонила, важно - почему. А причин две: Коллегия Министерства культуры посчитала, что нужно создать Экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением конкурса проектов, и уже Комиссия должна, в сотрудничестве с профильными институциями, профессиональными объединениями и ассоциациями (как вот НСКУ, Украинская киноассоциация и Ассоциация киноиндустрии Украины) разбираться, что же такое «фильмы патриотической направленности». Причем разбираться можно уже непосредственно в процессе проведения кинокурса проектов.

Вторая же причина и есть самая спорная: в Рекомендациях Министерства культуры Украины «фильмы патриотической направленности» (а так называется бюджетная программа в Законе Украины о госбюджете, поэтому изменить эту формулировку нельзя) почему-то однозначно трактовались как телевизионные фильмы, телевизионные сериалы и телеверсии спектаклей. И почему-то только о современной жизни Украины. Членов Коллегии смутило, что в бюджетной программе «Фильмы патриотической направленности» нет ни слова о телепродукте, а в предложенной Минкультом рекомендации по реализации программы - наоборот, ни слова о кинотеатральных релизах.

Наконец, весьма странно, что «патриотическая направленность» трактуется исключительно как сериалы о современной жизни государства. Даже сложно обвинить Министерство культуры в любви к вышиванкам, учитывая, что ни козацкая, ни героически-освободительная, ни холодноярская тематики, ни байопики о выдающихся украинцах прошлого в предложенное определение не попали. В общем, украинскому кинематографу сильно повезло, что Коллегия отклонила первую версию рекомендаций.

Кому это выгодно?

Очевидно, что потратить 500 млн грн на производство телепродукта хотят производители телепродукта.

Отдельный вопрос, может ли индустрия телесериального производства претендовать на этот ресурс? Простой ответ, он же сложный - да, может. В Законе Украины о государственной поддержке кинематографа, о котором мы говорили несколькими абзацами ранее, неоднозначно определено, что государство обязуется финансово поддерживать как кино-, так и телепроизводство. Вместе лоббиловали, вместе теперь и ужинать придется.

Другое дело, в каких пропорциональных соотношениях эти деньги будут направлены на каждую из индустрий. И если до вчерашнего заседания Коллегии создавалось впечатление, что телепроизводство заняло все 500 млн бюджетной программы «фильмы патриотической направленности», то теперь стало очевидно, что единого подхода к ситуации стороны пока не выработали, и передел индустриям еще предстоит.

Что теперь делать?

Садиться за стол переговоров и договариваться.

Министерство культуры предложило в срок от 10 дней до месяца провести рабочие встречи с представителями профильных индустриальных объединений: НСКУ, Украинской киноассоциацией, Ассоциацией киноиндустрии Украины, а также, думаю, без Индустриального телевизионного комитета и академий не обойдется, и выработать механизм распоряжения средствами бюджетной программы. Есть даже надежда, что эти встречи будут открытыми для СМИ и представителей общественности.

В любом случае обещаю внимательно следить за ходом переговоров и держать руку на пульсе.

Фото - youtube.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...